Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа
от 6 марта 2006 г. по делу N А43-2852/2005-27-88
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шишкиной Е.Н.,
судей Бабаева С.В., Князевой Г.А.
при участии представителей
от истца: Евсиковой Е.Н. (доверенность от 10.01.2006 N 01-01/Д),
от ответчиков: ГУ ФРС - Тулуповой Н.С. (доверенность от 25.01.2006 N 10),
Теруправление - Голодухиной О.В. (доверенность от 10.01.2006 N 20-03),
Маркеевой А.В. (доверенность от 10.01.2006 N 20-01),
от третьего лица: ФГУ "Нижегородский лесхоз" - Чухраевой Н.И. (доверенность от 05.11.2004 серия 52АА N 169813)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу истца - администрации Нижнего Новгорода на решение от 30.05.2005 и постановление апелляционной инстанции от 10.08.2005 по делу N А43-2852/2005-27-88 Арбитражного суда Нижегородской области, принятые судьями Лягиным В.В., Игнатьевой А.В., Прохоровой Л.В., Княжевой М.В., по иску администрации Нижнего Новгорода к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Нижегородской области и Главному управлению Федеральной регистрационной службы по Нижегородской области о признании незаконным включения участка лесного фонда в реестр федерального имущества и о признании недействительным права федеральной собственности на данный участок лесного фонда, третье лицо - федеральное государственное учреждение "Нижегородский лесхоз", и установил:
администрация Нижнего Новгорода (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Нижегородской области с иском, уточненным на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Нижегородской области (далее - Теруправление) и Главному управлению Федеральной регистрационной службы по Нижегородской области (далее - ГУ ФРС) о признании недействительным права федеральной собственности на участок лесного фонда площадью 3 776 гектара, кадастровый (условный) номер 52:18:16:00000, расположенный по адресу: Нижний Новгород, Нижегородский лесхоз, Автозаводское лесничество, кварталы 1-30-й и Приокское лесничество, кварталы 1-20-й, а также зарегистрированный в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) 19.05.2004 записью N 52-01/55-15/2004-250.
Определением суда от 14.03.2005 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено федеральное государственное учреждение "Нижегородский лесхоз" (далее - ФГУ "Нижегородский лесхоз").
Исковые требования основаны на статье 1 Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статье 5 устава города Нижнего Новгорода, статьях 7, 10, 19 Лесного кодекса Российской Федерации и мотивированы тем, что правовые основания для внесения в Реестр федерального имущества упомянутого участка лесного фонда и государственной регистрации права федеральной собственности на участок, находящийся в границах Нижнего Новгорода, согласно приложению к уставу города Нижнего Новгорода, и относящийся к городским лесам, отсутствовали. Регистрация права федеральной собственности на спорный участок нарушает права органов местного самоуправления и населения города по использованию городских лесов.
Решением от 30.05.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 10.08.2005, в удовлетворении заявленных требований отказано со ссылками на статьи 4, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункт 2 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 15, 49, 133 Лесного кодекса Российской Федерации за недоказанностью истцом нарушения ответчиками его прав и законных интересов. При этом суд указал, что право муниципальной собственности на спорный участок до принятия специального федерального закона не возникло, а государственный контроль за использованием, охраной, защитой и воспроизводством лесов, расположенных на землях городских поселений, отнесен к компетенции федерального органа исполнительной власти по надзору в сфере природопользования.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, Администрация обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права. Основные доводы заявителя состоят в том, что оспариваемые земельные участки расположены в границах муниципального образования - город Нижний Новгород (статьи 1, 5 устава города Нижнего Новгорода), а потому в силу статей 7, 10 Лесного кодекса Российской Федерации этот участок относится к городским лесам и не может являться лесным фондом. Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 19.05.2004 серия 52-АА N 925796 право федеральной собственности на спорный участок зарегистрировано как на участок лесного фонда (леса первой группы). В соответствии со статьей 19 Лесного кодекса Российской Федерации формы собственности на леса, расположенные на землях городских поселений, устанавливаются федеральным законом, который не принят, а потому государственную регистрацию права федеральной собственности на упомянутый участок следует признать преждевременной. Кроме того, право собственности зарегистрировано на участок лесного фонда как на единый объект недвижимого имущества, в то время как Автозаводское и Приокское лесничества разделяются рекой Окой и, следовательно, не могут представлять собой единый участок как объект права. Суд сделал необоснованный вывод о том, что факт отнесения лесов к федеральной собственности не нарушает права и законные интересы истца, поскольку в силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Администрация при обращении в арбитражный суд действовала от имени всего населения Нижнего Новгорода. В статьях 80 и 133 Лесного кодекса Российской Федерации установлен различный правовой режим использования участков лесного фонда и городских лесов. Зарегистрированное право федеральной собственности на участок лесного фонда нарушает права граждан Нижнего Новгорода на использование лесов, находящихся в границах города, как городских лесов. В соответствии со статьей 15 Лесного кодекса Российской Федерации, пунктом 13 статьи 71 Закона Российской Федерации от 06.07.1991 N 1550-1 "О местном самоуправлении в Российской Федерации", пунктом 3 статьи 37 устава города Нижнего Новгорода осуществление управления и контроля в области использования и охраны лесов на территории города относится к компетенции Администрации. Данные полномочия органа местного самоуправления нарушены оспариваемым правом федеральной собственности, что недопустимо в силу статьи 133 Конституции Российской Федерации.
Теруправление, ФГУ "Нижегородский лесхоз" и ГУ ФРС в отзывах на кассационную жалобу и устно в заседании суда указали на правильность решения и постановления апелляционной инстанции и просили оставить их в силе.
Законность судебных актов Арбитражного суда Нижегородской области проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и заслушав представителей сторон, кассационная инстанция пришла к выводу о том, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене в силу следующего.
Как видно из документов, Учреждение по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Нижегородской области (ныне - ГУ ФРС) 19.05.2004 зарегистрировало право федеральной собственности на участок лесного фонда (леса 1-й группы: запретные полосы лесов, защищающие нерестилища ценных промысловых рыб, лесопарковая часть зеленой зоны, лесохозяйственная часть зеленой зоны) площадью 3 776 гектаров, расположенный по адресу: Нижний Новгород, Нижегородский лесхоз, Автозаводское лесничество, кварталы 1-30-й, Приокское лесничество, кварталы 1-20-й, кадастровый (условный) номер 52:18:16:00000, о чем в ЕГРП сделана запись о регистрации за номером 52-01/55-15/2004-250 (свидетельство о государственной регистрации права от 19.05.2004 серии 52-АА N 925796). В качестве основания регистрации указана статья 19 Лесного кодекса Российской Федерации.
Выписка из реестра федерального имущества от 20.05.2005 N СТ-15/4237, представленная Теруправлением, подтверждает включение упомянутого земельного участка на основании полученного свидетельства о государственной регистрации права в реестр федерального имущества под номером 0520056100008.
Указанные кварталы Автозаводского и Приокского лесничеств находятся в границах муниципального образования "Город Нижний Новгород", установленных в приложении к уставу города Нижнего Новгорода, утвержденному постановлением городской Думы от 29.01.1998 N 1.
В соответствии со статьей 7 Лесного кодекса Российской Федерации к лесному фонду относятся все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях городских и сельских поселений, а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (лесные земли и нелесные земли), а в статье 10 этого Кодекса установлено, что леса, расположенные на землях городских поселений (городские леса), не входят в лесной фонд.
С учетом изложенного зарегистрированное право федеральной собственности на указанный участок, расположенный в границах Нижнего Новгорода, как участок лесного фонда (леса 1-й группы), противоречит названным нормам права.
Кроме того, в силу статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации формы собственности на леса, расположенные на землях городских поселений, устанавливаются федеральным законом. Такой федеральный закон отсутствует, а потому правовых оснований для отнесения спорного участка к федеральной собственности не было.
Согласно статье 15 Лесного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления от имени муниципальных образований участвуют в лесных отношениях в пределах своей компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В статье 133 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что государственный контроль за использованием, охраной, защитой и воспроизводством лесов, расположенных на землях городских поселений, осуществляется федеральным органом исполнительной власти по надзору в сфере природопользования. Данные полномочия органам местного самоуправления законодательством не предоставлены. Ссылка Администрации на пункт 13 статьи 71 Закона Российской Федерации от 06.07.1991 N 1550-1 "О местном самоуправлении в Российской Федерации" несостоятельна, так как статьи 49-76 этого Закона применяются в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации и Федеральному закону от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (статья 56 названного Федерального закона).
С учетом изложенного вывод Арбитражного суда Нижегородской области о том, что государственная регистрация права федеральной собственности на спорный участок не нарушает права Администрации по контролю за использованием городских лесов, является правильным.
Вместе с тем в абзаце 1 статьи 133 Лесного кодекса Российской Федерации определено, что леса, расположенные на землях городских поселений, предназначены для отдыха населения, проведения культурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, а также для сохранения благоприятной экологической обстановки, однако данная часть этой правовой нормы судом не применена.
Решение вопросов местного значения (вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования) на территории муниципальных образований относится к компетенции органов местного самоуправления (статьи 1, 6 Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Согласно статье 37 устава города Нижнего Новгорода создание мест отдыха граждан, организация на территории города работы культурно-просветительных учреждений, создание условий для развития физической культуры и спорта, организация проведения общегородских мероприятий в области здравоохранения, культуры и спорта, разработка и обеспечение реализации комплексных программ укрепления здоровья населения, оздоровления среды обитания человека и условий его жизнедеятельности относятся к полномочиям Администрации.
Кроме того, исходя из смысла и содержания статьи 17 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" норма закона (в данном случае статья 19 Лесного кодекса Российской Федерации) не может служить основанием государственной регистрации права.
Таким образом, неправомерно зарегистрированное право федеральной собственности на упомянутый участок нарушает права Администрации по использованию городских лесов в интересах населения муниципального образования.
Неприменение судом подлежавших применению статей 7 и 10, а также абзаца 1 статьи 133 Лесного кодекса Российской Федерации привело к необоснованному отказу истцу в удовлетворении заявленных требований, что является основанием для отмены принятых судебных актов на основании пункта 2 части 1 статьи 287, части 1 и пункта 1 части 2 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой и апелляционной инстанций не допущено.
В соответствии со статьями 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина по иску, апелляционной и кассационной жалобам в размере 4 000 рублей относится на ответчиков.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 1 и пунктом 1 части 2 статьи 288, статьей 289 и частью 2 статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение от 30.05.2005 и постановление апелляционной инстанции от 10.08.2005 по делу N А43-2852/2005-27-88 Арбитражного суда Нижегородской области отменить.
Признать недействительным право федеральной собственности на участок лесного фонда (леса 1-й группы: запретные полосы лесов, защищающие нерестилища ценных промысловых рыб, лесопарковая часть зеленой зоны, лесохозяйственная часть зеленой зоны) площадью 3 776 гектаров, расположенный по адресу: Нижний Новгород, Нижегородский лесхоз, Автозаводское лесничество, кварталы 1-30-й, Приокское лесничество, кварталы 1-20-й, кадастровый (условный) номер 52:18:16:00000, зарегистрированное в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 19.05.2004 записью N 52-01/55-15/2004-250.
Взыскать с Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Нижегородской области и Главного управления Федеральной регистрационной службы по Нижегородской области в доход федерального бюджета по 1 500 рублей и в пользу администрации Нижнего Новгорода по 500 рублей государственной пошлины по иску, а также по апелляционной и кассационной жалобам.
Арбитражному суду Нижегородской области выдать исполнительные листы.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.Н. Шишкина |
Г.А. Князева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 6 марта 2006 г. по делу N А43-2852/2005-27-88
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника