О ставке налога на прибыль предприятий и организаций, перечисляемого в бюджет г. Москвы (Выпуск 7, март 1995 г.)

167. Пункт 2 Указа Президента РФ от 22.12.93 N 2270 предоставляет органам государственной власти субъектов РФ право самостоятельно повышать ставку налога на прибыль, но не более чем на 25% для предприятий и организаций.

В ст.7 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1994 год" записано: "Установить, что в бюджеты субъектов РФ в 1994 году зачисляются: налог на прибыль предприятий и организаций - по ставкам, установленным органами государственной власти субъектов РФ, но не свыше 22% ...".

Статья 1 закона г. Москвы от 02.03.94 N 3-18 "О ставках и льготах по налогу на прибыль" гласит: "Ставка налога на прибыль устанавливается: ... 2. Для предприятий и организаций - в размере 25% ..."

Какую ставку налога на прибыль предприятий и организаций, перечисляемого в бюджет г.Москвы, следует применять в III и IV кварталах 1994 года?


В г.Москве до настоящего времени продолжает действовать ставка налога на прибыль предприятий и организаций, установленная в ст.1 Закона г.Москвы от 02.03.94 N 3-18 "О ставках и льготах по налогу на прибыль", т.е. в размере 25%. Изменений, связанных с размером ставки налога на прибыль, в указанный закон после принятия Федерального закона "О федеральном бюджете на 1994 год" внесено не было.

Московские налогоплательщики в 1994 году должны были уплачивать налог на прибыль предприятий и организаций по следующим ставкам:

в I квартале 1994 г.- 35%,

во II-IV кварталах 1994 г.- 38% (абз. 7 письма ГНИ по г.Москве от 25.10.94 N 11-13/13839).

Порядок исчисления налога на прибыль, подлежащего взносу в городской бюджет, установлен в письме ГНИ по г. Москве от 07.06.94 N 11-13/7309.

Несмотря на принятие Федерального закона о бюджете РФ на 1994 год, Московская Городская Дума, как было отмечено выше, не внесла соответствующие изменения в Закон о ставках и льготах по налогу на прибыль, хотя обязана была это сделать, т.к. согласно ст.76 Конституции РФ законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не должны противоречить федеральным законам, принятым в рамках предмета ведения РФ или предмета совместного ведения РФ и субъекта РФ. В случае же противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в РФ, действует федеральный закон (п.5 ст.76).

Тем не менее, на практике налоговые инспекции продолжают руководствоваться московскими нормативными актами. Более того, ГНС РФ своим письмом от 05.08.94 N ВП-4-16/91н обязала налогоплательщиков руководствоваться письмом Минфина РФ от 02.08.94 N 2-6 "О ставке налога на прибыль предприятий и организаций", которым была подтверждена ставка налога в размере 38% и подвергнута сомнению правомерность установления новой ставки налога в законе, регулирующим отношения по формированию федерального бюджета. В этой связи необходимо обратить внимание на два обстоятельства:

1) указанные письма ГНС РФ и МФ РФ не прошли государственную регистрацию в Минюсте РФ и, следовательно, на основании п.1 Указа Президента РФ от 21.01.93 N 104 "О нормативных актах центральных органов государственного управления РФ" не влекут за собой правовых последствий как не вступившие в силу а значит не могут служить законным основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения каких бы то ни было санкций к предприятиям за невыполнение содержащихся в них предписаний; на эти акты нельзя ссылаться при разрешении споров;

ГАРАНТ:

Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. N 763 упомянутый Указ признан утратившим силу. С 28 мая 1996 года порядок вступления в силу нормативных актов центральных органов государственного управления Российской Федерации установлен Указом N 763


2) в соответствии со ст.7 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" ставки налога на прибыль, а также состав налоговых льгот, установленных настоящим законом, могут изменяться при утверждении федерального бюджета на предстоящий финансовый год. Исходя из этой нормы, установление новой ставки налога на прибыль в Федеральном законе о федеральном бюджете вполне правомерно.

В заключении следует отметить, что предпринять необходимые меры для устранения несоответствия московского закона федеральному закону вправе прокурор г.Москвы. Так, в силу п.2 ст.21 Закона РФ "О прокуратуре РФ" судам, в частности, подведомственно рассмотрение заявлений прокуроров о признании противоречащими закону правовых актов (в том числе нормативного характера), принятых представительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления и местной администрации, министерствами, ведомствами и т.д. (см. также п.1 постановления Пленума Верховного суда РФ от 27.04.93 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел по заявлениям прокуроров о признании правовых актов противоречащими закону"). Предварительно заинтересованные лица, согласно ст.9 Закона о прокуратуре, должны обратиться в прокуратуру города с соответствующим заявлением или жалобой, которая рассматривается не позднее месячного срока. После чего прокурором принимается решение либо об удовлетворении жалобы, либо об отказе в удовлетворении.

М. Воронин

Выпуск 7, март 1995 г.

Ответ подвергался редактированию в августе 1995 г.





Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".

Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".

Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение