89. Проверкой, проведенной городским отделом цен, установлено, что нами завышена калькуляция на производство фасованного масла. Инспектор утверждает, что фасовку масла нельзя относить к производству, что это услуги. По его утверждению, нельзя учитывать в калькуляции и спрос на данный продукт (продукт первой необходимости).
Правомерно ли данное заключение?
Согласно пункта 2 подп."а" Положения о составе затрат ..., утв. Постановлением Правительства РФ от 5.08.92 N 552, в себестоимость продукции включаются затраты, непосредственно связанные с производством продукции (работ, услуг) и обусловленные ТЕХНОЛОГИЕЙ и организацией производства.
Статья 4 Закона РФ от 7.02.92 N 2300-1 "О защите прав потребителей" предусматривает, что ПРОДАВЕЦ обязан продать потребителю товар соответствующий по качеству обязательным требованиям СТАНДАРТОВ, условиям договора, обычно предъявляемым требованиям, а также информации о товарах (работах, услугах), предоставленной продавцом (изготовителем, исполнителем).
Федеральным законом от 9 января 1996 г. N 2-ФЗ Закон "О защите прав потребителя изложен в новой редакции
см. ст. 4 Закона в действующей редакции
В дополнение к этому, п.32 Положения о поставках товаров народного потребления, утв. Постановлением СМ СССР от 25.07.88 N 888, фиксирует, что поставляемые товары должны соответствовать по качеству не только стандартам, но и техническим условиям, иной документации, устанавливающей требования к качеству товаров, образцам (эталонам).
И если технологией вашего производства предусмотрена фасовка масла с определенными параметрами и это зафиксировано в соответствующих документах стандартизации, то затраты по этой фасовке вы относите на себестоимость. Другое дело - в каком размере.
Правительство РФ своим вышеприведенным Постановлением N 552 (п.2) поручило соответствующим министерствам по согласованию с Министерством Финансов РФ разработать во втором полугодии 1992 г. ТИПОВЫЕ методические рекомендации по планированию, учету и КАЛЬКУЛИРОВАНИЮ себестоимости продукции (работ, услуг) по соответствующим отраслям народного хозяйства России (промышленности, строительству, сельскому хозяйству, науке).
Однако, до сих пор, методические рекомендации и соответствующие инструкции по вашей отрасли не разработаны. Поэтому, РАЗМЕР тех или иных показателей (в том числе и фасовка) при формировании себестоимости своей продукции вы определяете самостоятельно.
Однако это все верно в том случае, если вы являетесь изготовителем продукции (масла). Если же ваше предприятие является предприятием торговли, то обращаем ваше внимание на то, что ФАСОВАТЬ товары могут только предприятия РОЗНИЧНОЙ торговли и то только в объемах потребности одного дня торговли (п.25 Правил продажи отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров, утв. Постановлением СМ РФ от 8 октября 1993 г. N 995).
Конъюнктура же рынка, т.е. сложившийся спрос и предложение, согласно п.2.3 Временного Положения О порядке применения свободных (рыночных) цен и тарифов на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги, утвержденного Министерством экономики и финансов РСФСР 23 декабря 1991 г. N Р-339, учитывается при формировании СВОБОДНЫХ оптовых и отпускных цен. Однако, согласно п.1.2 этого же временного Положения, порядок образования и применения свободных (рыночных) цен и тарифов на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги, не распространяется на те товары и продукцию, на которые согласно действующему законодательству сохраняется государственное регулирование цен (тарифов).
Перечень товаров и продукции, на которые распространяется государственное регулирование цен, утвержден Постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. N 239.
Таким образом, если выпускаемая вами продукция включена в вышеуказанный ПЕРЕЧЕНЬ, то вы не вправе включать в калькуляцию продукции такой показатель как конъюнктура рынка. Если же ваша продукция реализуется по свободным ценам, тогда, в соответствии с вышеприведенным Временным Положением о порядке применения свободных (рыночных) цен, вы можете учитывать в цене продукции этот показатель.
Ю. Чинков
Выпуск 4,февраль 1995 г.
Ответ подвергался редактированию в июле 1995 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".
Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".