Об обложении подоходным налогом сумм материальной помощи, выплачиваемых работникам на похороны родственников (Выпуск 6, февраль 1995 г.)

142. Облагается ли подоходным налогом сумма материальной помощи, выплачиваемая работникам на похороны родственников?

Какие конкретно виды материальной помощи, оказываемой предприятием своим сотрудникам, не включаются в облагаемый подоходным налогом доход?


При решении Вашего вопроса применительно к 1993 г. необходимо было руководствоваться подп."к" п.1 ст.3 Закона РФ "О подоходном налоге с физических лиц" (от 7.12.91), который устанавливал, что "суммы материальной помощи независимо от ее размера, оказываемой в связи со стихийными бедствиями, другими чрезвычайными обстоятельствами, а также в случаях, когда такая помощь оказывается на основании решений бывшего Правительства СССР, Правительства Российской Федерации, правительств республик в составе Российской Федерации, а также местными органами государственной власти и управления, профессиональными союзами, фондом социального страхования, иностранными государствами" не облагались подоходным налогом; далее по тексту следовало указание на то, что все иные виды материальной помощи, за исключением видов, указанных в подп."а" п.1 настоящей статьи, не облагались налогом только в пределах до двенадцатикратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда в год включительно. Применительно к Вашему случаю это означало бы, что выплачиваемая сумма материальной помощи в вышеуказанных пределах не облагалась бы налогом, а с суммы, превышающей этот 12-кратный предел, необходимо было удерживать подоходный налог.

Как видим, закон не предусматривает возможности исключения из совокупного дохода сумм материальной помощи, выплачиваемой в связи со смертью работников или их родственников.

Однако подп."к" п.8 Инструкции ГНС РФ от 20.03.92 N 8 в pедакции на 09.04.93 по непонятным причинам содержал абзац, фиксирующий, что "в случаях если материальная помощь оказывается предприятием, учреждением или организацией членам семьи умерших работников этих предприятий, учреждений или организаций, то сумма такой материальной помощи независимо от ее размера не включается в облагаемый налогом доход". Совершенно очевидно, что Госналогслужба РФ явно вышла за пределы своих полномочий, расширительно истолковав закон.

ГАРАНТ:

Согласно инструкции Госналогслужбы РФ от 29 июня 1995 г. N 35 настоящая инструкция утратила силу с введением в действие названной инструкции


Тем не менее, применительно к 1994 г. необходимо было руководствоваться уже не только вышеназванным законом, но прежде всего указом Президента РФ от 11.12.93 N 2129 "О регулировании некоторых вопросов налогообложения физических лиц" (на сегодняшний день не действует), поскольку, как было установлено указом (п.15), закон РФ "О подоходном налоге с физических лиц" не действует в части, противоречащей настоящему указу. Не подлежал применению и вышеприведенный подп."к" п.8 Инструкции. Это вытекает из письма ГНС РФ от 27.12.93 N ЮБ-4-03/204Н "О порядке применения указа Президента РФ "О регулировании некоторых вопросов налогообложения физических лиц", установившем (п.1), что инструкции, указания, разъяснения и другие документы ГНС РФ о порядке применения законов Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц" и "О налогах на имущество физических лиц" не применяются в части, противоречащей Указу Президента РФ от 11.12.93 N 2129.

Указ в п.7 вопрос о налогообложении сумм выплачиваемой материальной помощи решал уже несколько по-иному. И это иное решение заключалось в том, что подоходным налогом облагались все виды материальной помощи. Исключение составляла только материальная помощь, оказываемая в связи со стихийными бедствиями и другими чрезвычайными обстоятельствами, а также на основании решений Совета Министров - Правительства РФ, правительств республик в составе РФ, а также местными органами государственной власти и управления, профессиональными союзами и иностранными государствами.

При этом, возвращаясь к цитированному выше подп."к" п.1 ст.3 закона, необходимо обратить внимание на то, что данный подпункт содержит следующее дополнение: "Материальной помощью, оказываемой по решениям правительств, организаций и иностранных государств, считается такая помощь, которая выплачивается конкретным группам или категориям физических лиц при определенных условиях и в определенных размерах". И данное дополнение не противоречит ни Указу N 2129 в целом, ни п.7 конкретно, а потому не отменяется и продолжает действовать.

Таким образом, выплачиваемая материальная помощь не подлежит обложению подоходным налогом только в следующих случаях:

1) если материальная помощь выплачивается в связи со стихийным бедствием или иным чрезвычайным обстоятельством;

2) если материальная помощь выплачивается по специальному решению соответствующего органа. При этом необходимо, чтобы решение содержало указание на то, каким группам или категориям физических лиц (а не единичному физическому лицу) производится выплата материальной помощи, да помимо этого еще и указание на то, в каких размерах производятся выплаты.

И если применительно к последнему случаю все понятно, то применительно к первому следует сказать, что налоговое законодательство не дает определения стихийных бедствий и чрезвычайных обстоятельств.

Таковое определение имеется только в гражданском законодательстве, которое под стихийными бедствиями и иными чрезвычайными обстоятельствами понимает прежде всего обстоятельства непреодолимой силы (ст.401 Гражданского Кодекса РФ от 30.11.94). И эти обстоятельства возникают помимо воли лица и носят чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер, т.е. несут в себе угрозу жизни и безопасности неопределенному кругу лиц. Таковая угроза может быть и для одного единственного лица. Тем не менее, вопрос в данном случае в другом - является ли смерть работника или его родственника обстоятельством непреодолимой силы. Здесь необходимо заметить, что сама по себе смерть человека, не связанная с какими-либо обстоятельствами непреодолимой силы, а именно стихийными явлениями природы или действиями иных лиц, приводящими к каким-либо авариям, катастрофам и т.п., не является чрезвычайным обстоятельством, хотя во многих случаях может носить характер и непредотвратимости при данных условиях, потому что связана с личностью этого человека, его здоровьем, а не с действием иных сил или лиц. Другое дело, если смерть вызвана, точнее говоря, является следствием действия обстоятельств непреодолимой силы; тогда можно утверждать однозначно, что в данном случае смерть является чрезвычайным обстоятельством.

Подытоживая все вышеизложенное, можно утверждать однозначно - материальная помощь, выплачиваемая предприятиями и организациями своим сотрудникам по случаю смерти их родственников при отсутствии стихийных бедствий и иных чрезвычайных обстоятельств, подлежит обложению подоходным налогом в полном размере.

Однако вступившим в силу с 28.12.94 Федеральным законом от 23.12.94 N 74-ФЗ восстановлена льгота, существовавшая в 1993 г., в соответствии с которой не облагаются подоходным налогом суммы материальной помощи в пределах до 12-кратного размера минимальной оплаты труда, установленной законодательством (применительно к иным видам материальной помощи).

Помимо этого, если ранее, как по закону, так и по указу, не определялось условие о том, кто имеет право оказывать материальную помощь в связи со стихийным бедствием или иным чрезвычайным обстоятельством, то теперь закон (в редакции Федерального закона от 23.12.94 N 74-ФЗ) четко фиксирует, что данная материальная помощь оказывается на основании "решений органов законодательной (представительной) и (или) исполнительной власти, органов местного самоуправления, иностранными государствами, а также созданными в соответствии с международными договорами Российской Федерации правительственными и неправительственными межгосударственными организациями" (подп."к" п.1 ст.3 Закона в новой редакции).

И таким образом, на сегодняшний день вопрос о том, относится ли смерть работника к чрезвычайным обстоятельствам или нет, решается только соответствующими органами и организациями.

Коме того, 15 марта 1995 года Госналогслужбой РФ были внесены изменения и дополнения N 6 в Инструкцию.

Подпункт "к" пункта 8 Инструкции теперь приведен в соответствие с Законом и звучит следующим образом:

"к) суммы материальной помощи, независимо от ее размера, оказываемой физическим лицам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причиненного им материального ущерба или ущерба их здоровью на основании решений органов законодательной (представительной) и (или) исполнительной власти, органов местного самоуправления, иностранными государствами, а также созданными в соответствии с международными договорами Российской Федерации правительственными и неправительственными межгосударственными организациями.

При этом под стихийным бедствием или иным чрезвычайным обстоятельством следует понимать природные, промышленные и иные катастрофы, аварии, землетрясения, засуху, наводнения, вооруженные конфликты, пожары, другие события и явления, приведшие к значительным материальным потерям и нарушениям обычных условий жизнедеятельности людей на определенной территории.

Суммы материальной помощи, оказываемой в других случаях, в пределах до двенадцатикратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда в год включительно. При этом размер помощи, не включаемой в облагаемый совокупный доход, определяется исходя из размера минимальной месячной оплаты труда в год, рассчитанной на основе действовавших с начала года размеров и того размера, который действует на дату начисления материальной помощи, с последующим перерасчетом по фактически сложившемуся размеру такой оплаты труда в целом за год при исчислении налога по совокупному годовому доходу.

Сумма материальной помощи, превышающая двенадцатикратный установленный законом размер минимальной месячной оплаты труда в год включительно, подлежит включению в облагаемый налогом доход на общих основаниях".

Ю. Чинков

Выпуск 6, февраль 1995 г.

Ответ подвергался редактированию в августе 1995 г.





Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".

Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.