Постановление Законодательного Собрания Нижегородской области от 28 августа 2008 г. N 1173-IV "Об обращении Законодательного Собрания Нижегородской области "К Председателю Правительства Российской Федерации В.В. Путину, Председателю Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации С.М. Миронову, Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Б.В. Грызлову о необходимости совершенствования федерального законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления, лицензирования в данной сфере и установления требований по оформлению разрешительной документации"

Постановление Законодательного Собрания Нижегородской области
от 28 августа 2008 г. N 1173-IV
"Об обращении Законодательного Собрания Нижегородской области
"К Председателю Правительства Российской Федерации В.В. Путину,
Председателю Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
С.М. Миронову, Председателю Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации Б.В. Грызлову о необходимости совершенствования
федерального законодательства в сфере обращения с отходами производства
и потребления, лицензирования в данной сфере и установления требований
по оформлению разрешительной документации"

 

Законодательное Собрание области постановляет:

1. Принять обращение Законодательного Собрания Нижегородской области "К Председателю Правительства Российской Федерации В.В. Путину, Председателю Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации С.М. Миронову, Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Б.В. Грызлову о необходимости совершенствования федерального законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления, лицензирования в данной сфере и установления требований по оформлению разрешительной документации".

2. Направить настоящее постановление и указанное обращение Председателю Правительства Российской Федерации В.В. Путину, Председателю Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации С.М. Миронову, Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Б.В. Грызлову.

3. Направить настоящее постановление и указанное обращение в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации с просьбой поддержать данное обращение.

4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

 

Председатель Собрания

В.Н. Лунин

 

Обращение
Законодательного Собрания Нижегородской области к Председателю
Правительства Российской Федерации В.В. Путину, Председателю Совета
Федерации Федерального Собрания Российской Федерации С.М. Миронову,
Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской
Федерации Б.В. Грызлову о необходимости совершенствования федерального
законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления,
лицензирования в данной сфере и установления требований по оформлению
разрешительной документации

 

Уважаемый Владимир Владимирович!
Уважаемый Сергей Михайлович!
Уважаемый Борис Вячеславович!

 

В настоящее время одной из самых актуальных проблем в регионах Российской Федерации стала проблема несовершенства действующего федерального законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления, лицензирования в данной сфере и установления требований по оформлению разрешительной документации. Анализ правоприменительной практики федеральных законов в сфере обращения с отходами выявил многие существующие проблемы при их реализации.

Понятийный аппарат Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон "Об отходах производства и потребления") требует существенного уточнения и дополнения. Это касается таких ключевых понятий, как "опасные отходы", "размещение отходов", "хранение отходов", "захоронение отходов", "объект размещения отходов", неоднозначность трактовки которых приводит к возникновению противоречий между законами и подзаконными актами, регламентирующими отношения в сфере обращения с отходами (например, определение в Федеральном законе "Об отходах производства и потребления" понятия "опасные отходы" дает возможность отнесения практически всех видов отходов к категории "опасные", даже тех, которые не обладают конкретными опасными свойствами для окружающей среды и здоровья человека). В настоящее время существуют также нормативные документы, определяющие порядок отнесения отходов к классам опасности. Одни из них разработаны и утверждены Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее - МНР# России), другие - Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (далее - Минздравсоцразвития России). В нормативных документах МПР России, например, опасные отходы подразделяются на 5 классов опасности по степени воздействия на окружающую среду, а в документах Минздравсоцразвития России - на 4 класса опасности по степени воздействия на здоровье человека. При этом отходы 5 класса опасности для окружающей среды (практически неопасные отходы) и отходы 4 класса опасности по степени воздействия на человека и окружающую среду (малоопасные отходы) равно отнесены к категории "опасные отходы".

В результате к любому юридическому лицу и индивидуальному предпринимателю, у которых образуются отходы производства или потребления (в том числе и практически неопасные), предъявляются одинаковые требования по оформлению всей разрешительной и иной документации, предусмотренной законодательством для регламентации обращения именно с "опасными отходами". Считаем, что назрела необходимость решения вопроса о пересмотре практики отнесения практически всех отходов к категории "опасные".

Неоднозначное толкование понятий "размещение отходов" и "объекты размещения отходов" приводит к тому, что к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим размещение отходов, предъявляются одинаковые требования по оформлению лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов независимо от того, является ли это размещение временным, длительным хранением или захоронением отходов. В результате в процесс лицензирования вовлечены практически все юридические лица и предприниматели, включая бюджетные учреждения социальной сферы, так как при осуществлении любого вида деятельности образуются отходы, требующие их последующего сбора, транспортировки и размещения.

В связи с этим встает вопрос о целесообразности установления обязательности оформления лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов только для организаций, осуществляющих коммерческую деятельность в этой сфере.

В соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установление нормативов качества окружающей среды относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом в области нормирования отходов остаются нереализованными положения статьи 18 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" в части полномочий субъектов Российской Федерации по установлению государственных стандартов, правил, нормативов и требований в сфере обращения с отходами, так как эти полномочия не закреплены в статье 6 Федерального закона "Об отходах производства и потребления".

Предусмотренный нормативной документацией порядок взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов четко не определяет, кто конкретно должен осуществлять плату за размещение отходов: предприятия, на которых образовались отходы, требующие размещения в окружающей среде, или организации, осуществляющие непосредственное размещение отходов. В результате плата взимается с предприятий, не имеющих своих объектов размещения отходов и передающих отходы на специализированные объекты размещения.

Исходя из изложенного, считаем необходимым:

внести изменения в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" в части: совершенствования понятийного аппарата; уточнения видов деятельности в области обращения с отходами, подлежащих лицензированию; уточнения полномочий субъектов Российской Федерации по нормированию в области обращения с отходами;

внести изменения в Федеральный закон от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" в части конкретизации видов деятельности в области обращения с опасными отходами, подлежащих лицензированию;

внести изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 29 августа 2007 года N 545 "О внесении изменений в Правила разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" в части определения участия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по установлению лимитов на размещение отходов в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду и в целях приведения указанного постановления в соответствие со статьей 18 Федерального закона "Об отходах производства и потребления";

поручить Ростехнадзору, Роспотребнадзору, другим заинтересованным федеральным ведомствам подготовить предложения по разработке единой нормативной базы по отнесению отходов к классу опасности отходов для здоровья человека и окружающей среды;

внести изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 26 августа 2006 года N 524 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов" в части установления критериев, определяющих необходимость получения лицензий, в зависимости от объемов и класса опасности образующихся отходов, а также от вида деятельности хозяйствующего субъекта.

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Постановление Законодательного Собрания Нижегородской области от 28 августа 2008 г. N 1173-IV "Об обращении Законодательного Собрания Нижегородской области "К Председателю Правительства Российской Федерации В.В. Путину, Председателю Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации С.М. Миронову, Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Б.В. Грызлову о необходимости совершенствования федерального законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления, лицензирования в данной сфере и установления требований по оформлению разрешительной документации"


Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия


Текст постановления опубликован в газете "Нижегородские новости", N 27 от 14 февраля 2009 г.