• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Об определении оптовой и розничной торговли (Выпуск 4, февраль 1995 г.)

68. На предприятии создан магазин, где продается мороженое коробками частным лицам. Городской отдел цен утверждает, что это не розничная, а оптовая торговля. В виду этого была изъята розничная наценка и оставлена только оптовая. Правильно ли это?


По действующему законодательству предприятия вправе pеализовать свою продукцию, товары, работы и услуги по ЦЕНАМ и тарифам, установленным САМОСТОЯТЕЛЬНО или на ДОГОВОРНОЙ основе, за исключением случаев, когда предприятие является монополистом или на товар установлена государственная цена.

Однако для того, чтобы ответить на ваш вопрос, необходимо выяснить отличительные признаки оптовой и розничной торговли. А сделать это позволяет только законодательство о ценообразовании, т.к. именно оно устанавливает порядок формирования и определения как оптовых, так и розничных цен.

С этой целью отметим, что основными нормативными актами, которыми необходимо руководствоваться при решении этого вопроса, являются:

1. Временное Положение "О порядке применения свободных (рыночных) цен и тарифов на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги", утв. Министерством экономики и финансов РСФСР 23 декабря 1991 г. N Р-339 за исключением:

а) п.4.5 в части определения розничных цен на ТНП, утратившим силу в соответствии с Постановлением Комитета цен при Минэкономики РФ от 24.04.92 N 1;

б) п.п. 3.3, 3.7 утратившими силу в соответствии с Письмом Госкомцен при Минэкономики РФ от 23.03.92 N 01/783.

2. Письмо Комитета по политике цен при Минэкономики РФ от 23.03.92 N 01/783 "О порядке применения снабженческо-сбытовых и оптовых надбавок";

3. Письмо Роскомцен от 24.09.93 N 01-17/1199-23 и Госналогслужбы РФ от 27.09.93 N ВЗ-4-05/153н "О формировании свободных (рыночных) розничных цен".

Согласно этим документам, свободные цены на реализуемую продукцию (товары) формируются следующим образом.

Предприятие-изготовитель устанавливает свою ОТПУСКНУЮ цену, складывающуюся из себестоимости продукции и определенной суммы прибыли. Далее, снабженческо-сбытовые предприятия (именуемые в данных документах посредниками) к ОТПУСКНОЙ цене ИЗГОТОВИТЕЛЯ прибавляют СНАБЖЕНЧЕСКО-СБЫТОВУЮ НАДБАВКУ, размер которой не может превышать 25% от отпускной цены ИЗГОТОВИТЕЛЯ, вне зависимости от количества снабженческо-сбытовых предприятий. Снабженческо-сбытовые предприятия уже по своей ОТПУСКНОЙ цене поставляют продукцию (товар) предприятиям ТОРГОВЛИ.

Торговые предприятия, в свою очередь, осуществляют поставку (реализацию) продукции (товаров) потребителям с применением ТОРГОВОЙ НАДБАВКИ, которая также не может превышать предельного уровня, устанавливаемого местными органами исполнительной власти. В тех случаях, когда указанными органами размеры торговых надбавок не регламентированы или ими не приняты решения о предоставлении торгующим предприятиям права устанавливать торговые надбавки без ограничения их уровня, размер торговых надбавок не должен превышать 25%. При этом, в данную ТОРГОВУЮ НАДБАВКУ включаются как ОПТОВАЯ, так и РОЗНИЧНАЯ надбавки ТОРГОВЫХ предприятий.

Для наглядности переведем вышеизложенное в некую схему:


                                       /> Предприятие-потребитель
                                       |  Предпр. бытового обслуживания
                                       |
Предприятие- -> Посредник -> Посредник -> Оптовое -> Розничн.-> Население
Изготовитель                              предпр.    предпр.
             |                         |          |          |
             |                         | Оптовая  |          |
             |                         | надбавка |          |
             | Снабженческо-сбытовая   |                     |
             | надбавка 25%            |Торговая надбавка 25%|
             ^                         ^                     ^
         отпускная                 отпускная             розничная
           цена                      цена                   цена

И как видно из этой схемы, ОПТОВАЯ торговля есть ни что иное, как поставка продукции (товаров) от ИЗГОТОВИТЕЛЯ до предприятия РОЗНИЧНОЙ торговли, включая всевозможных посредников.

Главным же отличительным признаком РОЗНИЧНОЙ торговли является реализация товаров НАСЕЛЕНИЮ, что четко зафиксировано в п.3.2 Временного Положения "О порядке применения свободных (рыночных) цен и тарифов на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги".

Однако, если быть более точным, показатель - реализация товаров НАСЕЛЕНИЮ - это не признак разграничения торговли на розничную и оптовую, а, скажем так, основная цель, назначение РОЗНИЧНОЙ торговли. Очень многие нормативные акты, действующие на сегодня в сфере ценообразования, отнюдь не запрещают производить реализацию товаров населению по ОПТОВЫМ ценам, а даже, наоборот, прямо предусматривают такую возможность.

Не представляется возможным провести разграничение торговли на оптовую и розничную и по такому критерию, как КОЛИЧЕСТВО отпускаемого (реализуемого) товара.

Так, применительно к оптовой торговле, заметим, что количественный критерий, применяемый при поставках продукции (товаров), в вышеприведенных нормативных документах отсутствует. Таковой присутствует в Положении о поставках продукции производственно-технического назначения и в Положении о поставках товаров народного потребления, утвержденных Постановлением Правительства СССР от 25.07.88 N 888.

Оба положения устанавливают общее правило о том, что количество подлежащей поставке продукции (товаров) при реализации ее в порядке ОПТОВОЙ торговли определяется в ДОГОВОРЕ. И хотя установлены также и МИНИМАЛЬНЫЕ нормы отгрузки в виде ВАГОНА или КОНТЕЙНЕРА, тем не менее, Положениями устанавливается, что данные минимальные нормы отгрузки не являются обязательными. Отгрузка может производиться и ниже минимальной нормы, в любом необходимом покупателю количестве.

Таким образом, вышеуказанные критерии вряд ли позволяют однозначно разделять торговую деятельность на оптовую и розничную.

Однако, если еще раз обратиться к нормативным документам по ценообразованию и вышеприведенной схеме, составленной на основании этих документов, то представляется возможным вывести следующее.

Так, для того, чтобы установить, является ли ваша торговая деятельность розничной или оптовой, такого критерия как РЕАЛИЗАЦИЯ товаров НАСЕЛЕНИЮ, явно недостаточно. Для этого необходимо установить второго (исходного) субъекта данного правоотношения, т.е. того, у кого вы приобретали товар. И если свой товар (мороженое) вы приобретали НЕ у изготовителя данного товара, а в снабженческо-сбытовом предприятии или предприятии ОПТОВОЙ торговли и реализовывали НАСЕЛЕНИЮ, тогда можно утверждать однозначно, что это РОЗНИЧНАЯ торговля.

Если же товар приобретен вами непосредственно у изготовителя, то даже несмотря на то, что вы реализуете его НАСЕЛЕНИЮ, данный факт еще не позволяет однозначно утверждать о том, что это РОЗНИЧНАЯ торговля. В этом случае необходимо руководствоваться следующим.

Раздел IV Временного Положения N Р-339, устанавливающий порядок оформления документов при формировании отпускных, оптовых и розничных цен, в пункте 4.7 фиксирует, что все предприятия торговли, общественного питания, снабженческо - сбытовые, торгово - закупочные организации (независимо от форм собственности) РЕГИСТРИРУЮТ и ПРЕДСТАВЛЯЮТ в установленном порядке органам Государственной налоговой службы РСФСР ДАННЫЕ о РАЗМЕРАХ применяемых ими торговых НАДБАВОК, снабженческо-сбытовых наценок и комиссионных сборов. Эти данные заполняются в соответствующих документах, по ОТПУСКНЫМ и ОПТОВЫМ ценам - в ПРОТОКОЛЕ согласования, подписываемого руководителями предприятия-изготовителя и предприятия-потребителя (приложения NN 1 и 2 Положения), по РОЗНИЧНЫМ ценам - в РЕЕСТРЕ цен (приложение N 3 Положения). В этом случае необходимо руководствоваться именно этими данными. Ну а если вы сами являетесь ИЗГОТОВИТЕЛЕМ товара, т.е. реализуете собственную продукцию, тогда вообще не может идти речи ни о каких торговых надбавках.

Поэтому, только при наличии тех или иных условий, можно говорить о правомерности или неправомерности действий проверяющего органа по изъятию разницы между розничной и оптовой ценой реализации вашего товара.

Ю. Чинков

Ответ подвергался редактированию в сентябре 1995 г.

Выпуск 4, февраль 1995 г.





Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".

Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".

Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.