Решение Верховного Суда РТ от 4 сентября 2002 г. N ЗП-1-104/2002 г. О признании недействующим и не влекущим правовых последствий со дня издания постановления КМ РТ от 28 августа 1998 года N 477 "Об утверждении Правил по обеспечению технической укрепленности и оборудованию сигнализацией объектов в Республике Татарстан"

Решение Верховного Суда Республики Татарстан
от 4 сентября 2002 г. N ЗП-1-104/02
(извлечение)

ГАРАНТ:

Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 5 ноября 2002 г. N 11-Г02-25 настоящее решение оставлено без изменения

См. также Определение Верховного Суда РТ от 23 сентября 2002 г. N ЗП-1-104/2002 г. об исправлении допущенной в настоящем решении описки

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Х-а

с участием прокурора Г-а

при секретаре Х-й

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Республики Татарстан, в государственных и общественных интересах, о признании противоречащим федеральному законодательству постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 28 августа 1998 года N 477 "Об утверждении Правил по обеспечению технической укрепленности и оборудованию сигнализацией объектов в Республике Татарстан" со дня его издания установил:

Прокурор Республики Татарстан обратился в Верховный Суд Республики Татарстан с заявлением, в государственных и общественных интересах, о признании противоречащим федеральному законодательству постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 28 августа 1998 года N 477 "Об утверждении Правил по обеспечению технической укрепленности и оборудованию сигнализацией объектов в Республике Татарстан".

В обоснование заявленных требований прокурором Республики Татарстан указано на то, что регулирование вопросов по обеспечению технической укрепленности и оборудованию сигнализацией объектов согласно пункту "м" статьи 71 Конституции Российской Федерации и статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации осуществляется на федеральном уровне. Принимая указанное постановление, Кабинет Министров Республики Татарстан вышел за пределы полномочий субъекта Российской Федерации.

В судебном заседании участвующий в деле по доверенности прокурор из прокуратуры Республики Татарстан требования прокурора Республики Татарстан поддержал и просил суд признать противоречащим федеральному законодательству указанное постановление Кабинета Министров Республики Татарстан недействующим и не порождающим правовых последствий со дня его издания.

Представитель Кабинета Министров Республики Татарстан возражал против удовлетворения требований прокурора, ссылаясь на то, что данное постановление Кабинета Министров Республики Татарстан требованиям федерального законодательства не противоречит. Оно издано в соответствии с едиными требованиями по технической укрепленности и оборудованию сигнализацией охраняемых объектов, утвержденных заместителем министра внутренних дел Российской Федерации. Данное постановление не имеет обязательного характера для предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории Республики Татарстан, а носит для них лишь рекомендательный характер.

Заслушав объяснение представителя Кабинета Министров Республики Татарстан, изучив материалы дела, выслушав заключение прокурора Прокуратуры Республики Татарстан, Верховный Суд Республики Татарстан находит, что заявление прокурора является обоснованным и подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно частям 1, 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

В соответствии с пунктом 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 апреля 1993 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел по заявлениям прокуроров о признании правовых актов противоречащими закону" в редакции постановлений Пленума от 21 декабря 1993 года N 11 и от 25 октября 1996 года N 10, с изменениями и дополнениями, внесенными постановлениями Пленума от 25 мая 2000 года N 19 и от 24 апреля 2002 года N 8, при удовлетворении заявления о признании противоречащим федеральному закону закона субъекта Российской Федерации либо заявления о признании противоречащим закону иного нормативного правового акта в резолютивной части решения должно быть указано на это, а также на то, что закон субъекта Российской Федерации или иной нормативный правовой акт считаются недействующими со дня вступления решения в законную силу (ч.3 ст.239-8 ГПК РСФСР). При этом необходимо учитывать, что если правовой акт издан органом или должностным лицом при отсутствии соответствующих полномочий или не был опубликован для всеобщего сведения либо не был зарегистрирован, когда опубликование или государственная регистрация являлись обязательными, то такой акт признается недействующим и не влекущим правовых последствий со дня его издания (ч.3 ст.15 Конституции Российской Федерации, п.10 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" в редакции Указов Президента Российской Федерации от 16 мая 1997 г. N 490 и от 13 августа 1998 г. N 963).

Как указано в пункте 8 указанного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, правовой акт может быть признан судом противоречащим закону, если он издан органом либо должностным лицом с превышением предоставленной им законом компетенции или в пределах компетенции, но с нарушением действующего законодательства.

Согласно оспариваемому постановлению Кабинета Министров Республики Татарстан, правила по обеспечению технической укрепленности и оборудованию сигнализацией объектов в Республике Татарстан дифференцируют материальные ценности, сохранность которых должна быть обеспечена, на две группы: группу А (пункт 5.1) и группу Б (пункт 5.2).

Вопросы хранения материальных ценностей группы А регулируются федеральным законодательством и принимаемыми в процессе их реализации постановлениями Правительства Российской Федерации и инструкциями Центрального Банка Российской Федерации.

Согласно пункту 4 статьи 11 Федерального закона "О драгоценных металлах и драгоценных камнях", порядок хранения драгоценных металлов и драгоценных камней и продукции из них устанавливается Правительством Российской Федерации. Порядок хранения наркотических средств и психотропных веществ в силу статьи 20 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах" определяет также Правительство Российской Федерации. Федеральный закон "Об оружии" регулирует правоотношения, возникающие при обороте оружия.

В отношении материальных ценностей, отнесенных Правилами к группе Б, федеральным законом специальных правил их хранения не предусмотрено.

В опровержение этому Кабинет Министров Республики Татарстан соответствующих доказательств суду не представил.

В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, бремя содержания принадлежащего имущества, в отношении которого федеральным законодательством не установлены специальные правила его хранения, несет собственник, следовательно, он вправе сам определять, какими мерами безопасности он воспользуется для обеспечения сохранности своего имущества.

Таким образом, нормативное регулирование в данной сфере согласно положениям пункта "м" статьи 71 Конституции Российской Федерации осуществляется на федеральном уровне.

Поскольку оспариваемое прокурором постановление Кабинетом Министров Республики Татарстан издано при отсутствии соответствующих полномочий, оно подлежит признанию недействующим и не влекущим правовых последствий со дня издания.

В связи с этим, доводы представителя Кабинета Министров Республики Татарстан о том, что постановление Кабинетом Министров Республики Татарстан издано в соответствии с едиными требованиями по технической укрепленности и оборудованию сигнализацией охраняемых объектов, утвержденных заместителем Министра внутренних дел Российской Федерации и для предприятий, учреждений, организаций не носит обязательного характера, правового значения по данному делу не имеют.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 191-197, 203, 208, 239-7 Гражданского процессуального кодекса РСФСР, Верховный Суд Республики Татарстан решил:

Заявление прокурора Республики Татарстан удовлетворить.

Признать недействующим и не влекущим правовых последствий со дня издания постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 28 августа 1998 года N 477 "Об утверждении Правил по обеспечению технической укрепленности и оборудованию сигнализацией объектов в Республике Татарстан".

Решение после вступления в законную силу подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации Республики Татарстан: газеты "Республика Татарстан" и "Ватаным Татарстан".

Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный Суд Республики Татарстан в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного решения суда

 


Решение Верховного Суда РТ от 4 сентября 2002 г. N ЗП-1-104/2002


Решение вступило в законную силу 5 ноября 2002 г.

Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 5 ноября 2002 г. N 11-Г02-25 настоящее решение оставлено без изменения


Сообщение о решении опубликовано в газете "Республика Татарстан" от 10 декабря 2002 г. N 246


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.