Методические рекомендации по порядку выдачи лицензий на розничную продажу алкогольной продукции на территории Ленинградской области (для муниципальных образований Ленинградской области) (утверждены приказом комитета государственного лицензирования Правительства Ленинградской области от 20 ноября 2002 г. N 1-01/15)

Утверждены

приказом комитета

государственного лицензирования

от 20 ноября 2002 г. N 1-01/15

 

Методические рекомендации
по порядку выдачи лицензий на розничную продажу алкогольной продукции на
территории Ленинградской области
(для муниципальных образований Ленинградской области)

 

1. Общие положения

 

1.1. Настоящие методические рекомендации разработаны в соответствии с Порядком выдачи лицензий на розничную продажу алкогольной продукции на территории Ленинградской области, утвержденным постановлением Правительства Ленинградской области от 11 марта 2002 года N 16, вводятся вместо ранее действовавших Методических рекомендаций, утвержденных приказом комитета от 24 ноября# N 1-01/43, и предназначены для оказания методической помощи муниципальным образованиям Ленинградской области при лицензировании указанного вида деятельности.

ГАРАНТ:

Постановлением Правительства Ленинградской области от 5 сентября 2013 г. N 285 постановление Правительства Ленинградской области от 11 марта 2002 г. N 16 признано утратившим силу

1.2. Лицензия выдается на единый вид деятельности без разделения на виды реализуемой продукции и указания объемов реализуемой алкогольной продукции.

1.3. Лицензированию подлежит деятельность по розничной продаже алкогольной продукции как юридических лиц, так и индивидуальных предпринимателей.

1.4. Лицензии на розничную продажу алкогольной продукции выдаются исполнительными органами муниципальных образований Ленинградской области (далее по тексту - администрациями).

1.5. Лицензии, выданные администрациями муниципальных образований Ленинградской области, действуют на всей территории Ленинградской области. Это означает, что у одного лицензиата может быть только одна лицензия на право розничной продажи алкогольной продукции независимо от того, в каком муниципальном образовании он осуществляет эту деятельность. Подтверждением этого права на территории конкретного муниципального образования является копия лицензии на объект лицензирования.

1.6. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие объекты лицензирования (объекты торговли) на территории нескольких муниципальных образований Ленинградской области, могут подать заявление на выдачу лицензии в администрацию любого из муниципальных образований, на территории которого эти объекты находятся.

1.7. Лицензия на право розничной продажи алкогольной продукции выдается только при наличии объекта лицензирования.

 

2. Основные термины и понятия

 

2.1. Лицензия - разрешение на осуществление лицензируемого вида деятельности.

2.2. Субъект лицензирования - конкретное юридическое или физическое лицо (индивидуальный предприниматель), имеющее лицензию (лицензиат) или обратившееся с заявлением о выдаче лицензии (соискатель лицензии).

2.3. Объект лицензирования - место осуществления лицензируемой деятельности (помещение, здание, сооружение), к которому предъявляются лицензионные условия и требования (условия действия лицензии).

2.4. Документ, подтверждающий наличие лицензии (в целях сокращения, далее по тексту - лицензия) - документ, выдаваемый администрацией муниципального образования на бланке установленной формы, имеющий степень защищенности на уровне ценной бумаги.

2.5. Копия лицензии (документа, подтверждающего наличие лицензии) - обязательный документ, оформленный на таком же бланке, как и сама лицензия, и включающий кроме реквизитов лицензии, дополнительные сведения об объекте лицензирования.

2.6. Приложение к лицензии - обязательный документ, изготовленный на специальном бланке установленной формы, имеющий степень защищенности на уровне ценной бумаги. Лицензия без приложения является не действительной.

2.7. Надзор за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий - система мер, осуществляемых администрациями муниципальных образований, государственными надзорными и контрольными органами в пределах их компетенции в целях обеспечения соблюдения лицензиатами при осуществлении розничной продажи алкогольной продукции соответствующих лицензионных требований и условий.

2.8. Лицензионные условия и требования (условия действия лицензии) - совокупность установленных нормативными правовыми актами требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении розничной продажи алкогольной продукции.

 

3. Порядок выдачи лицензии

 

3.1. Рассмотрение заявления

 

3.1.1. Заявление подается в администрацию муниципального образования по месту осуществления деятельности в установленной форме (приложение 1 и 2).

К заявлению прилагается опись документов, форма которого приведена в приложении 3. Вместе с заявлением соискателем лицензии представляется пакет документов, установленный пунктом 9 Порядка выдачи лицензий.

3.1.2. Справка налогового органа об отсутствии просроченной задолженности по уплате налогов и сборов должна быть представлена по форме приложения N 1 к письму Министерства РФ по налогам и сборам от 17.10.2000 г. N СВР-6-31/807@.

Если соискатель лицензии представляет справку по форме приложения 2 к указанному письму МНС РФ, то независимо от вида просроченной задолженности (по налоговым платежам, пени, штрафам), это равносильно отсутствию документа, установленного Порядком выдачи лицензий. В этом случае считается, что заявление подано с неполным комплектом документов и регистрации не подлежит.

3.1.3. Заключения санитарно-эпидемиологического и пожарного надзора на момент подачи заявления должны быть действующими и представлены на каждый объект лицензирования (место осуществления деятельности) с обязательным указанием адреса каждого объекта.

3.1.4. Соискатели лицензии, осуществляющие в городах (поселках городского типа) продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 13%, подают сведения о наличии на объекте лицензирования охранной сигнализации и сейфов по форме согласно приложения 10. Для объектов лицензирования, расположенных в других населенных пунктах, указанный документ не требуется.

В соответствии с ГОСТ Р 50775-95 "Системы тревожной сигнализации. Часть I. Общие требования. Раздел 1. Общие положения." под системой охранной сигнализации понимается: "Совокупность совместно действующих технических средств для обнаружения появления признаков нарушителя на охраняемых объектах, передачи, сбора, обработки и представления информации в заданном виде.". Согласно п.1 указанного ГОСТа различные системы тревожной сигнализации должны включать в себя ряд технических элементов (например, пункт централизованного наблюдения), которые являются обязательными для всех систем. Отсутствие хотя бы одного из обязательных элементов квалифицируется как отсутствие на объекте системы охранной сигнализации.

Обращаем внимание на то, что к обслуживанию систем охранной сигнализации могут привлекаться на равных условиях как частные охранные предприятия, так и органы вневедомственной охраны (п.4.3.). При этом органы вневедомственной охраны уполномочены (постановление Правительства РФ от 14.08.92 г. N 589) осуществлять инспектирование органов ведомственной охраны и технический надзор за использованием систем охранной сигнализации.

При характеристике помещения, оборудованного сейфами, рекомендуем руководствоваться требованиями ГОСТ Р 50862-96 "Сейфы и хранилища ценностей. Требования и методы испытаний на устойчивость к взлому и огнестойкость".

3.1.5. Характеристика объекта лицензирования представляется в форме, приведенной в приложении 9. В форме должны найти отражение основные параметры объекта (общая площадь, в т.ч. торговая и складская; вид объекта - магазин, кафе и т.д.; время работы и др.). При характеристике объекта используются ГОСТ Р 51303-99 "Торговля. Термины и определения" и ГОСТ Р 50762-95 "Общественное питание. Классификация предприятий".

ГАРАНТ:

ГОСТ Р 50762-95 отменен с 1 января 2009 г.

3.1.6. При наличии полного пакета документов администрация муниципального образования обязана зарегистрировать заявление соискателя лицензии и в течение 30 дней со дня регистрации принять решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии.

Не допускается прием заявления с неполным комплектом документов!

3.1.7. Поскольку оригиналы всех или большинства документов должны находиться у хозяйствующего субъекта с целью предъявления их представителям надзорных органов, в администрацию муниципального образования представляются копии этих документов. При этом копии документов либо должны быть заверены нотариально, либо представлены одновременно с оригиналами. В этом случае специалист, принимающий документы, должен внимательно сличить содержание копий документов с их оригиналами и заверить своей подписью и печатью "Для регистрации" (либо другой, - не гербовой, - печатью администрации муниципального образования).

Заверительная надпись на копии документа должна обязательно включать дату.

3.1.8. Специалист по приему и выдаче документов администрации муниципального образования должен сформировать в день подачи заявления лицензионное дело (заявление с описью и необходимыми документами, подшитые в скоросшиватель) и внести соответствующую информацию в базу данных (при наличии таковой).

3.1.9. Документы в деле рекомендуется располагать в следующем порядке от титульного листа:

а) опись документов в лицензионном деле;

б) заявление соискателя лицензии;

в) опись документов к заявлению соискателя лицензии;

г) свидетельство о государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя;

д) учредительные документы (Устав, учредительный договор) - для юридических лиц;

е) документ о постановке на налоговый учет;

ж) информационное письмо из органа государственной статистики;

з) документы, характеризующие материальную базу заявителя (характеристика объекта);

и) заключения контролирующих и надзорных органов (пожарного надзора, санитарно-эпидемиологического и др.);

к) документ об оплате рассмотрения заявления (в настоящее время не представляется, поскольку вопрос взимания платежей, в том числе лицензионного сбора, не урегулирован на федеральном уровне);

л) решение о выдаче (отказе в выдаче) лицензии;

м) копия документа, подтверждающего наличие лицензии (в том числе копии на места осуществления деятельности);

н) другие документы, поступающие в дело в хронологическом порядке.

3.1.10. Затем этот же специалист проводит правовую (камеральную) экспертизу документов, находящихся в лицензионном деле.

В первую очередь, это касается соответствия учредительных документов соискателя лицензии (Устава) нормам федерального законодательства.

Специалист по приему и выдаче документов муниципального образования обязан:

- тщательно проверить заполненную форму заявления. При этом в заявлении не допускаются исправления и подчистки;

- проверить комплектность сдаваемых документов в соответствии с перечнем Порядка лицензировании розничной продажи алкогольной продукции на территории Ленинградской области;

- проверить правильность оформления документов, обратив особое внимание на наличие печатей, штампов и соответствие их названий данным заявителя согласно учредительных документов; даты выдачи и сроки действия справок и иных документов, имеющих ограниченный срок действия;

- оформить опись принятых документов в двух экземплярах, один из которых подшивается в дело, другой передается на руки заявителю. Оба экземпляра описи подписываются специалистом по приему заявлений и документов;

- записать данные заявления и заявителя в журнал регистрации. Если документы сдает доверенное лицо заявителя, то - и реквизиты доверенности (номер, дату выдачи, срок действия, Ф.И.О. доверенного лица).

3.1.11. Особое внимание необходимо обращать на содержание заключений, а именно: на соответствие названия вида деятельности, адресов (юридического и места осуществления деятельности); на особые условия, которыми надзорный орган обременил действие своего заключения; на реквизиты документа (наличие углового штампа, исходящего номера и даты) и др.

Во всех заключениях должно быть четко указано - соответствует ли соискатель лицензии и объект лицензирования предъявляемым лицензионным требованиям и условиям!

3.1.12. Все документы на момент подачи в администрацию муниципального образования должны быть действующими!

3.1.13. Если в результате экспертизы специалистом сделан вывод о соответствии представленных документов требованиям гражданского и иного законодательства, им готовится проект решения муниципального образования о выдаче лицензии.

3.1.14. Основанием для отказа в выдаче лицензии может быть наличие недостоверной информации в заявлении или документах заявителя, а также несоответствие соискателя лицензии лицензионным условиям и требованиям.

В случае обнаружения недостоверной информации или получения в процессе рассмотрения заявления из иных источников (от государственных надзорных и контролирующих органов или при проверке лицензирующим органом) сведений о несоответствии лицензиата лицензионным условиям и требованиям, специалистом по приему документов готовится справка (или докладная записка), в которой перечисляются основания для отказа в выдаче лицензии и проект решения главы муниципального образования. При этом выявленные факты должны быть подтверждены документально, в том числе официальным извещением муниципального образования со стороны надзорных и контролирующих органов.

Несоответствие (соответствие) соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям устанавливается при обследовании объекта специалистами муниципального образования.

Одним из обязательных условий осуществления деятельности по розничной продаже алкогольной продукции является наличие у лицензиата на праве собственности, аренды или ином законном основании помещений для хранения и розничной продажи алкогольной продукции. Следовательно, готовность соискателя к получению лицензии и осуществлению деятельности (выполнению лицензионных условий и требований) должно подтверждаться наличием документов, удостоверяющих его право на соответствующие помещения.

Такими документами являются либо договор аренды (помещения, здания, сооружения), либо документ о праве собственности на эти объекты, либо договор о передаче объектов недвижимости в хозяйственное ведение, оперативное управление. Причем на объекты недвижимости права у пользователей возникают только с момента их государственной регистрации. Другими словами, договоры аренды недвижимого имущества должны быть зарегистрированы в регистрирующем органе (Ленинградской областной регистрационной палате или ее территориальном органе). Исключение составляют краткосрочные (до 1 года) договоры аренды помещений, а также отдельных зданий, сооружений.

Основным правоустанавливающим документом на объекты, не относящиеся к недвижимому имуществу (павильоны, ларьки, киоски и др.), являются договор аренды земельного участка, на котором размещаются временные объекты. При этом краткосрочные договоры аренды (до 1 года) государственной регистрации не подлежат.

3.15. В случае отказа в выдаче лицензии заявление с документами соискателю лицензии не возвращаются.

После устранения обстоятельств, явившихся основанием отказа в выдаче лицензии, возобновление процесса рассмотрения заявления не предусмотрено. Должно быть оформлено и рассмотрено новое заявление с новым пакетом документов.

3.1.16. Рассмотрение заявления соискателя лицензии, включающее прием документов, проведение камеральной экспертизы (в отдельных случаях обследование объекта), подготовку и выдачу лицензии на руки заявителю, - осуществляется в течение 30 календарных дней. Началом срока считается день (дата) внесения в Журнал регистрации записи о приеме заявления с необходимыми документами. Эта же дата должна быть указана в описи к заявлению, выдаваемой на руки соискателю лицензии. Окончанием срока считается день (дата) принятия решения администрацией муниципального образования о выдаче (отказе в выдаче) лицензии. В связи с этим, в документе, подтверждающем наличие лицензии (в лицензии), этот реквизит носит название "Дата принятия решения о выдаче лицензии".

3.1.17. Контроль за соблюдением срока рассмотрения заявления осуществляет специалист по приему и выдаче документов.

3.1.18. Заявление при наличии полного комплекта документов должно быть зарегистрировано в Журнале регистрации заявлений (приложение 4).

3.1.19. Если соискатель лицензии в заявлении на выдачу лицензии одновременно указывает в нем несколько объектов (мест осуществления деятельности), оформлять дополнительные заявления на выдачу каждой копии не требуется.

3.1.20. Порядком лицензирования розничной продажи алкогольной продукции не предусмотрено проведение дополнительной экспертизы.

Тем не менее, в установленный для рассмотрения заявления срок администрация муниципального образования может провести обследование объекта лицензирования собственными силами с целью установления его соответствия лицензионным условиям и требованиям. В этом случае обязательно должен быть составлен Акт обследования объекта лицензирования (приложение 6).

В реквизите Акта обследования "Соискатель лицензии" указывается организационно-правовая форма и название юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя.

Реквизит Акта "Объект обследования" подразумевает наименование объекта в соответствии с принятыми стандартами (магазин, кафе, киоск, универмаг и т.п.).

Адрес объекта указывается согласно договора аренды (помещения, здания, земельного участка), документа о регистрации права собственности или иного другого документа. В случае разночтения указанного адреса в документах или несоответствия его фактическому, данный факт отмечается в акте.

В характеристике объекта указываются основные его параметры: общая площадь земельного участка, в том числе под объектом; общая площадь объекта, в том числе торговая, используемая для хранения алкогольной продукции; обеспеченность противопожарными средствами; наличие сейфов, охранной сигнализации или иной системы охраны объекта и т.д.

В реквизите Акта "Результаты обследования" необходимо отразить, во-первых, соответствие информации в представленных соискателем лицензии документах фактическому состоянию (например, соответствие фактического адреса объекта указанному в заявлении и документах, наличие в рабочем состоянии контрольно-кассовой машины и т.д.); во-вторых, факт того, что соискатель лицензии и сам объект соответствуют лицензионным условиям и требованиям (например, наличие правоустанавливающих документов на помещение или земельный участок; наличие соответствующей документации для покупателей в соответствии с законодательством о защите прав потребителей и Правилами продажи и т.д.).

Заключение акта обследования должно содержать вывод о том, что соискатель и сам объект соответствуют (или не соответствуют) лицензионным условиям и требованиям. Возможно также в процессе обследования выявление каких-то нарушений в ведении деятельности. Эти нарушения должны найти свое отражение в акте. Незначительные нарушения необходимо устранить до момента выдачи лицензии. Нарушения, требующие достаточно продолжительного времени, но не влияющие на положительное решение по выдаче лицензии (копии), можно включить в особые условия копии лицензии и установить жесткий срок их исполнения.

3.1.21. Внимание! Приведенные в п.9 (п/п "з") и п.14 Порядка выдачи лицензий нормы по вопросу взимания лицензионного сбора, в настоящее время не урегулированы и применяться не могут.

 

3.2. Порядок оформления решения о выдаче (отказе в выдаче) лицензии и
документа, подтверждающего наличие лицензии

 

3.2.1. Решение администрации муниципального образования о выдаче (отказе в выдаче) лицензии оформляется в виде конкретного документа, а именно в форме распоряжений и постановлений.

3.2.2. Содержательная часть этих документов должна включать:

- ключевые слова - "выдача лицензии", "отказ в выдаче лицензии";

- полное название организационно-правовой формы и наименования лицензиата (Ф.И.О. индивидуального предпринимателя);

- полное название вида деятельности ("розничная продажа алкогольной продукции");

- регистрационный номер лицензии;

- сроки действия лицензии.

3.2.3. В преамбуле решения администрации муниципального образования (в качестве основания его издания) необходимо указывать нормативные правовые акты общего и специального назначения в порядке их ранжирования и хронологии, например:

Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" в редакции Федерального закона РФ от 7 января 1999 года N 18-ФЗ; областной закон Ленинградской области от 31 декабря 1999 года N 65-оз или N 67-оз; или от 11 января 2000 года N 1-оз или N 2-оз - которым были переданы полномочия данному МО;

областной закон Ленинградской области "Об условиях и порядке розничной реализации алкогольной продукции на территории Ленинградской области" в редакции областного закона от 6 мая 2000 года N 11-оз;

ГАРАНТ:

Вышеуказанный Закон Ленинградской области от 5 августа 1997 г. N 27-оз признан утратившим силу

постановление Правительства Ленинградской области от 11 марта 2002 года N 16 "О лицензировании розничной продажи алкогольной продукции на территории Ленинградской области".

3.2.4. Порядком выдачи лицензий предусмотрено уведомлять письменно соискателя лицензии только об отказе ему в выдаче лицензии. Уведомление его о выдаче лицензии допускается устное.

3.2.5. При уведомлении об отказе в выдаче лицензии необходимо строго соблюдать установленные сроки. Уведомление должно быть отправлено в трехдневный срок после принятия соответствующего решения с указанием причин отказа. Документом, подтверждающим отправку уведомления, считается квитанция о приеме заказного письма в почтовом отделении связи или бланк уведомления о вручении почтового отправления с отметкой соответствующего отделения связи, или расписка уполномоченного лица в получении указанного уведомления.

 

3.3. Порядок оформления лицензии
(документа, подтверждающего наличие лицензии)

 

3.3.1. После принятия решения о выдаче лицензии готовится документ, подтверждающий наличие лицензии. Указанный документ (лицензия) оформляется на едином для всех администраций муниципальных образований номерном бланке установленного образца (серии ЛО-А N 00000). Обеспечение администраций муниципальных образований бланками лицензий и приложений к ним осуществляется в централизованном порядке комитетом государственного лицензирования Правительства Ленинградской области.

3.3.2. В документе, подтверждающем наличие лицензии (в лицензии), указываются следующие данные:

- наименование администрации муниципального образования;

- регистрационный номер и дата;

- вид деятельности;

- полное наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя и его паспортные данные;

- ИНН;

- сведения о государственной регистрации юридического лица (вид документа, кем принят данный документ, номер, дата);

- место нахождения лицензиата (для юридического лица - из устава, для индивидуального предпринимателя - место жительства по паспорту);

- срок действия лицензии;

- общие условия лицензирования;

- дата принятия решения о выдаче лицензии.

3.3.3. Пояснения к реквизитам лицензии.

Наименование администрации муниципального образования может указываться над словом "Лицензия" или в первой строке под указанным словом в реквизите "Наименование органа, выдавшего лицензию:".

Регистрационный номер документа, подтверждающего наличие лицензии, должен представлять собой дробь, в числителе которой указывается код вида деятельности (РАП), в знаменателе - порядковый номер записи в журнале регистрации документов (заявлений), состоящий из пяти знаков (00000); далее - через дефис указывается порядковый номер Ленинградской области как субъекта Российской Федерации (47), далее - через дефис - номер муниципального образования в соответствии с приложением 7 к настоящим методическим рекомендациям (например, 04 - Волховский район); далее следует еще один дефис и три ноля (для последующей нумерации копий). Весь регистрационный номер лицензии пишется в строку, например, РАП/00007-47-04-000.

В одной строке с регистрационным номером ставится дата, совпадающая с датой занесения в регистрационный журнал записи о принятии заявления на выдачу лицензии.

В реквизите "Вид деятельности" должно быть указано его точное название, а именно: "розничная продажа алкогольной продукции".

ИНН лицензиата берется только из налогового документа - Свидетельства или справки налогового органа о постановке его на налоговый учет. Причем, ИНН юридических лиц состоит из десяти цифр, а ИНН индивидуальных предпринимателей - из двенадцати.

В реквизите "Лицензиат" должна быть полностью указана организационно-правовая форма и название организации (например, Общество с ограниченной ответственностью "Колос") или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя (например, Индивидуальный предприниматель Иванов Сергей Петрович). Указанные реквизиты берутся из Устава предприятия (организации) или Свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя.

Реквизит "Срок действия лицензии". Срок действия лицензии для данного вида деятельности установлен не менее 3 лет. Однако по желанию соискателя он может быть установлен и менее этого срока. В соответствии с гражданским законодательством (ст.190 ГК РФ) срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами и т.д. Сроки действия лицензии относятся к срокам существования гражданских прав.

В соответствии с принятой в Ленинградской области системой выдачи копий - лицензий, сроки действия и лицензии и копии лицензии должны устанавливаться только календарными датами (например, с 01.02.2000 года до 01.02.2003 года). При такой схеме легко устанавливается визуально и период времени действия лицензии (3 года), и четко определяются даты начала и окончания срока действия лицензии (копии).

К общим условиям лицензирования данного вида деятельности можно отнести соблюдение:

- законодательства Российской Федерации;

- нормативных правовых актов, регламентирующих розничную продажу алкогольной продукции, в том числе Правил продажи алкогольной продукции;

- санитарно-эпидемиологических, гигиенических, противопожарных норм и правил;

- Порядка выдачи лицензий на розничную продажу алкогольной продукции;

- наличие у лицензиата на праве собственности, аренды или ином законном основании помещений для хранения и розничной продажи алкогольной продукции;

- наличие копии лицензии по месту осуществления деятельности.

Не обязательно указывать в каждой лицензии приведенный перечень общих условий, тем более, что соблюдение многих норм и правил контролируется соответствующими надзорными органами.

Особые условия устанавливаются исходя из ситуации по конкретному соискателю лицензии или объекту лицензирования и указываются только в копии лицензии.

Реквизит "Дата принятия решения о выдаче лицензии" подразумевает дату принятия решения (постановления, распоряжения) о выдаче лицензии главой муниципального образования. Дата выдачи лицензии на руки лицензиату указывается только в Журнале регистрации заявлений.

При этом, дата принятия решения о выдаче лицензии (копии) может не совпадать с датой начала ее действия. Однако в этом случае необходимо соблюдать следующее требование: дата принятия решения не должна быть позже, чем дата начала действия лицензии (копии).

3.3.4. К документу, подтверждающему наличие лицензии, обязательно выдается приложение, выполненное на номерном бланке установленного образца (N 000000).

В приложении к документу, подтверждающему наличие лицензии, указываются следующие данные:

- регистрационный номер и дата документа, подтверждающего наличие лицензии;

- регистрационный номер копии документа, подтверждающего наличие лицензии;

- адрес места осуществления деятельности;

- вид объекта;

- срок действия копии документа, подтверждающего наличие лицензии;

- дата принятия решения о выдаче копии документа, подтверждающего наличие лицензии;

- дата переоформления копии лицензии.

3.3.5. Приложение является неотъемлемой частью лицензии, поэтому в самой лицензии указывается императив: "Лицензия без приложения недействительна".

3.3.6. Листы приложения к одной и той же лицензии нумеруются от первого до n-го. Номера листов проставляются в правом верхнем углу.

3.3.7. При выдаче новой копии лицензии вся информация о ней указывается на новом(!) листе приложения, независимо от того, осталось свободное место на предыдущем листе или нет.

3.3.8. Информация по ранее выданным копиям, указанная на предыдущих листах приложений, не дублируется (не повторяется!) при выдаче новых листов.

3.3.9. Муниципальные образования, выдавшие лицензию, обязаны вести всю хронологию приложений! Это означает, что независимо от того, в каком муниципальном образовании лицензиат в последующем будет получать новые копии лицензии, соответствующие листы приложений должна оформить администрация того муниципального образования, где выдана лицензия. Соответственно, и информацию об этих копиях в приложения должны заносить эти же муниципальные образования.

3.3.10. С целью избежания путаницы в нумерации копий лицензий и приложений к ним необходимо исключить возможность одновременной подачи документов на выдачу копии лицензии в администрации разных муниципальных образований. Для этого специалист по приему документов муниципального образования обязан потребовать от лицензиата оригинал лицензии с соответствующими приложениями для соблюдения порядка в нумерации копий. В необходимом случае - информация может быть этим специалистом проверена.

 

3.4. Порядок оформления копии лицензии

 

3.4.1. Подача заявления на выдачу копии лицензии производится в случае появления (открытия) нового объекта при действующей лицензии. При этом, заявления на выдачу копий лицензий регистрируются в отдельном Журнале регистрации заявлений на выдачу копий лицензий (оформляется аналогично приложения 4).

В случае, когда по одному и тому же адресу размещены несколько объектов лицензирования, копии лицензии выдаются на каждый объект.

3.4.2. К заявлению на выдачу копии лицензии (при появлении нового объекта и действующей лицензии) лицензиат предоставляет следующие документы:

- заключение органа санитарно-эпидемиологического надзора и органа государственного пожарного надзора о соответствии торговых и складских помещений предъявляемым требованиям;

- сведения о наличии на объекте лицензирования охранной сигнализации и сейфов (для городов и поселков городского типа);

- документ, подтверждающий регистрацию контрольно-кассовой машины в налоговом органе;

- характеристику объекта лицензирования.

Указанные документы должны относиться именно к тому объекту лицензирования, на который оформляется копия лицензии.

В администрации муниципального образования, где лицензиат получает только копии лицензии дополнительно предъявляются оригинал лицензии и приложения.

3.4.3. Плата за рассмотрение заявления на выдачу копии лицензии и выдачу копии лицензии не взимается, поскольку вопрос о платежах не урегулирован на федеральном уровне.

3.4.4. Регистрационный номер копии лицензии формируется аналогично номеру лицензии. Дополнительно (через дефис) указывается номер муниципального образования, выдавшего эту копию, например: РАП/00007-47-04-001-04. Перечень кодов муниципальных образований, принятых на территории Ленинградской области, приводится в приложении 7.

3.4.5. В копии лицензии указываются следующие данные:

- регистрационный номер копии документа, подтверждающего наличие лицензии, и дата;

- вид деятельности;

- полное наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя и его паспортные данные;

- ИНН;

- сведения о государственной регистрации;

- место нахождения лицензиата (из устава);

- срок действия лицензии;

- адрес места осуществления деятельности;

- вид и тип объекта;

- особые лицензионные условия;

- срок действия копии лицензии;

- дата принятия решения о выдаче копии лицензии.

Курсивом выделены реквизиты, присущие только копии лицензии.

3.4.6. Если копия (копии) лицензии выдается одновременно с лицензией, то дата, указываемая в строке регистрационного номера лицензии (копии), будет одна и та же - датой регистрации заявления на выдачу лицензии.

3.4.7. В случае выдачи новой копии (заявление подается отдельно) дата регистрации указывается та, что занесена в журнал (книгу) регистрации заявлений на выдачу копий лицензий.

3.4.8. Порядковый номер копий лицензии носит сквозной характер - от 1 до n и последовательно (не нарушая хронологии) присваивается соответствующим муниципальным образованием, которое выдает очередную копию лицензии.

3.4.9. Реквизит "Адрес места осуществления деятельности" необходимо использовать из правоустанавливающего документа на объект лицензирования (договора аренды, свидетельства о регистрации права). При этом необходимо обращать внимание на соответствие таких адресов в других документах (заключениях госпожнадзора, санэпиднадзора и др.).

3.4.10. В реквизите "Вид и тип объекта" необходимо указывать торговое предприятие в соответствии с ГОСТ Р 51303-99 "Торговля. Термины и определения." ГОСТ Р 50762-95 "Общественное питание. Классификация предприятий" (разд.2.2). Например, павильон, киоск, палатка.

3.4.11. Реквизит "Особые условия" формируется на основе нормативных документов. Такими документами могут быть Федеральный закона "О качестве и безопасности пищевых продуктов", Правила продажи, утвержденные Правительством Российской Федерации.

Условия могут быть сформулированы как в отсылочной форме (например, "...при условии выполнения требований Правил торговли..."), так и в форме императива (например, "...разрешается торговля спиртными напитками с содержанием этилового спирта не более 13%...").

3.4.12. Реквизит "Срок действия копии лицензии".

Срок действия копии лицензии должен быть таким же, как и самой лицензии!

Если копия лицензии (на новый объект) выдается позже лицензии, то дата окончания ее срока действия должна совпадать с датой окончания действия самой лицензии.

Сроки действия копии лицензии устанавливаются так же, как и для лицензии, в виде календарных дат.

3.4.13. Копия лицензии подписывается главой администрации муниципального образования (в его отсутствие - заместителем главы администрации) и скрепляется печатью администрации.

3.4.14. При выдаче копии лицензии, администрации муниципальных образований уведомляют об этом администрацию муниципального образования, выдавшую лицензию. При этом, в эту же администрацию должны направляться соответствующая документация о выдаче копии (решение, ксерокопия копии лицензии). Отправка может осуществляться либо заказной почтой, либо нарочным. С целью оперативной связи возможно использование факсов, но с обязательным дублированием отправки корреспонденции указанными выше способами.

3.4.15. В случае временного прекращения деятельности на объекте лицензирования (например, в местах сезонной продажи алкогольной продукции) приостанавливать действие лицензии нецелесообразно.

 

3.5. Порядок переоформления лицензий

 

3.5.1. Переоформление лицензии заключается в выдаче документа с прежними реквизитами лицензии (регистрационным номером, сроком действия, лицензионными условиями, в том числе особыми), но с измененными реквизитами лицензиата и на новом бланке строгой отчетности (с иными учетной серией и номером).

3.5.2. Переоформление лицензии производится в случаях:

- реорганизации юридического лица;

- изменения наименования юридического лица;

- изменения паспортных данных индивидуального предпринимателя;

- утраты лицензии.

3.5.3. При наступлении вышеуказанных случаев, лицензиат обязан в течение 15 дней подать в муниципальное образование заявление (приложение 8) о переоформлении лицензии. В этом случае переоформлению подлежат одновременно лицензия, приложение и копия(и) лицензии.

3.5.4. Переоформление лицензии производится в порядке, установленном для ее получения.

3.5.5. В решении администрации муниципального образования по переоформлению лицензии должно быть указано:

- основание переоформления;

- наименование юридического лица или Ф.И.О. индивидуального предпринимателя;

- дата и регистрационный номер переоформляемой лицензии;

- указание на утрату силы переоформляемой лицензии (копии);

- номер бланка переоформляемой лицензии (копии);

- соответствующее поручение о внесении изменений в реестр лицензий и базу данных (при необходимости).

3.5.6. После издания решения на бланке переоформляемой лицензии делается надпись об утрате силы последней со ссылкой на номер и дату решения, которая скрепляется подписью главы администрации и печатью администрации муниципального образования. Бланк оригинала лицензии с надписью о его погашении подшивается в лицензионное дело.

3.5.7. В новый бланк лицензии (копии) вносятся следующие изменения в зависимости от указанных выше случаев:

- реквизиты (номер и дата) документа о регистрации реорганизованного юридического лица;

- новое наименование юридического лица;

- новые паспортные данные индивидуального предпринимателя;

- дата переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии.

3.5.8. Заявления на переоформление лицензии учитываются и регистрируются в отдельном журнале (приложение 5).

3.5.9. В случае утраты лицензии в результате хищения или стихийного бедствия лицензиату производится переоформление лицензии на основании справки из соответствующего подразделения МВД или МЧС. Если лицензия утрачена в результате иных обстоятельств (испорчена), лицензиату выдается дубликат лицензии на основании заявления и объяснительной записки об обстоятельствах ее утраты.

Дубликат лицензии (копии, приложения) оформляется на новом бланке с указанием прежних реквизитов и слова "Дубликат" в правом верхнем углу бланка.

3.5.10. Администрация муниципального образования, получив заявление о переоформлении лицензии, должна в кратчайший срок подготовить и вынести решение о ее переоформлении, а также срочно проинформировать администрацию муниципального образования, выдавшую копии лицензии, о принятом решении.

После принятия решения администрацией МО о переоформлении лицензии лицензиат обязан подать заявление на переоформление копий лицензии в администрацию соответствующего муниципального образования. Администрация этого муниципального образования должна в оставшееся (до истечения 30-дневного срока) время подготовить и принять решение о переоформлении копий лицензии, оформить сами копии и направить уведомление об этом в администрацию муниципального образования, выдавшую и переоформившую лицензию. Получив указанную информацию, администрация муниципального образования оформляет лицензию и приложение к ней с учетом переоформленных копий.

 

3.6. Ведение реестра лицензий и предоставление информации
для Единого реестра Ленинградской области

 

3.6.1. Администрации муниципальных образований должны вести реестры выданных, приостановленных и аннулированных лицензий по розничной продаже алкогольной продукции.

3.6.2. Реестр - это учет в определенной форме какой-либо информации. В данном случае такой учетной информацией будут являться лицензия и копия лицензии, выданные администрацией конкретного муниципального образования.

Учет (Реестр) должен вестись как на бумажных носителях, так и в электронном виде.

3.6.3. В соответствии с п.27 Порядка выдачи лицензий на розничную продажу алкогольной продукции для ведения единого реестра лицензий на территории Ленинградской области администрации муниципальных образований ежеквартально до пятого числа следующего за отчетным кварталом месяца представляют в комитет государственного лицензирования Правительства Ленинградской области сведения о выданных, приостановленных и аннулированных лицензиях. Указанные сведения представляются в формате Ехсеl 95 по образцу, указанному в приложении 13. Форма включает следующие графы:

- порядковый номер;

- код муниципального образования;

- операция;

- номер лицензии;

- дата начала лицензии;

- дата окончания лицензии;

- дата приостановки действия лицензии;

- дата возобновления действия лицензии;

- дата переоформления лицензии;

- дата аннулирования лицензии;

- номер копии лицензии;

- дата начала копии лицензии;

- дата окончания копии лицензии;

- дата приостановки действия копии лицензии;

- дата возобновления действия копии лицензии;

- дата переоформления копии лицензии;

- дата аннулирования копии лицензии;

- дата прекращения действия лицензии;

- адрес осуществления деятельности;

- ИНН;

- организационная форма;

- наименование организации;

- адрес места нахождения.

3.6.4. Пояснения к реквизитам реестра.

Порядковый номер записи или строки подразумевает последовательное (хронологическое) присвоение каждой записи своего порядкового номера. При этом, для представления информации в комитет не обязательно соблюдать сквозную нумерацию записей. Нумерация записей может быть ограничена конкретным периодом времени, за который представляется реестр лицензий (за квартал, полугодие, год). Для целей использования указанной формы в качестве основы ведения реестра лицензий муниципального образования нумерация может вестись сквозная: от первоначальной записи (1) до последней (n-й).

Код муниципального образования берется из приложения 7 к настоящим методическим рекомендациям.

Операция подразумевает конкретное действие администрации муниципального образования по осуществлению лицензионного процесса, а именно:

выдача лицензии;

выдача копии лицензии;

переоформление лицензии;

переоформление копии лицензии;

приостановка действия лицензии;

возобновление действия лицензии;

аннулирование лицензии;

Внимание!

Указанные операции приводятся в таблице полностью, как показано выше. При этом никаких дополнительных обозначений или сокращений не допускается!

По каждой конкретной операции заполняются только те графы таблицы, которые непосредственно относятся к этой операции.

Номер лицензии - это полный регистрационный номер конкретной лицензии (например, РАП/00009-47-12-000).

Даты начала и окончания срока действия лицензии - это граничные даты срока действия лицензии (например, 01.02.2000; 01.02.2003).

Дата приостановки действия лицензии - это дата либо принятия решения главой муниципального образования о приостановлении действия лицензии, либо конкретная дата, указанная в решении главы муниципального образования.

Дата возобновления действия лицензии - дата берется, как в предыдущем пункте, из решения главы муниципального образования.

Дата переоформления лицензии - это дата принятия главой муниципального образования решения о переоформлении лицензии.

Дата аннулирования лицензии - это дата принятия решения главой муниципального образования о прекращении действия лицензии (по заявлению лицензиата), либо конкретная дата, указанная в решении главы муниципального образования (например, ...считать лицензию N РАП/00015-47-08-000 утратившей силу с 17 июля 2000 года ...). Кроме того, это может быть дата вступления в силу решения Арбитражного суда об аннулировании лицензии. При этом необходимо иметь в виду, что решение Арбитражного суда вступает в силу по истечении месячного срока со дня его вынесения.

3.6.5. Перечисленные параметры для копий лицензий указываются аналогично выше приведенным.

3.6.6. Сведения для реестра лицензий Ленинградской области представляются в комитет государственного лицензирования Правительства Ленинградской области только в электронной форме: по электронной почте (е-mail: kglplo@mail.spbnit.ru) или на дискете 3,5".

 

4. Организация делопроизводства в муниципальных образованиях
Ленинградской области по вопросам лицензирования

 

Администрации муниципальных образований Ленинградской области, осуществляющие лицензирование, должны руководствоваться системой стандартов, применяемых при оформлении документов, Инструкцией по делопроизводству в органах исполнительной власти Ленинградской области, утвержденной постановлением Губернатора Ленинградской области от 30 декабря 1997 года N 534-пгизменениями на 16.12.1999 г.), собственными инструктивными материалами, утвержденными руководителем муниципального образования, а также настоящими рекомендациями.

ГАРАНТ:

Вышеуказанное постановление Губернатора Ленинградской области от 30 декабря 1997 года N 534-пг признано утратившим силу. См. Инструкцию по делопроизводству в органах исполнительной власти Ленинградской области, утвержденную постановлением Губернатора Ленинградской области от 29 декабря 2005 г. N 253-пг

Лицензионные дела с момента заведения и до их уничтожения должны храниться по месту их формирования - в администрации муниципального образования.

Дела должны находиться в рабочих комнатах или специально отведенных для этой цели помещениях, храниться в запираемых шкафах, предохраняющих документы от пыли и воздействия солнечного света.

В целях обеспечения оперативного поиска документов дела располагаются в соответствии с номенклатурой дел, копия которой помещается на дверце шкафа с внутренней стороны.

На корешках обложек дел указываются регистрационный номер лицензии и краткое наименование организации (индивидуального предпринимателя).

Хранить документы в неприспособленных шкафах и в рабочих столах запрещается.

В соответствии с Решением Центральной экспертно-проверочной комиссии при Росархиве (ЦЭПК) от 15.12.96 г. установлены следующие сроки хранения лицензионных дел:

- не менее трех лет после окончания срока действия лицензии;

- один год после принятия решения об отказе в выдаче лицензии;

- не менее трех лет с момента прекращения деятельности в результате аннулирования лицензии.

В соответствии с действующим законодательством документ, подтверждающий наличие разрешения (лицензии) у предпринимателя или юридического лица, должен быть оформлен на бланке строгой отчетности.

Учет поступающих в администрацию муниципального образования бланков лицензий (приложений) ведется в "Журнале учета бланков строгой отчетности".

Хранение бланков лицензий и приложений к ним должно осуществляться в металлических сейфах засыпного типа.

Хранить бланки лицензий и приложений на рабочих местах (в шкафах, столах) запрещается.

Выдача бланков должна производиться в соответствии с принятой в каждом муниципальном образовании порядке.

Испорченные в результате брака или сбоя в работе печатающих устройств бланки лицензий и приложений должны сдаваться в экспертную комиссию администрации (ЭК) для принятия решения по их уничтожению.

По результатам работы ЭК составляется Акт о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению, который утверждается руководителем администрации муниципального образования.

Уничтожение бланков лицензий и приложений может производиться путем резания или сжигания в установленном месте в присутствии всех членов экспертной комиссии.

В приложении 11 и 12 приводятся формы Журнала учета бланков лицензий (приложений) и Акта об уничтожении бланков.

 

Литература

 

1. Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (в редакции Федерального закона РФ от 7 января 1999 года N 18-ФЗ).

2. Федеральный закон "О качестве и безопасности пищевых продуктов" от 02.01.2000 N 29-ФЗ.

3. Правила розничной продажи алкогольной продукции, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1999 года N 1150, в редакции постановления Правительства РФ от 19 августа 1996 года N 987.

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Следует читать "Правила розничной продажи алкогольной продукции, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 1996 года N 987, в редакции постановления Правительства РФ от 13 октября 1999 года N 1150."

4. Положение о вневедомственной охране при органах внутренних дел, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 года N 589.

5. Областной закон Ленинградской области от 31 декабря 1999 года N 65-оз "О внесении изменений и дополнений в отдельные областные законы о наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области отдельными полномочиями Ленинградской области".

6. Областной закон Ленинградской области от 31 декабря 1999 года N 67-оз "О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных образований Ленинградской области полномочием Ленинградской области по лицензированию розничной продажи алкогольной продукции".

7. Областной закон Ленинградской области от 11 января 2000 года N 1-оз "О наделении органов местного самоуправления муниципального образования город Коммунар отдельными полномочиями Ленинградской области".

8. Областной закон Ленинградской области от 11 января 2000 года N 2-оз "О наделении органов местного самоуправления муниципального образования Сертолово отдельными полномочиями Ленинградской области".

9. Областной закон Ленинградской области от 6 мая 2000 года N 11-оз "О внесении изменений и дополнений в областной закон "Об условиях и порядке розничной реализации алкогольной продукции на территории Ленинградской области".

10. Постановление Правительства Ленинградской области от 11 марта 2002 года N 16 "О лицензировании розничной продажи алкогольной продукции на территории Ленинградской области".

11. Распоряжение Правительства Ленинградской области от 10 августа 2000 года N 359-р "О порядке определения границ прилегающей к учреждению, объекту территории, на которой не допускается розничная продажа алкогольной продукции".

ГАРАНТ:

Вышеуказанное распоряжение Правительства Ленинградской области от 10 августа 2000 года N 359-р признано утратившим силу

12. Постановление Губернатора Ленинградской области от 30 декабря 1997 года N 534-пг "Об утверждении инструкции по делопроизводству в органах исполнительной власти Ленинградской области (с изменениями на 16.12.1999 г.).

13. Письмо Министерства РФ по налогам и сборам от 17.10.2000 N СВР-6-31/807@.

14. ГОСТ Р 50775-95 "Системы тревожной сигнализации. Часть I. Общие требования. Раздел 1. Общие положения.".

15. ГОСТ Р 50762-95 "Общественное питание. Классификация предприятий.".

16. ГОСТ Р 50862-96 "Сейфы и хранилища ценностей. Требования и методы испытаний на устойчивость к взлому и огнестойкость".

17. ГОСТ Р 6.30-97 (с изменениями от 21.02.2000 N 9-ст). Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов.

18. ГОСТ Р 51303-99 "Торговля. Термины и определения".

19. Инструкция по делопроизводству в органах исполнительной власти Ленинградской области. Санкт-Петербург 1998 г.

 

Примечание: Вопросы осуществления контроля за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий по розничной продаже алкогольной продукции излагаются в отдельной брошюре!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Методические рекомендации по порядку выдачи лицензий на розничную продажу алкогольной продукции на территории Ленинградской области (для муниципальных образований Ленинградской области) (утверждены приказом комитета государственного лицензирования Правительства Ленинградской области от 20 ноября 2002 г. N 1-01/15)


Текст методических рекомендаций приводится по официальному изданию Комитета государственного лицензирования Правительства Ленинградской области (издание второе дополненное и переработанное), 2002 год