• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Налоговое бремя иностранных партнеров (Выпуск 7, апрель 1996 г.)

НАЛОГОВОЕ БРЕМЯ ИНОСТРАННЫХ ПАРТНЕРОВ


Для многих предпринимателей может стать открытием тот факт, что иностранное юридическое лицо, помимо налога на доходы, является плательщиком целого ряда федеральных, республиканских и местных налогов, а именно:

- налога на имущество предприятий;

- налога на пользователей автомобильными дорогами;

- земельного налога;

- налога на содержание жилфонда и социально-культурной сферы;

- сбора на нужды образовательных учреждений;

- лицензионного сбора и налога на рекламу;

- НДС.

Необходимо заметить, что в отличие от Закона РФ от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" нормативные акты, регулирующие уплату вышеперечисленных налогов, предусматривают в качестве налогоплательщика само иностранное юридическое лицо, а не его представительство.

В этой связи в правоприменительной практике могут возникнуть существенные проблемы и противоречия.

1. В соответствии со ст.4 Закона РФ от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в РФ" налогоплательщик подлежит в обязательном порядке постановке на учет в органах Госналогслужбы РФ. Основной обязанностью налогоплательщика, согласно п.1 ст.11 того же Закона, является обязанность по предоставлению налоговым органам необходимых для исчисления и уплаты налогов документов и сведений.

Теоретически можно предположить, что любое иностранное юридическое лицо сможет без образования постоянного представительства встать на учет в налоговые органы и предоставлять в эти органы налоговую отчетность. Однако, учитывая весьма общее определение постоянного представительства и полную неопределенность в случае реализации иностранцем работ, услуг российским предприятиям, можно предположить практическое неисполнение предписаний ст. 4 Закона РФ "Об основах налоговой системы в РФ".

Новая редакция Закона РФ от 06.12.91 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" в противоречие Закону РФ "Об основах налоговой системы в РФ" допускает деятельность иностранного юридического лица без постановки на учет, определяя для этого случая особый порядок налогообложения:

"В случае реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации иностранными предприятиями, не состоящими на учете в налоговом органе, налог на добавленную стоимость уплачивается в бюджет в полном размере российскими предприятиями за счет средств, перечисляемых иностранным предприятиям или другим лицам, указанным этими иностранными предприятиями. При этом после уплаты налога российскими предприятиями иностранные предприятия имеют право на возмещение сумм налога на добавленную стоимость, фактически уплаченных в бюджет при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, а также по материальным ресурсам производственного назначения в порядке, установленном Государственной налоговой службой Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации (в редакции законов РФ от 22.05.92 N 2813-1, от 16.07.92 N 3317-1, от 22.12.92 N 4178-1, от 06.03.93 N 4618-1, Федеральных законов РФ от 06.12.94 N 57-ФЗ, от 25.04.95 N 63-ФЗ)".

До сей поры налоговое законодательство не установило критерии определения места реализации работ, услуг.

ГАРАНТ:

Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 25-ФЗ статья 4 Закона "О налоге на добавленную стоимость дополнена пунктом 5, которым введено понятие "Место реализации работ (услуг)"


Такое положение является благодатной почвой для произвола контролирующих органов. Предприятиям приходится собирать по нитке доказательства, свидетельствующие о том, что оборот произошел на территории иностранного государства, или осуществлять подмену договоров для прикрытия факта реализации каких-либо услуг.

В любом случае такие ухищрения не являются полным гарантом спокойствия налогоплательщика. Упорный контролер может продолжать утверждать, что оборот от реализации услуг произошел на территории РФ только потому, что покупателем и потребителем услуг является российское предприятие. Законодательство не предоставляет веских аргументов, способных разубедить налогового инспектора. Можно себе представить, каково будет удивление иностранного консультанта, когда с суммы его вознаграждения будет удержан НДС, учитывая, что консультации предоставлялись в г. Париже.

Отсутствие четкого и единого подхода к вопросу о том, в каких случаях и при каких обстоятельствах иностранное юридическое лицо является плательщиком российских налогов, зачастую приводит к абсурдным ситуациям. К примеру, объектом налога на пользователей автомобильных дорог является выручка (валовой доход) предприятия, причем Закон РФ от 18.10.91 N 1759-1 "О дорожных фондах в РФ" не делает каких-либо исключений для иностранных юридических лиц и не ограничивает данный объект налогообложения.

С формальной точки зрения Закон РФ "О дорожных фондах в РФ" обязывает иностранных юридических лиц платить налог на пользователей автодорог со всей выручки этого юридического лица. Закон не уточняет, что для иностранного юридического лица объектом налогообложения является выручка, полученная от реализации продукции, работ, услуг на территории РФ. Закон не делает каких-либо исключений в случае осуществления экспортно-импортных операций. При таком положении вещей любое иностранное юридическое лицо можно признать злостным нарушителем налогового законодательства РФ.

Суммы налогов и штрафных санкций, причитающихся в российский бюджет с иностранных юридических лиц - плательщиков налога на пользователей автодорогами, могут покрыть все долги российского государства.

В налоговых нормативных актах иностранное юридическое лицо появляется в качестве налогоплательщика по поводу и без повода.

Контролирующие органы г. Москвы регулируют уплату налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, а также сбора на нужды образовательных учреждений.

Например, закон г.Москвы от 16.03.94 N 5-25 "О налоге на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы" определял следующие категории плательщиков налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы: "Плательщиками налога являются расположенные на территории города юридические лица всех организационно-правовых форм, имеющие доходы от коммерческой деятельности". Инструкция ГНИ по г.Москве от 31.03.94 N 4 "О порядке исчисления и уплаты налогов на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы", невзирая на Закон РФ "Об основах налоговой системы в РФ" и принципы соотношения Закона и акта толкования этого Закона, добавляет к перечню налогоплательщиков иностранных юридических лиц, а также их филиалы и подразделения. Затем это положение Инструкции было закреплено и Законом (см. редакцию ст.2 закона г. Москвы от 24.05.95 г. N 5-25).

Как и в случае с налогом на пользователей автодорог, объектом обложения налогом на содержание жилфонда является вся выручка иностранного юридического лица без каких-либо исключений.

Совсем неплохо, если иностранные юридические лица, не имеющие постоянного представительства на территории г.Москвы, будут содержать Московский жилищный фонд и удовлетворять нужды образовательных учреждений, но всему должен быть предел. Достаточно представить себе реакцию российских предпринимателей, которым одна из развивающихся стран объявит о подобной обязанности. Наверное, такие же эмоции испытывает руководитель иностранного юридического лица, не имеющий представительства на территории г.Москвы, когда его обязывают платить сбор на содержание образовательных учреждений, исчисляемый с фонда оплаты труда его работников.

К счастью, обязанность для российских партнеров по удержанию с инофирм и перечислению сумм налога в бюджет предусмотрена только в отношении налога на прибыль и НДС. В остальных случаях налоговые органы должны спорить непосредственно с иностранным плательщиком.

В большинстве случаев иностранному юридическому лицу может помочь договор об избежании двойного налогообложения, заключенный между страной постоянного пребывания иностранного юридического лица и РФ, который обычно распространяется не только на налоги на доходы и имущество, но и на другие аналогичные налоги, взимаемые в дополнение или вместо них, а также правильное построение хоздоговорной работы.

Иностранцы могут также рассчитывать, что уплаченные ими сборы на нужды образовательных учреждений не пропадут, и в РФ повысится уровень правовой грамотности, исключающей вышеперечисленные противоречия и неточности.


Э. Цыганков

Выпуск 7, апрель 1996 г.


Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".

Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.