Решение Верховного Суда Республики Мордовия
от 6 июня 2012 г. N 7.2-39/2012
(извлечение)
Верховный Суд Республики Мордовия установил:
постановлением Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия от 23 марта 2012 года N 129 административному директору магазина "И" Л.И.Н. назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере пяти тысяч рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьёй 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л. д. 35 - 39).
Решением судьи Ленинского районного суда города Саранска от 18 апреля 2012 года указанное постановление регионального министерства, осуществляющего государственный экологический контроль, по делу об административном правонарушении оставлено без изменения, а жалоба Л.И.Н. - без удовлетворения (л .д. 142 - 144).
Л.И.Н. подала в Верховный Суд Республики Мордовия жалобу на указанное судебное постановление, ссылаясь на то, что индивидуальный предприниматель Г.Г.Р., владелец магазина "И.", не занималась размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", а поэтому привлечение её к административной ответственности по статье 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нельзя признать законным (л .д. 147 - 148).
В судебном заседании Л.И.Н. доводы жалобы поддержала.
В судебном заседании государственный инспектор в области охраны окружающей среды Республики Мордовия (по охране природы) С.Ю.Ю., составивший протокол об административном правонарушении, относительно жалобы Л.И.Н. возразил.
Проверив на основании имеющихся в деле материалов законность и обоснованность обжалуемых постановлений по делу об административном правонарушении, судья Верховного Суда Республики Мордовия находит их подлежащими отмене.
Статья 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность должностных и юридических лиц за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.
В соответствии с положениями статьи 1 Федерального закона от 10 января 2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" под негативным воздействием на окружающую среду понимается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии с положениями статьи 16 названного Федерального закона негативное воздействие на окружающую среду является платным (пункт 1 статьи 16 Федерального закона).
К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:
выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;
сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;
загрязнение недр, почв;
размещение отходов производства и потребления;
загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;
иные виды негативного воздействия на окружающую среду (пункт 2 статьи 16 Федерального закона).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 N 632 утверждён Порядок определения платы и её предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который согласно пункту 1 распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду:
выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;
сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;
размещение отходов;
другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т. п.).
Исходя из этого, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена только на тех лиц, в результате деятельности которых происходит такое воздействие на окружающую среду, которое относится к видам негативного воздействия, предусмотренным Федеральным законом от 10 января 2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Как следует из постановления Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия от 23 марта 2012 года N 129, административный директор магазина "И." Л.И.Н., ответственная за обеспечение охраны окружающей среды и экологической безопасности в магазине, владельцем которого является индивидуальный предприниматель Г.Г.Р. привлечена к административной ответственности по статье 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду, выразившееся в размещении отходов: ртутных ламп; люминесцентных ртутьсодержащих трубок отработанных и брака 1 класса опасности; мусора от бытовых помещений организаций несортированного (исключая крупногабаритный) 4 класса опасности (л .д .35 - 39).
Между тем в соответствии с положениями статьи 1 Федерального закона от 10 января 2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" под размещением отходов понимается хранение и захоронение отходов.
Под хранением отходов понимается содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а под захоронением отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.
Под объектом размещения отходов понимается специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шлакохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
К объектам размещения отходов предъявляются особые требования, перечисленные в статье 12 настоящего Федерального закона.
Таким образом, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных сооружениях.
В данном случае индивидуальный предприниматель Г.Г.Р. владелец магазина "И.", не занималась размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", а, следовательно, событие административного правонарушения, предусмотренного статьёй 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отсутствует.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия события административного правонарушения.
В соответствии с положениями пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьёй 24.5 настоящего Кодекса.
В связи с этим обжалуемые постановления по делу об административном правонарушении подлежат отмене с прекращением начатого в отношении административного директора магазина "И" Л.И.Н. производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за отсутствием события административного правонарушения.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Республики Мордовия решил:
постановление Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия от 23 марта 2012 года N 129 и решение судьи Ленинского районного суда города Саранска от 18 апреля 2012 года, вынесенные в отношении административного директора магазина "И" Л.И.Н. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Начатое в отношении административного директора магазина "И." Л.И.Н. производство по делу прекратить за отсутствием события административного правонарушения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда Республики Мордовия от 6 июня 2012 г. N 7.2-39/2012 (извлечение)
Текст решения предоставлен Верховным Судом Республики Мордовия по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании