Решение Верховного Суда РТ от 19 июля 2005 г. N Зп-1-43/2005 Об отказе в признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим пункта 14 Положения "О лицензировании розничной продажи алкогольной продукции в Республике Татарстан", утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 30 января 2001 года N 42 "О дополнительных мерах по осуществлению качества, безопасности, легальности производства и оборота алкогольной продукции, поступающей в розничную продажу"

Решение Верховного Суда Республики Татарстан
от 19 июля 2005 г. N Зп-1-43/2005
(извлечение)

ГАРАНТ:

Определением СК Верховного Суда РФ от 14 октября 2005 г. N 11-Г05-14 данное решение оставлено без изменения, кассационная жалоба ООО "Орел" - без удовлетворения

Именем Российской Федерации

Верховный суд Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Г-на

при секретаре Х-ой,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Орел" о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим пункта 14 Положения "О лицензировании розничной продажи алкогольной продукции в Республике Татарстан", утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 30 января 2001 года N 42 "О дополнительных мерах по осуществлению качества, безопасности, легальности производства и оборота алкогольной продукции, поступающей в розничную продажу",

установил:

Герасимова Т.А. обратилась в Верховный суд Республики Татарстан с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим пункта 14 Положения "О лицензировании розничной продажи алкогольной продукции в Республике Татарстан", утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 30 января 2001 года N 42 "О дополнительных мерах по осуществлению качества, безопасности, легальности производства и оборота алкогольной продукции, поступающей в розничную продажу".

В ходе разбирательства дела судом была произведена с согласия сторон, участвующих в деле, замена заявителя Герасимовой Т.А. на общество с ограниченной ответственностью "Орел", генеральным директором которого является Герасимова Т.А.

В судебном заседании представители ООО "Орел" Герасимова Т.А. и Буреева О.А. уточнили свои требования и просили признать недействующим пункт 14 оспариваемого положения в части слов указанных в лицензии. При осуществлении лицензионной деятельности на нескольких территориально обособленных объектах адреса их нахождения также указываются в лицензии и лицензионный сбор уплачивается отдельно за право осуществления деятельности на каждом объекте#.

В обоснование своих требований заявитель указал, что в соответствии с пунктом 10 статьи 18 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" лицензии на розничную продажу алкогольной продукции выдаются субъектами Российской Федерации в установленном ими порядке с учетом положений настоящего Федерального закона. В силу пункта 4 статьи 19 Федерального закона определено, что действие лицензии на оборот алкогольной продукции, выданной юридическому лицу, распространяется на деятельность входящих в его состав структурных подразделений.

Таким образом, по мнению заявителя, положения данного Федерального закона не предусматривают, что адреса нахождения территориально обособленных объектов юридического лица в обязательном порядке указываются в лицензии.

При принятии данного постановления Кабинет Министров Республики Татарстан превысил свои полномочия, предусмотрев вместо законодателя дополнительную обязанность для юридических лиц по получению лицензии с указанием в ней всех территориально обособленных объектов при осуществлении одного и того же вида лицензируемой деятельности.

Представители Кабинета Министров Республики Татарстан с заявлением ООО "Орел" не согласились, пояснив, что в соответствии с пунктом 10 статьи 18 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" лицензии на розничную продажу алкогольной продукции выдаются субъектами Российской Федерации в установленном ими порядке с учетом положений настоящего Федерального закона.

Требования к бланку лицензии, ее форме и реквизитам, вносимым в нее, установлены постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 30 января 2001 года N 42 "О дополнительных мерах по осуществлению качества, безопасности, легальности производства и оборота алкогольной продукции, поступающей в розничную продажу" и не противоречат действующему законодательству, поскольку федеральным законом требования к реквизитам, указываемым в лицензии, не установлены.

Выслушав объяснения сторон, участвующих в деле, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора Прокуратуры Республики Татарстан В.Н.Куницыной, полагавшего заявление подлежащим частичному удовлетворению, Верховный суд Республики Татарстан считает, что оснований для удовлетворения заявления ООО "Орел" не имеется по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 14 Положения "О лицензировании розничной продажи алкогольной продукции в Республике Татарстан", утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 30 января 2001 года N 42 "О дополнительных мерах по осуществлению качества, безопасности, легальности производства и оборота алкогольной продукции, поступающей в розничную продажу" действие лицензии, выданной юридическому лицу, распространяется на деятельность входящих в его состав структурных подразделений, указанных в лицензии. При осуществлении лицензионной деятельности на нескольких территориально обособленных объектах адреса их нахождения также указываются в лицензии и лицензионный сбор уплачивается отдельно за право осуществления деятельности на каждом объекте.

Заявителем оспаривается данный пункт постановления Кабинета Министров Республики Татарстан в части обязательного указания в лицензии на розничную продажу алкогольной продукции всех структурных подразделений и территориально обособленных объектов юридического лица, которому выдана лицензия, и, соответственно, необходимость уплаты лицензионного сбора отдельно за право осуществления деятельности на каждом объекте.

Данные положения постановления Кабинета Министров, по мнению суда, не противоречат федеральному законодательству и не нарушают прав и законных интересов заявителя.

В соответствии с пунктом 10 статьи 18 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" лицензии на розничную продажу алкогольной продукции выдаются субъектами Российской Федерации в установленном ими порядке с учетом положений настоящего Федерального закона.

В обоснование своего заявления заявители указывают, что согласно пункту 4 статьи 19 этого же Федерального закона действие лицензии на оборот алкогольной продукции, выданной юридическому лицу, распространяется на деятельность входящих в его состав структурных подразделений.

Однако, положения данной статьи не свидетельствуют о том, что в лицензии на розничную продажу алкогольной продукции не могут быть указаны адреса нахождения территориально обособленных объектов юридического лица, где осуществляется лицензионная деятельность.

В соответствии с абзацами 8, 9 и 10 пункта 1 статьи 19 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" для получения лицензии на осуществление одного из видов деятельности, связанных с производством этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, указанных в пункте 2 статьи 18 настоящего Федерального закона, организацией (заявителем) в лицензирующий орган представляются, помимо других, следующие документы:

документы о техническом и метрологическом оснащении организации, наличии сертифицированного оборудования, подтверждающие возможность производить, хранить этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, соответствующую государственным стандартам, осуществлять государственный контроль за фактическим объемом производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, обеспечивать их продажу;

заключение органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы об оснащенности организации и (или) структурных подразделений, осуществляющих производство и (или) хранение этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции, средствами охранной сигнализации и охранно-пожарной сигнализации;

положительные заключения специально уполномоченных на то государственных органов о соответствии производственных и складских помещений организации (заявителя) санитарно-эпидемиологическим, противопожарным, экологическим нормам и требованиям, а также требованиям техники безопасности.

В соответствии с частью 4 статьи 4 Федерального закона от 8 января 1998 года N 5-ФЗ "О сборах за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции" при осуществлении лицензионной деятельности на нескольких территориально обособленных объектах плательщик уплачивает сбор отдельно за право осуществления деятельности на каждом объекте.

Из указанных положений Федеральных законов следует, что еще при подаче заявления о выдаче лицензии юридическое лицо или частный предприниматель обязан указать все территориально обособленные объекты, на которых он будет осуществлять лицензируемую деятельность и представить на данные объекты документы о техническом и метрологическом оснащении организации, заключение органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы об оснащенности организации или структурных подразделений средствами охранной и охранно-пожарной сигнализации, положительные заключения о соответствии производственных и складских помещений организации (заявителя) санитарно-эпидемиологическим, противопожарным, экологическим нормам и требованиям, а также требованиям техники безопасности. Кроме того, заявитель обязан уплатить сбор отдельно за право осуществления деятельности на каждом объекте.

Также при вынесении решения суд учитывает требования, содержащиеся в Положении о лицензировании деятельности по производству, розливу, хранению и обороту алкогольной продукции, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 1998 г. N 727 "О лицензировании деятельности по производству, хранению и обороту этилового спирта, изготовленного из всех видов сырья, спиртосодержащей и алкогольной продукции".

В соответствии с пунктом 10 данного Положения в случае, если лицензируемая деятельность осуществляется на нескольких территориально обособленных объектах, организация представляет документы, предусмотренные пунктами 7-10, на каждый объект, вид деятельности и вид продукции. Абзацем 3 пункта 14 Положения предусмотрено, что в лицензии указывается наименование, юридический адрес организации и адрес (место фактической деятельности) осуществления ею лицензируемого вида деятельности.

ГАРАНТ:

По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Имеются в виду пункт 11 и абзац 3 пункта 15 Положения, а не пункт 10 и абзац 3 пункта 14, как указано выше

Действие настоящего Положения в соответствии с пунктом 1 Положения не распространяется на отношения, связанные с розничной продажей алкогольной продукции. В то же время пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 9 июля 1998 года N 727 рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации руководствоваться указанными положениями при осуществлении лицензирования деятельности организаций по производству и обороту этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции в пределах полномочий, предоставленных им действующим законодательством.

Следует отметить, что и в Федеральном законе от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", действие которого в соответствии со статьей 1 хоть и не распространяется на деятельность в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, предусмотрено, что в решении о предоставлении лицензии и в документе, подтверждающем наличие лицензии, указываются полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица (пункт 1 статьи 10).

На основании вышеизложенного суд приходит к выводу о том, что положения пункта 14 оспариваемого Положения, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан, не противоречат федеральному законодательству.

Анализ вышеприведенных норм федерального законодательства свидетельствует о том, что при выдаче лицензии федеральными органами на право осуществления определенного вида деятельности, в лицензии указываются адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, либо, соответственно, адреса территориально обособленных объектов, где осуществляется лицензируемый вид деятельности.

Положения пункта 4 статьи 19 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" о том, что действие лицензии на оборот алкогольной продукции, выданной юридическому лицу, распространяется на деятельность входящих в его состав структурных подразделений, не свидетельствуют о запрете на указание в лицензии мест нахождения территориально обособленных объектов, где осуществляется лицензируемый вид деятельности.

В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" государственное регулирование в области промышленного производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции направлено на защиту экономических интересов Российской Федерации, обеспечение нужд потребителей в указанной продукции, а также на повышение ее качества и проведение контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области. Выполнению указанных задач способствует, в том числе, и указание в выдаваемой лицензии адресов территориально обособленных объектов юридического лица, где осуществляется лицензируемый вид деятельности.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 и 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный суд Республики Татарстан решил:

В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Орел" о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим пункта 14 Положения "О лицензировании розничной продажи алкогольной продукции в Республике Татарстан", утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 30 января 2001 года N 42 "О дополнительных мерах по осуществлению качества, безопасности, легальности производства и оборота алкогольной продукции, поступающей в розничную продажу" отказать.

Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный суд Республики Татарстан в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения суда.

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Решение Верховного Суда РТ от 19 июля 2005 г. N Зп-1-43/2005


Определением СК Верховного Суда РФ от 14 октября 2005 г. N 11-Г05-14 данное решение оставлено без изменения, кассационная жалоба ООО "Орел" - без удовлетворения

Настоящее решение вступило в законную силу 14 октября 2005 г.


Текст решения официально опубликован не был