Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Методические указания
по инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности предприятий и организаций жилищно-коммунального комплекса
(утв. постановлением Губернатора области от 21 марта 2003 г. N 104)
I. Общие положения
1. Настоящие Методические указания устанавливают порядок проведения инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженностей предприятий и организаций жилищно-коммунального комплекса (далее именуется - Предприятия) и оформления ее результатов.
2. Для целей настоящих Методических указаний:
1) под дебиторской задолженностью Предприятия понимается:
задолженность бюджетов разных уровней по возмещению разницы в тарифах, а также по предоставленным льготам и субсидиям;
задолженность бюджетных организаций и учреждений, выделяемых данным потребителям для оплаты потребляемых ресурсов;
задолженность промышленных и прочих коммерческих потребителей за полученные жилищно-коммунальные услуги;
задолженность населения;
задолженность прочих потребителей.
2) под кредиторской задолженностью Предприятия понимается:
задолженность бюджетам всех уровней по обязательным платежам и начисленным штрафам, пеням;
задолженность по обязательным платежам в государственные внебюджетные фонды (Пенсионного, Социального страхования, Обязательного медицинского страхования, Дорожные и другие фонды);
задолженность предприятиям-поставщикам и подрядчикам (субподрядчикам) за поставляемые товарно-материальные ценности и выполненные работы, оказанные услуги, включая штрафные санкции за предыдущие периоды;
прочие виды задолженностей.
3. Инвентаризации подлежат все виды задолженностей Предприятия независимо от субъекта задолженности.
Инвентаризация дебиторской и кредиторской задолженности производится по местонахождению Предприятия.
4. Основными целями инвентаризации являются:
выявление фактического объема дебиторской и кредиторской задолженности;
сверка фактического объема дебиторской и кредиторской задолженности с данными задолженности контрагентов Предприятия;
проверка полноты отражения в учете задолженностей.
II. Общие правила проведения инвентаризации
5. Инвентаризацию задолженности всем Предприятиям необходимо провести до 15 мая 2003 года.
6. Для проведения инвентаризации на Предприятии создается инвентаризационная комиссия.
7. Персональный состав постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий утверждает руководитель организации. Документ о составе комиссии - приказ, постановление, распоряжение (приложение 1) регистрируют в книге контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации (приложение 2).
В состав инвентаризационной комиссии включаются представители администрации организации, работники бухгалтерской службы, другие специалисты (инженеры, экономисты, техники и т.д.).
В состав инвентаризационной комиссии можно включать представителей службы внутреннего аудита организации, независимых аудиторских организаций.
Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными.
8. До начала проверки фактического объема дебиторской и кредиторской задолженности инвентаризационной комиссии надлежит получить последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств.
Председатель инвентаризационной комиссии визирует все приходные и расходные документы, приложенные к реестрам (отчетам), с указанием "до инвентаризации на " .... " (дата)", что должно служить бухгалтерии основанием для определения остатков на счетах дебиторской и кредиторской задолженности к началу инвентаризации по учетным данным.
Материально-ответственные лица дают расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы по поступлениям и поставкам имущества сданы в бухгалтерию. Аналогичные расписки дают лица, получившие подотчетные суммы на какие-либо цели.
9. Инвентаризационная комиссия обеспечивает полноту и точность внесения в описи данных о фактических остатках финансовых обязательств, правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации.
10. Инвентаризационные описи могут быть заполнены как с использованием средств вычислительной и другой организационной техники, так и ручным способом.
Описи заполняются чернилами или шариковой ручкой четко и ясно, без помарок и подчисток.
Исправление ошибок производится во всех экземплярах описей путем зачеркивания неправильных записей и проставления над зачеркнутыми правильных записей. Исправления должны быть оговорены и подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и материально-ответственными лицами.
В описях не допускаются незаполненные строки, на последних страницах незаполненные строки прочеркиваются.
11. Описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии.
12. Если инвентаризация проводится в течение нескольких дней, то помещения, где хранятся документы, при уходе инвентаризационной комиссии должны быть опечатаны. Во время перерывов в работе инвентаризационных комиссий (в обеденный перерыв, в ночное время, по другим причинам) описи должны храниться в ящике (шкафу, сейфе) в закрытом помещении, где проводится инвентаризация.
13. Для оформления инвентаризации необходимо применять формы первичной учетной документации по инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности согласно приложениям 3 - 11.
III. Правила проведения инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженностей
14. Инвентаризация расчетов с бюджетом, покупателями, поставщиками, подотчетными лицами, работниками, депонентами, другими дебиторами и кредиторами заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета.
15. Проверке должны быть подвергнуты счета "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" по товарам, оплаченным, но находящимся в пути, и расчетам с поставщиками по неотфактурованным поставкам, "Расчеты с покупателями и заказчиками" по предоставленным, но не оплаченным услугам, "Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами" и т.п. Они проверяются по документам в согласовании с корреспондирующими счетами.
16. По задолженности работникам организации выявляются невыплаченные суммы по оплате труда, подлежащие перечислению на счет депонентов, а также суммы и причины возникновения переплат работникам.
17. При инвентаризации подотчетных сумм проверяются отчеты подотчетных лиц по выданным авансам с учетом их целевого использования, а также суммы выданных авансов по каждому подотчетному лицу (даты выдачи, целевое назначение).
18. Инвентаризационная комиссия путем документальной проверки должна также установить:
1) правильность расчетов с финансовыми, налоговыми органами, внебюджетными фондами, другими организациями, а также со структурными подразделениями организации, выделенными на отдельные балансы;
2) правильность и обоснованность сумм дебиторской, кредиторской и депонентской задолженности, включая суммы дебиторской и кредиторской задолженности, по которым истекли сроки исковой давности.
IV. Составление актов инвентаризации задолженностей
19. По окончании инвентаризации составляется акт инвентаризации задолженностей, в котором состав дебиторской и состав кредиторской задолженностей указываются раздельно.
В актах отражаются результаты инвентаризации, то есть расхождения между данными бухгалтерского учета Предприятия и данными бухгалтерского учета дебиторов и кредиторов. Выявленные суммы задолженностей требуют согласования с дебиторами и кредиторами, что должно быть отражено в актах сверки задолженностей, свидетельствующих о взаимном их признании. При наличии расхождений между обеими сторонами они должны быть зафиксированы в актах сверки.
Для оформления результатов инвентаризации могут применяться единые регистры, в которых объединены показатели инвентаризационных описей и сличительных ведомостей.
20. Выявленные при инвентаризации остатки дебиторской и кредиторской задолженности Предприятия по каждому контрагенту подлежат сверке с аналогичными показателями контрагента. Выявленные по результатам сверки расхождения и претензии подлежат взаимному урегулированию с контрагентом в каждом отдельном случае.
Те суммы дебиторской и кредиторской задолженности, которые в результате сверки с контрагентами оказались невыясненными, в соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации относятся на финансовые результаты предприятия как внереализационные доходы или расходы.
21. Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации - в годовом бухгалтерском отчете.
В дальнейшем "инвентаризационные описи", "акты инвентаризации" именуются "описи".
Заместитель Губернатора
Челябинской области |
В.Б.Букрин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.