• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Гражданин-предприниматель: теория и практика (Выпуск 6, август 1994 г.)

Гражданин-предприниматель: теория и практика


I. Особенности правового статуса гражданина-предпринимателя


Реализация гражданином права на занятие предпринимательством


Развитие рыночных отношений в России и все большее вовлечение людей в сферу бизнеса неизбежно влечет за собой необходимость четкого правового регулирования данных общественных отношений и определения правового статуса (т.е. совокупности прав и обязанностей) их участников. Одним из основных прав, предоставленных гражданину действующим российским законодательством, является право заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законодательными актами деятельностью (п.2 ст.9 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик от 31.05.91, далее - "Основы"). Данное право рассматривается как следствие общей правоспособности гражданина, т.е. способности иметь гражданские права и обязанности, признаваемой в равной мере за всеми гражданами. Вместе с тем для реализации вышеуказанного права гражданин должен обладать полной дееспособностью, понимаемой как способность гражданина своими действиями приобретать гражданские права и создавать для себя гражданские обязанности. Гражданская дееспособность возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста. В случае, когда законодательными актами допускается вступление в брак до достижения восемнадцати лет, гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак (п.3 ст.9 Основ).

В соответствии со ст.2 Закона РФ "О предприятиях и предпринимательской деятельности в РФ" от 25.12.90 (далее "Закон о предприятиях") граждане РФ, не ограниченные в установленном законом порядке в своей дееспособности, граждане иностранных государств и лица без гражданства в пределах полномочий, установленных законодательством РФ, а также объединения граждан - коллективные предприниматели (партнеры) являются субъектами предпринимательской деятельности в РФ (ст.2 Закона о предприятиях). Вместе с тем для некоторых категорий граждан недопустимо участие в предпринимательской деятельности (ст.9 Закона РФ от 22.03.91 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", п.2 Указа Президента РФ от 04.04.92 N 361 "О борьбе с коррупцией в системе государственной службы"). Так, должностным лицам органов государственной власти и государственного управления, а также другим служащим государственного аппарата запрещается:

1)заниматься самостоятельной предпринимательской деятельностью;

2) иметь в собственности предприятия;

3) занимать должности в органах управления хозяйствующего субъекта.

При этом предпринимательская деятельность (предпринимательство) представляет собой инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений, направленную на получение прибыли (ст.1 вышеуказанного Закона).

Таким образом, основными признаками предпринимательской деятельности являются:

1) инициативность,

2) самостоятельность,

3) цель такой деятельности - получение прибыли.

Этим же законом гражданину предоставлено право осуществлять предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которая может регистрироваться как индивидуальная трудовая деятельность при условии, если такая деятельность осуществляется без привлечения наемного труда (п.3 ст.2 Закона о предприятиях). Поскольку осуществление предпринимательской деятельности без регистрации запрещается (п.2 ст.2 того же закона), то физическое лицо, изъявившее желание заниматься предпринимательской деятельностью, обязано пройти государственную регистрацию в органах местной администрации по месту постоянного жительства этого лица. Для этого оно должно представить соответствующее заявление и уплатить регистрационный сбор (п.1 ст. 3 Закона от 07.12.91 N 2000-1 "О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации", далее - "Закон").

Вместе с тем Президент РФ своим Указом от 08.07.94 N 1482 утвердил Положение о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности (далее - "Положение"), некоторые нормы которого вступают в противоречие с нормами Закона. Несмотря на то что в иерархии законодательства закон имеет юридический приоритет перед указом, есть все основания полагать, что на практике регистрирующие органы будут руководствоваться именно положениями Указа Президента РФ и нормами утвержденного им Положения.

Регистрации предпринимателей посвящен раздел II Положения.

Для государственной регистрации предприниматель представляет:

- заявление, составленное по установленной форме;

- документ об уплате регистрационного сбора.

Государственная регистрация предпринимателей осуществляется регистрирующим органом в день представления документов либо в 3-дневный срок с момента получения документов по почте, которые он может направить в регистрирующий орган ценным почтовым отправлением с уведомлением и описью вложения. В этом случае к документам прикладывается конверт с обратным адресом и знаками оплаты почтового перевода.

В тот же срок заявителю выдается (высылается по почте) бессрочное свидетельство о регистрации в качестве предпринимателя.

Требование иных документов или совершение иных действий при регистрации (продлении срока действия свидетельства о регистрации) предпринимателя не допускается.

Государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу с момента вынесения судом решения о признании индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) либо в день получения регистрирующим органом заявления предпринимателя об аннулировании его государственной регистрации в качестве предпринимателя и ранее выданного ему свидетельства о регистрации.

Отказ в регистрации предпринимателя допускается только в случаях несоответствия состава представленных документов и состава содержащихся в них сведений требованиям Положения. Уведомление об отказе в государственной регистрации в 3-дневный срок со дня представления документов на регистрацию или получения их по почте направляется заявителю по указанному им адресу в письменной форме за подписью должностного лица, ответственного за регистрацию, и с обязательным указанием всех документов или сведений, предусмотренных Положением, но не представленных заявителем.

Отказ в государственной регистрации предпринимателей, уклонение от такой регистрации могут быть обжалованы в суде (арбитражном суде).

При регистрации полного товарищества либо при вступлении в такое товарищество физическому лицу - участнику этого товарищества также выдается свидетельство о государственной регистрации в качестве предпринимателя. Это связано с тем, что полное товарищество не является юридическим лицом (ст.9 Закона о предприятиях).

При этом необходимо учитывать, что граждане-предприниматели, в том числе участники полного товарищества, могут осуществлять только те виды деятельности, которые указаны в свидетельстве о регистрации предпринимателя (п.1 ст.4 Закона).


Возможности в гражданско-правовой сфере предпринимателей и физических лиц, не являющихся субъектами предпринимательства


Весьма важным является вопрос о соотношении объемов правомочий гражданина - предпринимателя, физического лица, не осуществляющего предпринимательскую деятельность, и предприятия - юридического лица. Проанализировав правовые возможности реализации данными субъектами своей правоспособности, появятся предпосылки для вывода об особенностях правового статуса граждан-предпринимателей.

Ключевым понятием, используемым в контексте данной статьи и имеющим значение при анализе возможностей физических лиц в правовой сфере, является "предпринимательская деятельность (предпринимательство)". Определение этого понятия приведено выше. Вместе с тем, как уже было отмечено, осуществлять предпринимательскую деятельность - это право дееспособного гражданина, которое может быть им реализовано в установленном действующим законодательством порядке путем регистрации этой деятельности в соответствующих органах. Таким образом, занятие предпринимательством - то главное отличие правового статуса физического лица от правового статуса гражданина-предпринимателя, которое свидетельствует об особенном положении последнего. Как данное отличие преломляется в действительности и какое это имеет практическое значение?

Прежде всего это касается возможности вступать в договорные отношения с контрагентами. Заключая ту или иную сделку, лицо (физическое или юридическое) намеревается в большинстве случаев в результате ее исполнения приобрести для себя какую-то выгоду (как правило, имущественную, в виде определенного дохода, прибыли). Однако законодатель, определяя понятие предпринимательства, включил в него, как было сказано выше, такой существенный признак, как "получение прибыли". Исходя из этого на практике часто возникают вопросы о правомерности заключения различных гражданско-правовых договоров, одной из сторон которых являются физические лица, не зарегистрированные в качестве предпринимателей. К сожалению, действующее российское законодательство не содержит достаточных оснований для правовой оценки таких ситуаций, поэтому чаще всего нельзя однозначно утверждать о невозможности граждан - не предпринимателей вступать в те или иные договорные отношения.

Анализируя обязательственные правовые отношения, возникающие из договоров, одной из сторон которых является физическое лицо, следует, прежде всего, руководствоваться Основами гражданского законодательства, имеющими в настоящее время приоритет перед Гражданским кодексом РСФСР (в соответствии с Постановлением ВС РФ от 03.03.93 N 4604-1 "О некоторых вопросах применения законодательства Союза ССР на территории Российской Федерации"). Из приведенного в Основах перечня гражданско-правовых договоров, который в силу ст.3 не является исчерпывающим, прямо не вытекает запрета на возможность заключения сделок гражданами - не предпринимателями. Исключение составляет договор поставки (ст.79 Основ). В пункте 1 данной статьи четко закреплено, что поставщиком должен быть предприниматель и поставляемый им товар должен предназначаться для предпринимательской деятельности или иных целей, не связанных с личным (семейным, домашним потреблением). В юридических же конструкциях остальных договоров ограничений по субъектному составу не предусмотрено. Однако при выяснении вопроса о правомерности вступления в договорные отношения физических лиц, не зарегистрированных в качестве предпринимателей, необходимо соотносить содержание и цель возникающих из договоров обязательств с признаками предпринимательской деятельности. Так, например, работники некоторых налоговых инспекций придерживаются мнения, что граждане - не предприниматели не имеют права быть стороной в договоре о совместной деятельности (договор простого товарищества). При этом дается ссылка на письмо Минфина РФ N 9 от 24.01.94 "Об отражении в бухучете и отчетности операций, связанных с осуществлением совместной деятельности", в котором указано, что сторонами договора о совместной деятельности являются предприятия, имеющие статус юридического лица. Однако такая ссылка не может быть признана обоснованной по двум причинам. Во-первых, как уже было отмечено, в данной ситуации надо, прежде всего, руководствоваться Основами и закрепленным в ст.122 этого законодательного акта определением договора о совместной деятельности, т.к. они имеют правовой приоритет перед ведомственными нормативными актами, издаваемыми министерствами и ведомствами. Согласно ст.122 никаких ограничений по составу участников договора простого товарищества не предусмотрено. Во-вторых, основной целевой признак предпринимательства - получение прибыли при совместной деятельности может отсутствовать, например, если в договоре будет указано, что целью простого товарищества является финансовая поддержка учреждений культуры и искусства.

Определяя сущностные характеристики правового регулирования статуса гражданина-предпринимателя путем выявления различий в правовом статусе последнего и физического лица, не являющегося предпринимателем, в преломлении к возможности заключать те или иные гражданско-правовые договоры, можно прийти к следующим выводам:

1. Относительно физических лиц, не зарегистрированных в качестве предпринимателей. Данные лица имеют право вступать в договорные отношения, при условии:

а) отсутствия соответствующих законодательных ограничений (как-то: необладание полной дееспособностью; невозможность быть стороной в договоре на основании юридической конструкции последнего, например договор поставки, и другие возможные ограничения);

б) если выполняемые этими лицами договорные обязательства не являются их предпринимательской деятельностью, т.е. не соответствуют законодательно установленным признакам предпринимательства (инициативность, самостоятельность, получение прибыли).

Таким образом, при соблюдении указанных в пунктах "а" и "б" условий, а также на основании п.2 ст.9 Основ гражданин может совершать любые не запрещенные законодательством сделки и участвовать в обязательствах.

2. Относительно граждан-предпринимателей. Занимаясь предпринимательской деятельностью, в рамках которой они вступают в договорные отношения со своими контрагентами, данные субъекты права, по сравнению с гражданами - не предпринимателями, имеют только одно ограничение - законодательно установленный запрет на совершение каких-либо действий.

Подытоживая сравнительный анализ реализации физическими лицами своей правоспособности в области обязательственных правоотношений, возникающих из гражданско-правовых договоров, можно заключить, что граждане, зарегистрированные в качестве предпринимателей, имеют гораздо больше возможностей ее реализации именно как предприниматели, т.е. занимаясь предпринимательской деятельностью, нежели граждане, таковыми не являющиеся.


Сравнительный анализ правовых статусов граждан и юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность


Гражданско-правовая ответственность предпринимателей


Продолжая выявлять особенности правового статуса гражданина-предпринимателя методом сравнительного анализа, необходимо остановиться на вопросе о сходстве и различиях в правовом положении предприятий - юридических лиц и граждан-предпринимателей. Прежде всего определим границы такого анализа: ими является сфера предпринимательской деятельности. Как уже было отмечено, предпринимательская деятельность, осуществляемая без привлечения наемного труда, может регистрироваться как индивидуальная трудовая деятельность. Предпринимательская деятельность, осуществляемая с привлечением наемного труда, регистрируется как предприятие. Отсюда вытекает первое отличие: гражданин-предприниматель не имеет права в своей деятельности использовать наемный труд, т.е. заключать трудовые договоры (контракты) с работниками (однако он может заключать с гражданами договоры гражданско-правового характера).

В соответствии с п.2 ст.1 Закона о предприятиях предпринимательская деятельность осуществляется гражданами на свой риск и под имущественную ответственность в пределах, определяемых организационно-правовой формой предприятия. Поэтому что касается предприятий, то их возможные организационно-правовые формы, а следовательно, и пределы имущественной ответственности закреплены исчерпывающим перечнем в главе II вышеназванного закона. Пределом же имущественной ответственности граждан-предпринимателей является их собственное имущество, на которое в соответствии с гражданским процессуальным законодательством не может быть обращено взыскание.

Одним из путей реализации целей предпринимательской деятельности и ее основной формой осуществления является заключение сделок. Сделками признаются действия граждан и организаций, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав или обязанностей. Сделки могут быть односторонними и двух- или многосторонними (договоры).

Заключая тот или иной договор со своим контрагентом (или контрагентами), гражданин-предприниматель становится участником вытекающих из договора обязательственных правовых отношений. Содержанием договорного обязательства является совокупность прав и обязанностей его участников.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение одним из контрагентов своей обязанности, как правило, в самом тексте договора устанавливается та или иная форма гражданско-правовой ответственности нарушителя (взыскание штрафа, возмещение убытков...).

Таким образом, гражданско-правовая договорная ответственность наступает за правонарушение (деликт), т.е. действие (или бездействие), нарушающее требования закона или договора. Ответственность наступает в том случае, если есть признаки состава деликта:

а) противоправное нарушение лицом возложенных на него обязанностей и корреспондируемых им субъективных прав других лиц;

б) наличие вреда или убытков. Под убытками разумеются расходы, произведенные кредитором, утрата или повреждение его имущества (положительный ущерб), а также не полученные кредитором доходы, которые он получил бы, если бы обязательство было исполнено должником (упущенная выгода);

в) причинная связь между противоправным деянием и полученными кредитором убытками;

г) вина правонарушителя. Под виной понимается психическое отношение лица к своему противоправному деянию (действию или бездействию) и к его последствиям.

Анализируя же основания ответственности за нарушения обязательств, необходимо заметить следующее. Действующие сегодня союзные Основы в ином, чем ранее, аспекте рассматривают принцип вины как условия гражданско-правовой ответственности за нарушения обязательств. В качестве общего правила сохранено, что должник отвечает за неисполнение и ненадлежащее исполнение обязательства при наличии вины, если иное не предусмотрено законодательством или договором (п.1 ст.71 Основ). Однако в отношении предпринимателей введены более жесткие правила. В соответствии с п.2 ст.71 Основ лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет имущественную ответственность (ст.70 Основ), если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, т.е. чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (стихийные явления, военные действия и т.п.). К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника либо отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров. Исходя из этого, субъект предпринимательской деятельности несет имущественную ответственность за нарушения обязательств независимо от наличия его вины. Поэтому для привлечения должника к ответственности достаточно установить сам факт допущенного им нарушения и отсутствие непреодолимой силы, обусловившей невозможность исполнения. В данной ситуации, как справедливо отмечает заместитель председателя Высшего арбитражного суда РФ Витрянский В.В., никакие иные доводы должника (ссылки на вину третьих лиц, невозможность приобрести необходимые для исполнения обязательства материалы, сырье, оборудование, невыделение транспортных средств и др.) не принимаются во внимание. По сути, закон ввел принцип осуществления предпринимателем хозяйственной деятельности за свой страх и риск.

Первоначально данная законодательная регламентация гражданско-правовой ответственности равным образом распространялась как на предприятия, так и на граждан-предпринимателей. Однако впоследствии российский законодатель решил смягчить бремя ответственности для последних и в п.5 Постановления ВС РФ N 4604-1 "О некоторых вопросах применения законодательства Союза ССР на территории РФ" установил, что на граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, п.2 ст.71 Основ не распространяется. Поэтому при оценке их доводов об отсутствии вины в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств судебные органы руководствуются п.1 ст.71 Основ, устанавливающим возможность применения мер гражданско-правовой ответственности к должнику лишь при наличии его вины.

Проиллюстрируем положения вышеприведенного абзаца. Допустим, гражданин-предприниматель нарушил условие договора аренды о сроках внесения арендной платы, т.е. допустил просрочку в оплате, за которую он обязан уплатить установленную в договоре неустойку. В этом случае по отношению к нему будет действовать презумпция виновности. Он будет считаться виновным до тех пор, пока не докажет обратное. (В скобках заметим, если лицо привлекается к уголовной ответственности, то действует обратный принцип - презумпция невиновности: лицо будет считаться невиновным до тех пор, пока уполномоченные на то государственные органы в установленном законом порядке не докажут его виновность.)

Таким образом, если гражданин-предприниматель докажет, что допустил просрочку не по своей вине (а по вине, например, обслуживающего его банка), то к нему не будут применены меры гражданско-правовой ответственности, он не обязан будет уплачивать арендодателю неустойку.

Вместе с тем законодательством или договором могут быть предусмотрены иные основания ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств или освобождения от нее. Следует также помнить, что положения Основ, касающиеся вины как основания ответственности за нарушения обязательств в сфере предпринимательства и содержащиеся в п.2 ст.71, должны применяться в отношении нарушений, совершенных после введения в действие Основ, т.е. после 3 августа 1992 г.

В заключение вопроса о гражданско-правовой ответственности гражданина-предпринимателя за нарушения договорных обязательств следует также обратить внимание на следующее обстоятельство. Гражданско-правовая ответственность, в отличие от указанных ниже видов юридической ответственности, предусматривает ответственность правонарушителя (делинквента) не перед государством, а перед кредитором. Кредитор может привлечь, а может и не привлекать должника к имущественной ответственности, это его право, а не обязанность.


Виды юридической ответственности граждан-предпринимателей


Помимо гражданско-правовой гражданин-предприниматель может нести административную, уголовную и финансовую ответственность. Остановимся вкратце на каждом из видов юридической ответственности.

Неправомерные действия предпринимателя могут быть различной степени общественной опасности, вследствие чего они могут служить основанием для привлечения либо к административной, либо к уголовной ответственности.

Основанием административной ответственности является совершение административного правонарушения. Составы административных проступков, санкции за их совершение, органы, имеющие право налагать административные взыскания и порядок их наложения установлены в Кодексе об административных правонарушениях РФ. Приведем основные составы административных правонарушений, за которые граждане-предприниматели несут ответственность именно как предприниматели:

ст.146 - нарушение правил торговли,

ст.146.4 - продажа товаров ненадлежащего качества или с нарушением санитарных правил,

ст.146.5 - продажа товаров без документов,

ст.150.3 - обман потребителей в небольшом размере,

ст.156 - нарушение порядка занятия ИТД,

ст.156.1 - уклонение от подачи декларации о доходах (за это правонарушение ответственность несут все физические лица),

ст.157 - занятие запрещенными видами ИТД.

Следует также заметить, что конкретные составы правонарушений, влекущих за собой применение мер административной ответственности, могут быть предусмотрены и в других законодательных актах. Так, например, нарушение пп.5-10 ст.11 Закона РФ от 24.06.93 N 5238-1 "О федеральных органах налоговой полиции" влечет за собой административную ответственность в виде взыскания штрафа установленного размера.

Основанием уголовной ответственности является совершение общественно опасного деяния, содержащего признаки состава преступления. Перечень составов приведен в Уголовном кодексе РФ. Основными составами преступлений, за которые предприниматель может быть привлечен к уголовной ответственности, являются:

ст.156.5 - нарушение правил торговли,

ст.162 - занятие запрещенными видами ИТД,

ст.162.1 - уклонение от подачи декларации о доходах,

ст.162.2 - сокрытие доходов (прибыли) или иных объектов налогообложения,

ст.162.3 - противодействие или неисполнение требований налоговой службы в целях сокрытия доходов (прибыли) или неуплаты налогов,

ст.162.4 - незаконное предпринимательство,

ст.162.5 - незаконное предпринимательство в сфере торговли.

Как уже было сказано, гражданин-предприниматель может также нести и финансовую ответственность. Термин "финансовая ответственность" употребляется, в основном, при анализе налоговых правонарушений, т.е. нарушении конкретных норм налогового законодательства (за которые, как было показано выше, налогоплательщика могут привлечь к административной и уголовной ответственности).

Основными нормативными актами, регламентирующими применение мер финансовой ответственности к предпринимателю-налогоплательщику, являются:

1. Закон РСФСР от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в РСФСР" (статья 13).

В соответствии со ст.13 взыскание недоимки по налогам и другим обязательным платежам, а также сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных налоговым законодательством, производится с юридических лиц в бесспорном порядке, а с физических лиц - в судебном.

Поскольку граждане-предприниматели не имеют обособленного имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности, по своему статусу они остаются физическими лицами. Поэтому взыскание с них указанных сумм должно осуществляться в порядке, предусмотренном для физических лиц, т.е. в судебном (п.1 письма Высшего арбитражного суда РФ от 31.05.94 N С1-7/ОП-373).

В соответствии со ст.22 и 29 Арбитражного процессуального кодекса РФ споры о взыскании с граждан-предпринимателей недоимок и санкций за нарушения налогового законодательства подведомственны арбитражным судам.

Следует также иметь в виду, что в случае отсутствия у граждан-предпринимателей расчетного счета или денежных средств на нем исполнение приказа арбитражного суда о взыскании с него соответствующих сумм производится в порядке, предусмотренном ст.ст.356-358 Гражданского процессуального кодекса РФ. Это означает следующее: судебный исполнитель посылает должнику предложение о добровольном исполнении решения в срок до 5 дней. По истечении этого срока производится принудительное исполнение решения. Мерами принудительного исполнения являются:

а) обращение взыскания на имущество должника путем наложения ареста и продажи имущества;

б) обращение взыскания на зарплату, пенсию, стипендию и иные виды доходов должника;

в) обращение взыскания на денежные суммы и имущество должника, находящиеся у других лиц;

г) изъятие у должника и передача взыскателю определенных предметов, указанных в решении суда;

д) иные меры, указанные в решении в соответствии с законом.

2. Закон РСФСР от 27.12.91 "О подоходном налоге с физических лиц" (ст.21);

3. Закон РСФСР от 21.03.91 "О государственной налоговой службе РСФСР";

4. Закон РФ от 24.06.93 "О федеральных органах налоговой полиции РФ";

5. Указ Президента РФ от 27.10.93 N 1773 "О проведении налоговой амнистии в 1993 г.";

6. Указ Президента РФ от 23.05.94 N 1006 "Об осуществлении мер по своевременному о полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей";

7. Инструкция Министерства финансов РСФСР от 26.07.91 N 16/176 "О порядке изъятия должностным лицом государственной налоговой инспекции документов, свидетельствующих о сокрытии (занижении) прибыли (дохода) или сокрытии иных объектов от налогообложения у предприятий, учреждений, организаций и граждан";

8. Письмо ГНС РФ от 06.10.93 N ВГ-6-14/344 "О рекомендациях по применению санкций за нарушения налогового законодательства".

Подытоживая рассмотрение вопроса об ответственности гражданина-предпринимателя, приведем общую норму об ответственности предпринимателя (как гражданина, так и юридического лица), закрепленную в п.1 ст.18 Закона РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности": "Предприниматель несет ответственность в соответствии с законодательством РФ за ненадлежащее исполнение заключенных договоров, нарушение прав собственности других субъектов, загрязнение окружающей среды, нарушение антимонопольного законодательства, несоблюдение безопасных условий труда, реализацию потребителям продукции, причиняющей вред здоровью".


Практическое применение сделанных в 1-й части выводов


Ограничив выше сравнительный анализ правовых статусов гражданина-предпринимателя и юридического лица сферой предпринимательской деятельности, а также обозначив их основные различия, с достаточной степенью обоснованности можно констатировать, что суть этих различий заключается в правовой природе данных субъектов права. С одной стороны, это гражданин-предприниматель как физическое лицо, с другой, юридическое лицо как определенный имущественный комплекс, который обладает всеми выработанными юридической наукой признаками юридического лица. Естественно, что у предприятия - юридического лица намного больше экономических и, как следствие, юридических возможностей достижения целей своей хозяйственной деятельности.

Отсюда вполне понятна логика законодателя, который установил повышенную имущественную ответственность предприятий. Вместе с тем правовой статус предпринимателя и гарантии предпринимательской деятельности, закрепленные в главе III Закона РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" без какой-либо дискриминации касаются как граждан, так и предприятий, осуществляющих предпринимательскую деятельность. Это обстоятельство, а также законодательно предоставленная гражданам-предпринимателям возможность наравне с юридическими лицами обращаться за защитой своих прав в арбитражный суд (ст.20 Арбитражного процессуального кодекса), свидетельствуют о большей приближенности правового статуса граждан-предпринимателей к правовому статусу предприятий, осуществляющих предпринимательскую деятельность, нежели к комплексу прав и обязанностей физических лиц, т.е. их правовому статусу.

Какое практическое значение может иметь данный вывод?

Покажем это на следующем примере. Допустим, предприятие заключило с гражданином-предпринимателем договор подряда. Предприятие - заказчик, предприниматель - исполнитель. Предметом данного договора является определенный результат труда, за который исполнитель получает соответствующее вознаграждение. Согласно п.7 Положения о составе затрат... оплата труда работников, не состоящих в штате предприятия, за выполнение ими работ по заключенным договорам гражданско-правового характера (включая договор подряда) включается в фонд оплаты труда и относится на себестоимость. Но распространяется ли этот пункт Положения на приведенную выше ситуацию? Думается, что нет. Попытаемся обосновать данный вывод.

Прежде всего необходимо заметить, что сама формулировка приведенного выше абзаца п.7 с юридической точки зрения является некорректной, т.к. денежная сумма, получаемая исполнителем по договору подряда, является его вознаграждением за результат труда, а не оплатой труда. По общему правилу труд может оплачиваться, если работник вступил в трудовые правоотношения с работодателем на основании трудового договора (контракта). И в этом случае на них будут распространяться нормы трудового законодательства.

Следующее обстоятельство, на которое следует обратить внимание, связано с уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд РФ и фонды обязательного медицинского страхования. Согласно действующему законодательству тариф взносов в эти внебюджетные фонды для работодателей установлен в процентном отношении к начисленной оплате труда по всем основаниям, включая договоры подряда и поручения. Таким образом, предприятие, заключив договор подряда с гражданином-предпринимателем и руководствуясь п.7 Положения о составе затрат..., было бы обязано включить сумму вознаграждения, причитающуюся предпринимателю, в расчет для уплаты страховых взносов в перечисленные выше фонды. Вместе с тем, как будет показано ниже, гражданин-предприниматель является самостоятельным плательщиком страховых взносов во внебюджетные фонды, что и отличает его от физического лица, не зарегистрированного в качестве предпринимателя, за которого эти взносы уплачивает предприятие, вычитая у него из заработка только 1% в Пенсионный фонд.

Исходя из этого, а также учитывая то обстоятельство, что вступая в договорные отношения с контрагентами гражданин-предприниматель реализует приобретенное в установленном порядке свое право занятия предпринимательской деятельностью, что делает его таким же субъектом предпринимательства, как и предприятие, можно сделать вывод о неправомерности включения в фонд оплаты труда сумм вознаграждений, выплачиваемых предпринимателю по договорам подряда и поручения. Данные суммы должны сразу относиться на себестоимость как, например, "оплата услуг сторонних организаций" или "оплата консультационных, информационных и аудиторских услуг".

Подводя итог первой части правового анализа статуса гражданина-предпринимателя, следует признать, что он был бы неполным, если не рассмотреть вопрос об обязанностях предпринимателя перед государством в виде уплаты налогов и других обязательных платежей.


II. Выполнение гражданином-предпринимателем своей обязанности перед государством в виде уплаты налогов и других обязательных платежей


Подоходный налог с граждан-предпринимателей


Гражданин-предприниматель именно как предприниматель является плательщиком, прежде всего, подоходного налога. Основными нормативными актами, регламентирующими процесс уплаты подоходного налога данными субъектами права, являются:

- Закон РСФСР от 07.12.91 "О подоходном налоге с физических лиц" (глава IV);

- Указ Президента РФ от 11.12.93 N 2129 "О регулировании некоторых вопросов налогообложения физических лиц";

- Инструкция Госналогслужбы РФ N 8 от 20.03.92 "По применению Закона РСФСР "О подоходном налоге с физических лиц";

- Письмо ГНС РФ от 28.09.93 N 03-3-10 и Минфина РФ от 20.09.93 N 4-4-02 "Об отдельных вопросах налогообложения физических лиц".

Облагаемым доходом граждан-предпринимателей считается разность между суммами валовых доходов, полученных в течение календарного года, и документально подтвержденных расходов, связанных с получением этих доходов. При этом состав расходов увеличивается на сумму понесенных расходов применительно к составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), определяемых Правительством РФ (см. Положение о составе затрат..., утвержденное Постановлением Правительства РФ от 05.08.92 N 552). В состав расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, включаются документально подтвержденные плательщиком расходы, примерный перечень которых приведен в Приложении N 1 к Инструкции N 8.

Так, согласно этому приложению в состав расходов, связанных с получением доходов от предпринимательской деятельности, включается: стоимость затрат, отнесенных на реализованную продукцию (услуги) за налогооблагаемый период. К затратам относятся:

- стоимость сырья и материалов, покупных комплектующих изделий и полуфабрикатов, приобретаемого со стороны топлива всех видов и электроэнергии, проценты за оплату в кредит, предоставленный поставщиком, комиссионные вознаграждения, уплаченные сторонним организациям в связи с приобретением материальных ресурсов, торговые наценки (надбавки), расходы на транспортировку, доставку, хранение, осуществленные силами поставщика, амортизационные отчисления (износ) на полное восстановление основных фондов в пределах утвержденных норм, арендная плата и др.;

- плата по процентам за кредиты банков, кроме процентов (штрафов) по просроченным и отсроченным ссудам;

- расходы на все виды ремонта основных фондов, используемых в процессе осуществления предпринимательской деятельности;

- износ нематериальных активов, не имеющих вещественно-натуральной формы, но приносящих доход предпринимателю или создающих условия для получения дохода. В состав нематериальных активов включается стоимость приобретенных патентов, авторских прав, лицензий, "ноу-хау", программного обеспечения, права использовать торговую марку. Расходы, проводимые по статье "нематериальные активы", разрешается вычитать из валового дохода по типу амортизационных отчислений. Порядок вычета определяется плательщиком. При этом срок амортизации не должен превышать пять лет;

- другие, перечисленные в перечне, затраты.

В состав расходов у предпринимателя включаются также следующие расходы:

- по открытию текущего счета в банке;

- по проведению операций по текущему счету;

- по оплате за чековую книжку;

- по благоустройству и повышению плодородия земельных участков, используемых для осуществления предпринимательской деятельности.

В случае невозможности документального подтверждения расходов, связанных с получением доходов от предпринимательской деятельности, налоговым органам разрешается принимать рас ходы в размере 20% от валового дохода.

Убытки, понесенные в отчетном году, не учитываются при налогообложении в следующем году.

Следует заметить, что окончательный расчет по налогу производят налоговые органы по окончании года на основании деклараций, подаваемых гражданами, и других данных, имеющихся у них.

Налогообложение осуществляется на основании:

деклараций граждан о предполагаемых и фактически полученных ими в течение года доходов;

материалов проверок деятельности граждан, производимых налоговыми органами;

полученных от предприятий, учреждений, организаций и физических лиц сведений о выплаченных плательщикам доходах.

Исчисление налога производится налоговыми органами по месту постоянного жительства гражданина, а в случае, если его деятельность осуществляется в другом месте, то по месту осуществления этой деятельности, но с обязательным сообщением налоговому органу по месту постоянного жительства гражданина о размерах дохода и налога.


Порядок уплаты подоходного налога


Налог уплачивается в следующем порядке:

- в течение текущего года плательщики вносят по одной трети годовой суммы налога, исчисленной по доходам за истекший год, а плательщики, впервые привлекаемые к уплате налога, - по одной трети с предположительного дохода на текущий год.

Для уплаты авансовых платежей налога установлены следующие сроки: к 15 июля, к 15 августа, к 15 ноября.

Уплата авансовых платежей налога производится на основании платежного извещения, вручаемого плательщику налоговым органом, исчислившим этот налог.

В случае значительного увеличения или уменьшения в течение года дохода плательщика по его заявлению налоговый орган производит перерасчет суммы налога по ненаступившим срокам уплаты;

- по истечении года налоговым органом исчисляется налог по совокупному годовому доходу, полученному от всех источников, включая доходы за любую выполненную работу на предприятиях, в учреждениях, организациях и у физических лиц, зарегистрированных в качестве предпринимателей.

По окончании календарного года граждане-предприниматели обязаны не позднее 1 апреля подать в налоговый орган по месту постоянного жительства декларацию о фактически полученных ими в течение календарного года доходах и произведенных расходах, связанных с извлечением этих доходов по установленной форме.

В декларациях предприниматели обязаны указать сведения о всех полученных ими доходах за год, каждый источник выплаты и суммы начисленного и уплаченного налога с этих доходов.

Данные о полученных доходах, подлежащих налогообложению, отражаются в декларациях раздельно.

Подлежащий налогообложению совокупный годовой доход граждан-предпринимателей уменьшается на:

а) сумму минимальной месячной оплаты труда в РФ и расходов на содержание детей и иждивенцев в размерах, установленных п.13 Инструкции N 8;

б) расходы, непосредственно связанные с получением данного дохода;

в) суммы, перечисляемые по заявлениям граждан на благотворительные цели, а также предприятиям, учреждениям и организациям культуры, образования, здравоохранения и социального обеспечения, частично или полностью финансируемым из бюджета.

Указанные вычеты производятся в том случае, если они в течение года не исключались из дохода граждан у источника получения дохода.

С облагаемого совокупного годового дохода исчисление налога производится в 1994 г. по следующим ставкам:

      /---------------------------------------------------\
      | Размер облагаемого    |         Ставка            |
      | совокупного дохода,   |         налога            |
      | полученного в кален-  |                           |
      | дарном году           |                           |
      |-----------------------+---------------------------|
      | До 5 000 000 руб.     |           12%             |
      |-----------------------+---------------------------|
      | От 5 000 001 руб.     |                           |
      |-----------------------+---------------------------|
      | до 10 000 000 руб.    |         600 000 руб.+     |
      |                       |         20% с суммы,      |
      |                       |         превышающей       |
      |                       |         5 000 000 руб.    |
      |-----------------------+---------------------------|
      | От 10 000 001 руб.    |         1 600 000 руб.+   |
      | и выше                |         30% с суммы,      |
      |                       |         превышающей       |
      |                       |         10 000 000 руб.   |
      \---------------------------------------------------/

Разница между исчисленной суммой налога и суммами налога, перечисленными в течение года, подлежит уплате гражданами-предпринимателями или возврату им налоговыми органами не позднее 1 июня года, следующего за отчетным, а при перерасчете в течение года - в двухмесячный срок со дня подачи декларации в налоговый орган.


Учет доходов и расходов предпринимателя


Граждане-предприниматели обязаны вести книгу учета доходов и расходов по приводимой в таблице примерной форме


Период
учета
(день,
неделя
месяц,
год)
Кол-во
изготов.
продукции
(оказанных
услуг)
Расходы
на произ-
водство
продукции
(оказан-
ных услуг)
Кол-во
реализов.
продукции
(оказан.
услуг)
Средняя
цена
реализов.
продукции
(рубли,
коп.)
Сумма
выручки
или
дохода
(руб.,
коп.)
Чистый
доход
(выручка
минус
расходы)
(руб.,
коп.)
1 2 3 4 5 6 7
             
             

Граждане, которые занимаются предпринимательской деятельностью в социальной сфере, обязаны в дополнение к этому указать в книге фамилии и местожительство клиентов, пациентов и обучающихся.

Книга в виде тетради, блокнота и т.п. приобретается самим предпринимателем. Налоговые органы должны пронумеровать, прошнуровать и скрепить книгу печатью.

Правильность ведения книги учета доходов и расходов проверяется работниками налоговых органов при проведении проверок полноты и правильности указанных в декларации сведений о доходах и расходах, а также при проведении обследований деятельности граждан-предпринимателей.

При определении подлежащего налогообложению дохода не принимаются во внимание и, следовательно, не подлежат учету в книге доходов и расходов следующие виды расходов:

- на личные нужды плательщика и его семьи (на ремонт, содержание жилого помещения и т.п.), а равно другие расходы, не связанные с извлечением доходов;

- на уплату налогов, сборов, платежей по страхованию и штрафов.

Итоговые данные за год об учете доходов и расходов, связанных с их получением, а также сумм удержанных налогом с этих доходов, являются основанием для заполнения гражданами-предпринимателями деклараций о совокупном годовом доходе.

Московским налогоплательщикам, при заполнении декларации, советуем ознакомиться со следующими нормативными документами:

- Письмо Госналогинспекции по г.Москве от 24.06.93 N 11-08/4350 "Разъяснения по некоторым вопросам, связанным с порядком налогообложения доходов граждан и представления ими деклараций о доходах" (раздел I),

- Письмо Госналогинспекции по г.Москве от 14.02.94 N 11-08/1483 "Методические указания по заполнению декларации о доходах, полученных в 1993 г.".

В целях исключения факта повторного налогообложения не удерживается у источника выплаты налог с доходов, выплачиваемых гражданам при предъявлении ими документа (свидетельства о государственной регистрации в качестве предпринимателя), подтверждающего, что по доходам от этой деятельности они в текущем году учтены налоговым органом.

Особо следует отметить, что при заключении договоров и иных сделок запрещается включение в них налоговых оговорок, в соответствии с которыми выплачивающие доход контрагенты принимают на себя обязательства нести расходы, связанные с уплатой налога, за граждан.

На практике у предпринимателя могут возникнуть следующие вопросы:

1. Считается ли доходом от предпринимательской деятельности сумма кредита, полученного в банке?

В соответствии со ст.2 Закона РСФСР "О подоходном налоге с физических лиц" объектом налогообложения у физических лиц является совокупный доход, полученный в календарном году. Кредит, полученный в банке, доходом физического лица не является и в облагаемый доход предпринимателя не включается.

2. Предприниматель заключил договор с предприятием, которое нарушило условие договора и выплатило ему неустойку в установленном в договоре размере. Следует ли в доход предпринимателя включать полученную им от предприятия неустойку? Как поступить в том случае, если неустойку обязан будет выплатить предприниматель?

Сумма неустойки, полученной предпринимателем от предприятия в указанном случае, не принадлежит к числу доходов, исключаемых из совокупного облагаемого дохода физического лица в соответствии со ст.3 вышеназванного Закона. В том случае, если неустойку будет выплачивать предприниматель, то в соответствии с Приложением 1 к Инструкции N 8 ГНС РФ сумма неустойки не подлежит исключению из дохода, полученного от осуществления им предпринимательской деятельности.

3. У предпринимателя похищен товар. Следует ли в расходы предпринимателя включать стоимость этого товара?

В соответствии с вышеуказанным Приложением 1 стоимость похищенного товара и затраты по его изготовлению (приобретению) в состав расходов не включаются.

4. Следует ли учитывать при расчете налогооблагаемого дохода предпринимателя стоимость выявленных при проверках товаров, не внесенных в книгу учета доходов и расходов?

В соответствии со ст.2 Закона РСФСР "О подоходном налоге..." объектом налогообложения у физического лица является полученный им учтенный доход. При выявлении в процессе проверок фактов реализации неучтенных товаров сумму, полученную от их реализации, следует рассматривать как сокрытый доход.


Другие налоги, уплачиваемые гражданином-предпринимателем


В связи с осуществлением предпринимательской деятельности, граждане-предприниматели при реализации горюче-смазочных материалов и приобретении автотранспортных средств являются также плательщиками двух соответствующих налогов: налога на реализацию горюче-смазочных материалов (ГСМ) и налога на приобретение автотранспортных средств. Основными нормативными актами, регулирующими порядок уплаты этих налогов, являются:

- Закон РСФСР от 18.10.91 N 1759-1 "О дорожных фондах в РСФСР",

- Инструкция Минфина РФ и Госналогслужбы РФ от 30.03.93 N 36, 19 "О порядке исчисления налогов и поступления их и иных средств в дорожные фонды".

1. Налог на реализацию ГСМ.

Под ГСМ понимаются: автобензин, дизельное топливо, дизельное и автотракторное масла, сжатый и сжиженный газ, используемые в качестве моторного топлива.

Ставка налога - 25 процентов от суммы реализации ГСМ (в денежном исчислении) без налога на добавленную стоимость (НДС).

При перепродаже ГСМ объектом налогообложения является сумма разницы между выручкой от реализации ГСМ (без НДС) и стоимостью их приобретения.

Налог уплачивается по месту нахождения предпринимателя в следующие сроки:

- подекадно 15, 25 и 5 числа каждого месяца - плательщиками со среднемесячными платежами более 500 тыс. руб. исходя из фактических оборотов по реализации ГСМ. По окончании месяца плательщики исчисляют сумму налога исходя из фактических оборотов за отчетный месяц и с учетом ранее уплаченных декадных платежей вносят ее в дорожный фонд не позднее 20 числа следующего месяца;

- ежемесячно исходя из фактических оборотов по реализации ГСМ за истекший месяц, в срок не позднее 20 числа следующего месяца - плательщиками со среднемесячными платежами от 100 тыс. руб. до 500 тыс. руб.;

- ежеквартально исходя из фактических оборотов по реализации ГСМ за истекший квартал - плательщиками со среднемесячными платежами до 100 тыс. руб.

Плательщики налога на реализацию ГСМ ежеквартально (ежемесячно) в сроки, установленные для уплаты налога, представляют налоговым инспекциям по месту своего нахождения расчет по установленной форме (см. Приложение 1 к Инструкции N 36, 19).

2. Налог на приобретение автотранспортных средств.

Гражданин-предприниматель является плательщиком данного вида налога, если приобретает автотранспортное средство путем купли-продажи, мены, лизинга.

Налог исчисляется от продажной цены (без НДС и акцизов) по следующим ставкам:

грузовые автомобили, пикапы и легковые фургоны, автобусы, специальные автомобили и легковые автомобили - по ставке 20 процентов;

прицепы и полуприцепы - по ставке 10 процентов.

К специальным автомобилям относятся автотранспортные средства, предназначенные для перевозки и использования установленного на них специального оборудования.

Автотранспортные средства, приобретаемые для дальнейшей реализации, налогом не облагаются.

Граждане-предприниматели освобождаются от уплаты налога, если осуществляют перевозки пассажиров (кроме такси) по открытым в установленном порядке автобусным маршрутам общего пользования и имеют лицензию на перевозки пассажиров (вида "П"), выданную органами Российской транспортной инспекции Министерства транспорта РФ.

Как указано в п.4 ст.7 Закона о дорожных фондах, от уплаты налога также освобождаются граждане, если приобретают легковые автомобили в личное пользование. Исходя из этого можно сделать следующий вывод: если предприниматель приобрел легковой автомобиль в целях личного использования, а не для осуществления предпринимательской деятельности, совершенная им сделка по приобретению автомобиля налогообложению не подлежит.

Плательщики уплачивают налог по месту регистрации или перерегистрации автотранспортного средства в течение 5 дней со дня его приобретения.

Налоговый расчет представляется налоговым органам по установленной форме (см. Приложение 6 к Инструкции N 36, 19).

Для сведения московских налогоплательщиков: на основании Письма ГНИ по г.Москве от 14.02.94 N 11-08/1483 граждане-предприниматели при заполнении декларации имеют право включать в состав расходов суммы уплаченных налогов на реализацию ГСМ, на приобретение автотранспортных средств и с владельцев автотранспортных средств.


Уплата гражданами-предпринимателями страховых взносов во внебюджетные фонды


Помимо налогового бремени у гражданина-предпринимателя есть еще одна обязанность, а именно - производить соответствующие отчисления во внебюджетные фонды. Такими фондами являются: Пенсионный фонд РФ (ПФ РФ), Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ), фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС РФ), Государственный фонд занятости населения РФ (ГФЗ РФ). Рассмотрим вопрос о необходимости уплаты страховых взносов гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, в каждый из перечисленных выше фондов.

1. Пенсионный фонд России.

В соответствии с Порядком уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в ПФ РФ, утвержденным Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.91 N 2122-1, граждане, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью (предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица), являются плательщиками взносов в ПФ РФ и регистрируются в качестве таковых у уполномоченных ПФ РФ в городах и районах. Они представляют уполномоченным заявление установленной формы. Каждому плательщику взносов присваивается регистрационный номер и вручается письменное извещение о размере и сроках уплаты взносов определенной формы. Тариф страхового взноса в ПФ РФ для граждан-предпринимателей составляет 5 процентов их дохода. Они уплачивают страховые взносы с тех видов доходов и в те сроки, которые определены для этой категории граждан законодательством РФ о подоходном налоге с физических лиц.

В связи с прекращением ИТД уплата взносов прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем подачи заявления. Гражданам, прекратившим ИТД или изменившим место жительства, отделение ПФ РФ выдает справку об уплате взносов, которая является подтверждением трудового стажа, дающего право на пенсию или на другие виды обеспечения.

Приведенные выше порядок уплаты и тариф страхового взноса регламентированы следующими нормативными документами:

а) Постановление ВС РФ от 09.07.93 N 5357-1 "О тарифах страховых взносов в ПФ РФ ... на второе полугодие 1993 г.". В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.02.94 N 61 на первое полугодие 1994 г. сохраняются порядок, размеры и условия уплаты страховых взносов в ПФ РФ, ФСС РФ, ГФЗ РФ и фонды обязательного медицинского страхования, действовавшие в 1993 г.

б) Временная инструкция о порядке уплаты страховых взносов предприятиями, организациями и гражданами в ПФ РФ, утвержденная Постановлением Правления ПФ РФ от 31.05.91 N 102.

Здесь же необходимо заметить, что в соответствии со ст.89 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" ИТД включается в общий трудовой стаж, с учетом которого осуществляется пенсионное обеспечение граждан. Согласно п.1.2 Положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсии в РСФСР, утвержденного Министерством социального обеспечения РСФСР от 04.10.91 N 190, время работы лиц, занимавшихся ИТД, имевших регистрационные удостоверения или патенты, выданные исполкомами местных Советов народных депутатов, устанавливается по справкам финансовых органов об уплате ими налогов с доходов, получаемых от этой деятельности.

Тот факт, что доходы не превышали сумму необлагаемого минимума, не является основанием для исключения из общего трудового стажа времени занятия ИТД. В подобных случаях во внимание принимается справка финансового органа, подтверждающая, что уплата налогов не производится в связи с тем, что сумма получаемых доходов не подлежала обложению налогом (см. Указание Минсоцзащиты РФ от 26.03.93 N 1-28-У).

Время работы лиц, занимавшихся трудовой деятельностью на условиях индивидуальной или групповой аренды, устанавливается по справкам фонда социального страхования.

С 1 января 1992 г. время работы лиц, занимавшихся ИТД, а также лиц, занимавшихся трудовой деятельностью на условиях индивидуальной или групповой аренды, устанавливается по справкам об уплате страховых взносов в ПФ РФ.

2. Фонды обязательного медицинского страхования.

Прежде всего следует заметить, что обязательное медицинское страхование, также как и пенсионное обеспечение, является составной частью государственного социального страхования (ст.2 Закона РФ "О медицинском страховании граждан в РФ" от 28.06.91 N 1499-1), которое полностью распространяется и на граждан-предпринимателей.

Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, являются плательщиками страховых взносов в фонды обязательного медицинского страхования.

Основными нормативными актами, указывающими на сделанный в предыдущем абзаце вывод, являются:

а) Положение о порядке уплаты страховых взносов в федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования, утвержденное Постановлением ВС РФ от 24.02.93 N 4543-1;

б) Инструкция "О порядке взимания и учета страховых взносов (платежей) на обязательное медицинское страхование", утвержденная Постановлением Правительства РФ от 11.10.93 N 1018.

Граждане-предприниматели уплачивают страховые взносы с тех видов доходов и в те сроки, которые определены для этой категории граждан законодательством РФ о подоходном налоге с физических лиц. С этой целью они должны зарегистрироваться в территориальном фонде обязательного медицинского страхования. Для проведения регистрации плательщик страховых взносов заполняет карту постановки на учет в территориальном фонде ОМС установленной формы. Ему присваивается регистрационный номер и вручается письменное извещение о постановке на учет, размере и сроках уплаты страховых взносов по установленной форме.

Тариф страхового взноса установлен в Законе РФ от 30.03.93 N 4696-1 и составляет 3,6 процента дохода предпринимателя.

3. Фонд социального страхования РФ.

ФСС РФ управляет средствами государственного социального страхования (п.1 Положения о ФСС РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.02.94 N 101). За счет средств фонда работники, заключившие трудовой договор (контракт) с работодателями, а в отдельных случаях и члены их семей обеспечиваются соответствующими видами пособий, а также в установленном порядке им оплачивается санаторно-курортное лечение, отдых, лечебное питание и т.д. Виды обеспечений по государственному социальному страхованию перечислены в ст.238 КЗоТ РФ. Большая часть выплат, названных в ст.238 КЗоТ РФ, производится из ФСС, а все виды пенсий, указанные в этой же статье, - из Пенсионного фонда РФ.

Как уже было выше отмечено, пенсионное обеспечение и обязательное медицинское страхование являются составной частью государственного социального страхования. Вместе с тем глава XVI "Государственное социальное страхование" КЗоТ РФ регулирует общественные отношения по государственному социальному страхованию именно работников, участвующих в трудовых правоотношениях, выделяя тем самым как бы третью составную часть госсоцстраха, средства которого и аккумулируются в ФСС РФ.

Таким образом, государственному социальному страхованию (с учетом вышесказанного) подлежат только лица, состоящие с предприятиями в трудовых отношениях, т.е. работающие на основании трудового договора (см. Письмо ФСС РФ от 09.06.93 N 114-137).

Исходя из этого, граждане-предприниматели не обязаны уплачивать страховые взносы в ФСС РФ.

В обоснование этого вывода можно также привести ст.237 КЗоТ РФ и п.2 Постановления ВС РФ от 09.07.93 N 5357-1 "О тарифах страховых взносов в ПФ РФ, ФСС РФ...", в которых обязанность и тариф страхового взноса в ФСС РФ установлены исключительно для работодателей. Граждане-предприниматели работодателями быть не могут (п.3 ст.2 Закона РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" от 25.12.90).

Подытоживая вышеизложенное, можно сделать следующий вывод. Государственное социальное страхование предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица, производится в обязательном порядке для получения пенсии и добровольно для получения других видов обеспечения. Указанная категория граждан имеет право на государственное социальное страхование одновременно в ПФ РФ и ФСС РФ, либо в одном ПФ РФ.

4. Государственный фонд занятости населения РФ.

Обязанности уплачивать страховые взносы в ГФЗ РФ гражданами-предпринимателями действующим законодательством не предусмотрено. Такая обязанность существует только у работодателей (см. Постановление ВС РФ от 08.06.93 N 5132-1 "Об утверждении Положения о ГФЗ РФ" и п.2 Постановления ВС РФ от 09.07.93 N 5357-1 "О тарифах страховых взносов...").


М. Воронин


Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".

Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".

Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.