О порядке отнесения на затраты налога на приобретение автотранспортных средств (Выпуск 3, январь 1995 г.)

49. В выпуске 1 ФПА "Вопрос-ответ" под N 40 дана консультация, касающаяся порядка отнесения на затраты налога на приобретение автотранспортных средств. В выпуске 11 ФПА "Вопрос-ответ" под N 418 также дана консультация по этому вопросу. Разъяснения в этих консультациях прямо противоположные.

Очень надеемся получить однозначную консультацию по этому вопросу?

Как следует из консультации, приведенной в N 3 ФПА Вопрос-ответ, налог на приобретение автотранспортных средств должен оставаться на счете 08 и списываться эквивалентными суммами на счета учета затрат. Как понимать выражение "эквивалентные суммы"?


Для наглядности изложим суть обеих консультаций в бухгалтерских проводках.

Первая консультация:

1. Д-т сч.08 - К-т сч.67 - начисление налога;

2. Д-т сч.67 - К-т сч.51 - уплата налога;

3. Д-т сч.01 - К-т сч.08 - постановка транспортного средства на ОС;

4. Д-т сч.20 - К-т сч.02 - начисление износа по ОС;

5. Д-т сч.20 (26) - К-т сч.08 - списание на затраты суммы налога, эквивалентной сумме начисленного износа.

Вторая консультация:

1. Д-т сч.08 - К-т сч.67 - начисление налога;

2. Д-т сч.67 - К-т сч.51 - уплата налога;

3. Д-т сч.01 - К-т сч.08 - зачисление на основные средства (стоимость транспортного средства + сумма налога);

4. Д-т сч.20 - К-т сч.02 - включение в состав затрат.

Если к этим проводкам как первой, так и второй консультации, применить конкретный пример с конкретными исходными цифрами, то увидим, что результат в конечном итоге будет один и тот же. Что по первому варианту на себестоимость будет попадать определенная сумма налога за определенный период, что и по второму варианту, на себестоимость попадет та же самая сумма налога за тот же самый период.

Другое дело, что последняя проводка (Д-т сч.20 - К-т сч.08), предлагаемая в первой консультации, не предусмотрена Планом Счетов бухгалтерского учета (утв. Приказом МФ СССР от 1.11.91 N 56) и представляет собой несколько усложненный расчет. Однако, необходимо иметь ввиду, что План счетов содержит не исчерпывающий перечень вариантов проводок, а лишь перечень ОСНОВОПОЛАГАЮЩИХ проводок. Именно поэтому, в конкретных Инструкциях по применению конкретных законов по тем или иным налогам, ГНС и МФ РФ специально фиксируют именно те варианты проводок, которые либо очень редко используются налогоплательщиками, либо вообще Планом счетов не ПРЕДУСМОТРЕНЫ. Так, если отвлеченно заметить о налоге на добавленную стоимость, то как известно, сч.19 Планом счетов вообще не был предусмотрен вплоть до 1.01.95 и, соответственно, не были предусмотрены варианты проводок, связанные с этим счетом. Поэтому, соответствующие варианты проводок были изложены в Инструкции ГНС РФ от 9.12.91 N 1. То же самое применительно и к порядку списания на затраты такого налога как налог на приобретение автотранспортных средств.

ГАРАНТ:

В настоящее время действует Инструкция Госналогслужбы РФ от 11 октября 1995 г. N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость"


И если та же Инструкция МФ и ГНС РФ N 36,19 от 30.03.93 по таким налогам как налог на пользователей автомобильных дорог и налог с владельцев транспортных средств предусматривала, что сумма уплаченного налога ЦЕЛИКОМ и СРАЗУ (а не частями посредством амортизации) относится на сч.26 "Общехозяйственные расходы" или сч.44 "Издержки обращения", то по налогу на приобретение автотранспортных средств отнесение на себестоимость происходит ЧАСТЯМИ (а не вся сумма сразу). При этом, обращаю внимание на то, что порядок исчисления, уплаты и отнесения на себестоимость этих налогов, был изложен применительно к каждому налогу в одном единственном пункте. По налогу на пользователей автомобильных дорог - п.44.1, по налогу с владельцев транспортных средств - п.58.1.

А вот применительно к налогу на приобретение подобный порядок также был изложен в одном пункте 70, но в пункте, разбитом на подпункты - 70.1, 70.2, 70.3, 70.4.

Пункт 70 воспроизводил общую формулировку ст.8 Закона РФ от 18.10.91 "О дорожных фондах в РФ" о том, что суммы платежей по налогу на приобретение автотранспортных средств включаются плательщиками в состав затрат по производству и реализации продукции.

Пункт 70.1 говорил о порядке начисления и уплаты налога. А вот пункт 70.2 предусматривал порядок отнесения на затраты этого налога, но в тех случаях, когда соответствующее транспортное средство передано по лизинговому договору или в качестве вклада в Уставной фонд. И все, дальше ни в одном из пунктов Инструкция не отражала порядок отнесения на затраты налога на приобретение автотранспортных средств. Именно поэтому в первой консультации было дано решение этого вопроса аналогичное п.70.2, которым предусмотрено, что списание налога на себестоимость производится ежемесячно с кредита счета, на котором первоначально учитывается налог (в данном случае сч.08) в дебет счетов учета затрат (сч.20, 26, 44) но не всей суммой сразу и не с прибавлением к балансовой стоимости соответствующего транспортного средства, а как это дословно записано в пункте: "одновременно с начислением сумм амортизации по этим средствам" ("эквивалентные суммы").

Решение, изложенное во второй консультации, зафиксировано в Письмах ГНС РФ от 8 сентября 1993 г. N ВЗ-4-15/138н "О некоторых вопросах исчисления и уплаты налогов в дорожные фонды в 1993 г." (п.12) и от 22 июля 1994 г. N В3-6-15/265 "Методическое пособие о порядке проведения документальной проверки на предприятиях, объединениях, организациях, учреждениях по соблюдению налогового законодательства, правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов в дорожные фонды" (раздел V). В этих Письмах фиксировалось, что начисление сумм налога производится по кредиту сч.67 "Расчеты по внебюджетным платежам" и дебету сч.08 "Капитальные вложения"; перечисление - по кредиту сч.51 "Расчетный счет" и дебету сч.67; зачисление на основные средства - по кредиту сч.08 и дебету сч.01 "Основные средства"; включение в состав затрат - по кредиту сч.02 "Износ основных средств" и дебету сч.20 "Основное производство". Другими словами, списание сумм налога на затраты происходит посредством списания через амортизацию соответствующего транспортного средства, стоимость которого увеличена на сумму уплаченного налога.

Необходимо дополнительно отметить, что ВАРИАНТ решения этого вопроса, предлагаемый в первой консультации, построен с учетом требований, изложенных в ст.25 Закона РФ "Об основах налоговой системы в РФ" от 27.12.91, заключающихся в том, что по вопросу применения тех или иных Законов по налогообложению, Госналогслужба РФ вправе издавать только Инструкции, а различные рекомендации и разъяснения по применению тех или иных налогов, издаваемые в форме Писем и т.п., Госналогслужба вправе издавать только по согласованию (совместно) с Министерством Финансов. А вышеприведенные Письма, носящие рекомендательный характер, согласно этим требованиям вообще не являются нормативными актами, что, кстати, было подтверждено Высшим Арбитражным Судом РФ (см. п.6 Письма ВАС РФ от 31.05.94 N С1-7/ОП-373). Кроме того, вопросы ведения бухгалтерского учета находятся в компетенции Министерства Финансов, а не Госналогслужбы (подп."ф" п.7 Положения о Министерстве Финансов РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19 августа 1994 N 984).

Однако 15 мая 1995 г. ГНС РФ была принята Инструкция N 30 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды" в которой изложен порядок отнесения на затраты данного налога абсолютно идентичный тому, который был изложен в вышеприведенных Письмах ГНС РФ.

Поэтому, на сегодняшний день именно вторая консультация подлежит применению несмотря на вышеизложенное.

Ю. Чинков

Ответ подвергался редактированию в сентябре 1995 г.

Выпуск 3, январь 1995 г.





Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".

Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".

Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение