• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Негосударственные пенсионные фонды (Выпуск 5, июль 1994 г.)

НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПЕНСИОННЫЕ ФОНДЫ



 1. Место негосударственных пенсионных фондов в системе пенсионного      
    обеспечения                                                          
 2. Нормативная база деятельности негосударственных пенсионных фондов    
         2.1 "Пограничное" законодательство                              
 3. Основы функционирования НПФ                                          
         3.1. Субъекты деятельности                                      
         3.2. Интересы вкладчиков                                        
         3.3. Именной пенсионный счет                                    
         3.4. Пенсионные взносы                                          
         3.5. Состав работников, попадающих под пенсионное обеспечение   
         3.6. Право распоряжения накоплениями                            
         3.7. Инвестиционные доходы                                      
         3.8. Сложившееся деление фондов                                 
  4. Пенсионные схемы                                                    
  5. Проблемы создания и функционирования системы негосударственных пен- 
     сионных фондов                                                      

1. Место негосударственных пенсионных фондов в системе пенсионного обеспечения


Государственный пенсионный фонд существует три года, и все это время он сталкивается с огромными сложностями. Казалось бы, 28 процентов на фонд оплаты труда - совсем немало. Вроде бы можно прокормить нетрудоспособную часть населения. И пенсии не ахти какие большие. Но парадокс в том, что эти деньги идут по России очень долго. Нельзя индексации заработной платы. В том числе в бюджетных отраслях. Поэтому можно сказать, что государственная пенсия - это только "хлеб". А вот чтобы можно было положить на хлеб масло, колбасу или икру, нужны дополнительные источники средств. Ими могут стать негосударственные пенсионные фонды (НПФ).

Именно с их помощью государство может снять социальную напряженность в обществе, сформировать новую структуру в системе финансовых институтов, аккумулирующую огромные средства, снизить нагрузку на бюджет по социальной поддержке граждан.

Работодатели (предприятия) ищут и находят с помощью НПФ возможности решения своих проблем. Социальных - в части снижения текучести и закрепления кадров, укрепления дисциплины, повышения эффективности труда и производства. И частично - экономических: путем использования пенсионных накоплений.

Работники рассчитывают на дополнительную пенсию. Особенно привлекательно для них формирование пенсионных сумм не из их доходов, а из прибыли работодателя.

Краткая история НПФ. В России первые пенсионные кассы появились до 1917 года. В 1988 году было введено дополнительное добровольное пенсионное обеспечение. В 1992 году пенсионные накопления были гражданам возвращены: государство не смогло выполнить свои обязательства. Первым НПФ стал НПФ работников науки. Он был создан в 1990 году. Второй - Российский страховой пенсионный фонд (как и первый, на страховых принципах) был создан в форме смешанного товарищества, кроме того, имел филиалы на многих территориях России. В 1993-94 годах начинается активное создание НПФ.


2.Нормативная база деятельности негосударственных пенсионных фондов


Первым и основным документом, напрямую регулирующим деятельность негосударственных пенсионных фондов, является Указ Президента от 16 сентября 1992 г. N 1077. Рассмотрим основные его положения.

Пункт первый Указа. "Постановить, что предприятия, учреждения, организации, банки, коллективы граждан, общественные организации и объединения могут учреждать негосударственные пенсионные фонды на правах юридических лиц с именными счетами граждан". Таким образом, во-первых, фонд должен собой являть юридическое лицо, то есть это не филиал, не дочернее предприятие, не какое - либо другое образование. Во-вторых, несмотря на то что в тексте нет прямого указания на права физических лиц быть учредителями, коллектив граждан даже из двух физических лиц уже может им стать. Но одному физическому лицу учредить фонд невозможно.

Важным в этом пункте является и то, что открываться должны именные счета граждан. Это значит, что в фонд не может поступить обезличенных средств (от вкладчика-предприятия). Тут есть некоторое противоречие с интересом этого вкладчика. Предприятие всегда преследует определенные цели, когда перечисляет денежные средства за членов своего трудового коллектива. Оно хочет иметь определенные права в отношении этих средств. За рубежом это понятие традиционно называется "вестинг", оно достаточно жестко регулируется законодательством. То есть на средства, которые перечисляет работодатель, он не утрачивает права владения в течение определенного срока. Обычно этот срок не превышает 5 лет. В наших условиях предприятия, чтобы не утратить эти средства (так как они сразу будут расписаны по именным пенсионным счетам и у вкладчика сразу на них будут утрачены права), иногда идут на такую уловку - открывают не именные пенсионные счета членам своего коллектива, а открывают один большой счет этого предприятия. По Указу это незаконно. Поэтому лучше, если вкладчик отрегулирует эти вопросы в коллективном договоре и в нормативных документах фонда.

Второй пункт Указа. "Негосударственные пенсионные фонды функционируют независимо от системы государственного пенсионного обеспечения. Выплаты из этих фондов осуществляются наряду с выплатами государственных пенсий".

Из этого пункта следует, что никакой связи между государственным пенсионным обеспечением и дополнительным пенсионным обеспечением напрямую не предусмотрено и что взносы, которые перечисляют сегодня все виды работодателей и самозанятых категорий населения в Пенсионный фонд России (28 процентов, кстати 28 процентов не для всех категорий. Например, фермеры перечисляют 5 процентов от дохода), не могут быть переопределены в программу дополнительного пенсионного обеспечения.

Предложение "Выплаты из этих фондов осуществляются наряду с выплатами государственных пенсий" определяет момент возникновения права на получение дополнительной пенсии - не ранее получения права на государственную пенсию. За рубежом наблюдается та же самая картина. Только получив право на пенсию по государственной обязательной программе пенсионного страхования, человек может получить дополнительную пенсию. Но иногда вводится небольшой временной люфт: можно получать дополнительную пенсию на 2-5 лет раньше, чем государственную. Это положение не позволит системе дополнительного пенсионного обеспечения превратиться в тривиальную систему обналичивания денег. (Что случилось со страховыми компаниями, фактически выплачивающими заработную плату). С негосударственными пенсионными фондами этого не должно произойти. Но этот пункт приобретает особую актуальность только в случае, когда фондам будут предоставлены налоговые льготы.

"Размер и порядок внесения взносов и осуществление выплат определяются соглашением между негосударственным пенсионным фондом и страхователем, заключаемым на основании утвержденного примерного договора". (Страхователь - это вкладчик). Очень интересное положение: в принципе, размер и порядок внесения взноса, а также размер выплат определяются договором, то есть это фактически взаимоотношения на стыке фонда и вкладчика. Так как есть ссылка на примерный договор, следует помнить разницу между примерным и типовым договором. Если примерный договор задает общую тенденцию, то типовой договор - это уже та норма, от которой нельзя отступить.

"Установить, что негосударственные пенсионные фонды и их органы не вправе заниматься коммерческой деятельностью". Коммерческие организации у нас определены Законом РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности", где они перечислены, а предпринимательская деятельность представлена как самостоятельная деятельность, направленная на получение прибыли. Некоммерческие организации введены у нас в стране с 1961 года на основе Гражданского законодательства СССР (а в дальнейшем - РСФСР). Некоммерческий характер деятельности для фонда означает, что фонд не ставит целью своей деятельности извлечение прибыли для распределения между учредителями либо другими субъектами. Слово "прибыль" в некоммерческих организациях не употребляется, они близки по своему содержанию к бюджетным организациям в том смысле, что живут в рамках заданного высшим органом бюджета, то есть сметы расходов. В случае получения прибыли она должна распределяться на уставные цели. Слово "прибыль" для некоммерческих организаций не употребляется, там обычно употребляется "доход и расход"; в идеале доход с расходом должны совпадать.

Следующее положение: "Размещение активов негосударственных пенсионных фондов осуществляется специализированной компанией по управлению активами негосударственных пенсионных фондов, взаимоотношения которых с указанными фондами строятся на основании договора об управлении активами негосударственных пенсионных фондов". По большому счету фонд - это всего лишь большой "насос" для сбора средств, сам он не размещает свои собранные активы. Активы фонда - совокупность средств, отраженных на именных счетах. Сам он финансово-хозяйственную деятельность ведет только для того, чтобы обеспечить ведение уставной деятельности. Всю же инвестиционную деятельность должны вести другие юридические лица. Они обозначены здесь как компании по управлению активами фондов.

Есть еще одно очень интересное положение: "Указанные компании несут имущественную ответственность за сохранность активов негосударственных пенсионных фондов и обеспечение минимального уровня рентабельности, устанавливаемого Правительством Российской Федерации". Понятно, что компания по управлению активами - это прообраз трастовой компании, то есть финансовый посредник. Естественно, что имущественную ответственность эти учреждения несут согласно своей организационно-правовой форме и наложить большее взыскание вам не удастся. То есть, если вы передаете средства в компанию, у которой 10000 руб. уставного капитала, то при наступлении какого-то неблагоприятного события больше, чем уставный капитал, вы с нее получить не сможете. Для финансового посредника уставный капитал имеет смысл некоего залогового фонда, на который можно обратить взыскания в случае невыполнения им своих обязательств. Классический пример- это банки. Часть своих средств они просто депонируют на счет Центрального банка, эти средства изначально предназначены для того, чтобы в случае невыполнения банком каких-то своих обязательств они могли бы пойти на их погашение.

В тексте упомянут минимальный уровень рентабельности, устанавливаемый Правительством Российской Федерации. Действительно, планировалось, что фонды должны обеспечить прирост собранных средств не ниже какого-то определенного уровня рентабельности, установленного постановлением Совета Министров РФ. Можно, конечно, ставить вот такую планку для минимального уровня рентабельности и знать ее как нижнюю границу, но, естественно, это не тот реальный уровень рентабельности, которого следует достигнуть. Нужно ориентироваться хотя бы на такой уровень, который позволит отследить инфляцию.

Следующий пункт указа. "Для содействия развитию и осуществлению контроля за деятельностью негосударственных пенсионных фондов образовать при Министерстве социальной защиты населения инспекцию, возложить на указанную инспекцию регистрацию и лицензирование негосударственных пенсионных фондов и компаний". На сегодняшний день инспекция - орган еще не созданный.

Регистрация на сегодняшний день производится органами местной администрации, и в будущем мало вероятно, что она будет проводиться в инспекции.

Небольшое предложение в самом начале Указа: "В целях улучшения пенсионного обеспечения граждан и защиты их сбережений от инфляции". Из этого следует, что деятельностью фонда является дополнительное добровольное пенсионное обеспечение граждан и основная ее цель - хотя бы уберечь сбережения от инфляции. Если удастся выйти хотя бы на несколько процентов больше, чем инфляция, то хорошо заработают и пенсионные схемы; и фонд как структура, предоставляющая определенную услугу, станет очень привлекательным в глазах будущих его потенциальных вкладчиков и участников.

Про межведомственную комиссию. Межведомственная комиссия по оценке рисков инвестиций планируется как законодательный орган, облеченный определенными полномочиями, с тем, однако, что его решения имели бы рекомендательный характер. Шла долгая дискуссия о том, как воспринимать решения межведомственной комиссии, если она постановила, чтобы все вкладывали средства в определенную ценную бумагу, а получилось не очень хорошо. Кто будет нести ответственность за эти рекомендации. В общем, это скорее рекомендательный орган, в функции которого должны входить всевозможные оценки рисков, разработка инвестиционных проектов и другая подобного рода деятельность.

Пункт 6 Указа. "Правительству Российской Федерации в трехмесячный срок представить предложения о возможности исключения из подлежащих налогообложению доходов физических и юридических лиц сумм взносов в негосударственные пенсионные фонды, а также возможности освобождения от налогообложения доходов от инвестиций негосударственных пенсионных фондов". Действительно, вопрос очень важный. Но нужно понимать нашу экономическую ситуацию. Во время экономического спада предоставление налоговых льгот очень болезненно для государства, и на сегодняшний день Министерство финансов стоит достаточно жестко на том, что предоставление налоговых льгот - это не вопрос этого года, а вопрос, связанный с отдаленным будущим, со стабилизацией.

Последнее положение. "Министерству социальной защиты населения, Министерству экономики, Министерству финансов, Госкомимуществу, Министерству юстиции с участием Центрального банка, других заинтересованных министерств и ведомств в трехмесячный срок разработать и представить в Правительство Российской Федерации проект положения о самих фондах, об инспекции негосударственных пенсионных фондов, о компаниях по управлению активами и постановления о минимальном уровне рентабельности". Следует обратить внимание, что такие документы всегда создаются как примерный договор между фондом и вкладчиком и договор на управление активами, то есть появление их очень даже вероятно, имеются в виду договора.


"Пограничное" законодательство


Указ предусмотрел, что фонд является некоммерческой организацией, но есть одна интересная особенность: федерального закона о некоммерческих организациях на сегодняшний день нет. Тем не менее правовой вакуум в области некоммерческих организаций ликвидирован в целом ряде регионов. В Москве приняты два постановления: одно о регистрации некоммерческих организаций, другое - о деятельности некоммерческих организаций. В рамках этих двух положений в Москве фонды регистрируются как некоммерческие организации. Есть положение о некоммерческих организациях в Брянской области. В Петербурге фонды регистрируются как некоммерческие организации. Кроме того, если возникают трудности в регистрации некоммерческой организации, администрация может зарегистрировать фонд по Закону РФ "О предприятиях и предпринимательской деятельности" в виде товарищества с ограниченной ответственностью.

Указ N 2296 от 24 декабря 1993 г. используется при урегулировании взаимоотношений между фондом, вкладчиком (предприятием) и участником, а также между фондом и компанией по управлению активами.

В Законах РФ "О подоходном налоге с физических лиц" (ст.3) и "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (ст.7) говорится о возможных льготах по налогообложению для участников (физических лиц) и вкладчиков (предприятий) в негосударственные пенсионные фонды.


3. Основы функционирования НПФ


3.1. Субъекты деятельности


В системе негосударственных пенсионных фондов можно выделить следующих субъектов.

Первое, самое основное действующее лицо - вкладчик. Вкладчиком сегодня может быть как предприятие, так и физическое лицо, когда оно платит само за себя.

Второй субъект, действующий на рынке системы негосударственного пенсионного обеспечения, - это участник. Участник - физическое лицо, в пользу которого вкладчик перечисляет пенсионные взносы. Если человек платит сам за себя, то тогда он одновременно является и вкладчиком, и участником. Обязанности вкладчика и участника не совпадают.

Следующий субъект - сам негосударственный пенсионный фонд. Далее - компания по управлению активами, сокращенная аббревиатура КУАП (компания по управлению активами пенсионных фондов).

В самой системе негосударственных пенсионных фондов обязательно должны присутствовать страховые компании. Дело в том, что перечисление денег с одного расчетного счета на другой сегодня дело рискованное, поэтому любая передача денег между вкладчиком и фондом, фондом и управляющей компанией и возможные риски по инвестициям должны страховаться. В любом случае данная система негосударственых пенсионных фондов без нормального страхования существовать не может. Поэтому в эту систему обязательно должны войти страховые компании.

Следующий субъект - это банки. Они обслуживают всю систему и в финансовом плане. Вполне вероятно, что по мере развития рынка негосударственного пенсионного обеспечения будут созданы и специализированные банки либо при банках будут созданы специализированные подразделения, которые будут обслуживать непосредственно негосударственные пенсионные фонды.

Далее - инспекция негосударственных пенсионных фондов. Это сегодня чисто гипотетический орган, который еще не создан.

Далее - межведомственная комиссия по оценке риска инвестиций. Тоже очень смутное образование. Дело в том, что не совсем понятна компетенция межведомственной комиссии. Если она будет работать в рекомендательном плане, то ее рекомендации для исполнения фондами не обязательны. Если же она будет работать не в рекомендательном плане, а диктовать, куда размещать инвестиции, как их страховать, тогда кто возьмет на себя ответственность в случае неполучения дохода? Естественно, государство должно будет покрыть все убытки. К этому оно сегодня не готово. Поэтому целесообразность образования такого органа сегодня вообще весьма сомнительна. Однако, в соответствии с Указом, комиссию в любом случае образуют, но вот чем она будет заниматься, каковы ее функции - это пока не определено.


3.2. Интересы вкладчиков


Сегодня большинство фондов предпочитает работать с предприятиями, так как работа с физическими лицами очень сложна и не совсем корректна. Люди не готовы отдавать сегодня часть своих накоплений в долгосрочные проекты. Тем более, что нам не известны фонды, которые давали бы положительный инвестиционный доход. Это означает, что каждый вложенный рубль будет катастрофически таять и через 10 лет это будет не рубль, а копейка. Поэтому все, что сегодня фонды реализуют, зиждется на принципе пирамиды: те, кто придут потом, будут оплачивать тех, кто впереди. Обязательства этих фондов нереальны. Почему нереальны? Фонды можно разделить на две большие группы: фонды с установленными взносами и фонды с установленными выплатами. Это деление определяется формой собственности на средства фонда. В том случае, когда человек является собственником денег, которые он внес, это - фонд с установленными взносами. Инвестиционный доход, который получается при размещении таких денег, тоже начисляется, за вычетом небольших издержек, на именной пенсионный счет этого человека. Это - его собственность. Человек 10, 20, 30 лет накапливает эти деньги на пенсионном счете. Когда он достигает определенных условий, то начинает выбирать эту сумму либо сразу, либо определенными частями. В случае его смерти наследники могут претендовать на вклад, так как это - его собственность.

Фонды же, которые работают с установленными выплатами, обещают вам, допустим, 500 долларов ежемесячно при достижении каких-то условий и соизмеряют эту сумму с той, которую должны брать с вас сегодня. В условиях неразвитого финансового рынка, непредсказуемой инфляции процент ошибки при таких расчетах близок к 99. Поэтому фонд, который работает с постоянной выплатой, должен являться собственником вложенных денег. Только тогда он может активно использовать все страховые случаи: если человек не достиг пенсионного возраста по причине смерти, то та сумма, которая является собственностью фонда, перераспределяется на людей, которые достигли пенсионного возраста, и за счет этого фонды могут существовать. Второй момент. Во всем мире фонды с определенными выплатами всегда имеют финансового гаранта. Обычно эти фонды используются внутри определенного предприятия. Предприятие в том случае, если фонду не хватает средств для выполнения своих обязательств, доплачивает эту сумму. Вряд ли кто сегодня выступит финансовым гарантом фонда, и никакой размер уставного капитала, каким бы он ни был (они в большинстве случаев сегодня дутые), не является гарантией выплат. Так что сегодня в рекламах фонды обещают больше того, что они реально смогут выплатить, по крайней мере необоснованно обещают.


3.3. Именной пенсионный счет


Именной пенсионный счет - это запись, которая обязательно отражается либо в учетной карточке, либо на магнитном носителе. Именной пенсионный счет должен открываться фондом сразу же после того, как поступили деньги на его расчетный счет. То есть любая сумма, которая приходит, должна быть обязательно персонифицирована и сразу же зачисляться на счет конкретного человека. С чем это связано? Большинство предприятий-вкладчиков хотят открывать именные пенсионные счета в самый последний момент или тянуть как можно дольше, не давая раскладки по людям. Это происходит в связи с тем, что кто-то из сотрудников может уволиться, либо у администрации есть какие-то личные интересы и она в последний момент хотела бы перераспределить всю эту сумму. Однако рано или поздно в фонд придут те люди, на которых якобы предприятие перечисляло средства, и фонду придется судиться с ними, а не разбираться с администрацией вкладчика.


3.4. Пенсионные взносы


Пенсионные взносы фонду выгодно принимать в денежной форме. В виде ценных бумаг и других неденежных активов принимать взносы сегодня не очень корректно, так как реальной рыночной стоимости ценных бумаг сегодня не существует: нет рынка ценных бумаг и котировки тех бумаг, которые вроде бы на сегодня ликвидны, являются, как правило, дутыми. Получается, что если фонд берет акцию, цена которой сегодня известна, и эту цену занижает, то приносит ущерб данному человеку. Если фонд завышает стоимость ценной бумаги, то это идет в ущерб другим людям. То же происходит и с квартирами. Когда фонд принимает вклад в виде квартиры либо определенных прав на ее использование, то оценивает это в денежном выражении. Сегодня цены на недвижимость начинают стабилизироваться и не исключено понижение этих цен. В некоторых регионах это уже произошло. Поэтому если сегодня даже по рыночному курсу оценивать какой-то вклад в виде недвижимости, то через несколько лет стоимость этого вклада может уменьшиться, и будет невозможно вернуть первоначальную сумму. Поэтому к таким вещам нужно относиться очень осторожно.

Как сегодня предприятия осуществляют пенсионные взносы? Существуют три варианта: либо их перечисляют предприятия, либо их перечисляет сам работник, либо перечисляет работник совместно с предприятием.

В условиях системы добровольного негосударственного пенсионного обеспечения наиболее справедливо было бы платить работодателю за своих работников. Если будут платить сами работники, то низкооплачиваемые работники этой услугой пользоваться не станут, а будут пользоваться только высокооплачиваемые работники. И если будут даны налоговые льготы, то окажется, что люди с большими доходами получат дополнительные льготы, а те, у кого и так доход низкий, этих льгот не получат.

Если сделать обязательной систему негосударственного пенсионного обеспечения, то есть снизить страховой тариф в государственный пенсионный фонд, который сегодня 28 + 1 процент, и сделать, скажем, 20 процентов в государственный фонд и 8 процентов в дополнительную систему, то тогда, по экономической теории, будет все равно, кто будет делать взносы: работодатель или работник. Если взносы будет делать работодатель, то он занизит зарплату, а если работник, то он будет просто соответствующую часть выделять. Но с точки зрения осознания ответственности за использование этих средств лучше, когда платят и работник, и предприятие.


3.5. Состав работников, попадающих под пенсионное обеспечение


Администрация предприятия всегда будет стремиться к тому, чтобы ограничить круг работников, за которых она будет перечислять деньги. Поэтому состав работников необходимо определить законодательно.(В частности, в США установлено, что если предприятие вступает в какой-то пенсионный фонд или создает пенсионный фонд для своих работников, то работники не моложе 18 лет, проработавшие не меньше года и не менее 1000 часов в год, подлежат дополнительному пенсионному обеспечению). Сегодня у нас не определено, какие категории работников предприятия, вступившего в негосударственный пенсионный фонд, должны обязательно делать пенсионные взносы. Это задача фонда и задача профсоюзных комитетов данных предприятий. То есть, если есть сильный профсоюз, он может пролоббировать администрацию и провести определенную работу с фондом и с определенной категорией работников. Профсоюз может включить положения о дополнительном пенсионном обеспечении в коллективный договор, и тогда это будет обязательно для исполнения администрацией.


3.6. Право распоряжения накоплениями


Существует понятие "вестинг". Это срок, в течение которого участник фонда не имеет права распоряжаться суммой на именном пенсионном счете.

Если предприятие-вкладчик перечисляет для своих работников - участников фонда деньги на именные пенсионные счета, оно, естественно, намерено с их помощью решать и кадровые проблемы. Предприятие всегда заинтересовано простимулировать тех работников, которые длительное время работают на данном предприятии. Поэтому оно совместно с фондом должно установить определенный срок. На Западе этот срок обычно 5 лет. У нас можно сделать два или три года в зависимости от ситуации, сложившейся на рынке труда. Что будет значить срок 3 года? Он позволит предприятию сохранить перечисленные на работника в негосударственный пенсионный фонд средства, если тот уволится ранее установленного срока. Таким образом, у предприятия появляется стимул вкладывать средства из прибыли в фонд, а, например, не в страховую компанию, которая сегодня моментально возвращает эти деньги работнику, превращая это в одну из форм выплаты заработной платы.

Получается, что действуют два ограничения для участника фонда: первое - вестинг, то есть срок, в течение которого предприятие ограничивает человека в распоряжении вложенной суммой; второе ограничение - по достижении человеком пенсионного возраста.


3.7. Инвестиционные доходы


У нас фонд является некоммерческой организацией, так что он чем-то похож на чековый фонд. Так же как у чекового фонда, у пенсионного фонда должно быть специализированное подразделение, которое ведет именные пенсионные счета, скажем условно, депозитарий, где хранятся активы в той или иной форме. У пенсионного фонда так же, как у чекового, существуют управляющая компания и сам фонд.

Фонд можно представить как некую законодательную власть, расчетный счет, денежный мешок. Такой денежный мешок, в котором законодательная власть является неким "горлышком", которое она открывает шире или уже. Управляющая компания - это рука, которая берет деньги, приращивает и кладет назад, а вынимает их для того, чтобы осуществлять пенсионные выплаты.

Фонд должен вести хозяйственную деятельность, поскольку это необходимо для его функционирования: оплаты труда персонала, закупки вычислительной техники, перечисления арендной платы и т.д. Получается, что фонд в начале финансового года должен утвердить смету своих расходов на весь год по аналогии с бюджетной организацией, с определенными поправочными коэффициентами на инфляцию, которые можно раз в квартал, либо даже раз в месяц, менять. Все остальные деньги (кроме денег по данной смете) должны передаваться управляющей компании. Она приращивает эти деньги и передает за вычетом своего вознаграждения, которое тоже заранее устанавливается в начале финансового года, обратно в фонд. Фонд все средства, кроме тех, что установлены по смете, должен начислить на персональные пенсионные счета. Фонд должен отдавать людям практически весь доход за исключением небольших издержек. Естественно, люди, которые сегодня создают фонды, этого делать не хотят. Они работают по фиксированной ставке, скажем, у большинства фондов 200-210 процентов. То есть обещают сегодня человеку начислять на его именной пенсионный счет данный процент, а все, что сверх того, фонд оставляет на свое существование и существование компании. Такая система, по большому счету, на является фондом, потому что нарушает одну из основных целей создания фонда - сбережение средств от инфляции. А сегодня 210 процентов не есть сбережение средств.

Управляющая компания должна быть достаточно устойчивой в финансовом отношении и очень мощной. То, что сегодня делается на финансовом рынке, когда акционерные общества, имея уставный капитал в несколько миллионов или сот рублей, имитируют триллионы или сотни миллиардов рублей - это неправильно. В любом случае, если фонд берет в доверительную собственность, скажем, миллиард тех же пенсионных активов, то его уставный капитал должен быть соизмерим с этой суммой, чтобы он мог нести ответственность, и ни в коем случае этот капитал не должен быть миллион или 10000 рублей, как у маленького ТОО. Раньше или позже эти ограничения будут поставлены для любой финансовой компании, которая работает с привлеченными средствами.


3.8. Сложившееся деление фондов


Существуют корпоративные фонды - когда определенная отрасль или определенное предприятие внутри себя создают фонд. Это сегодня наиболее сильные и перспективные фонды. Перечислим фонды, которые начали создаваться по отраслям: фонд по линии Минобороны (есть даже специальное поручение Правительства по поддержке и помощи в становлении именно такого фонда); фонд концерна "Росуголь" (он сейчас регистрируется); фонд РАО "ЕЭС", бывшего Министерства металлургии, и др. Это глобальные фонды, которые пытаются объять отрасль.

Есть фонды, которые создаются по чисто корпоративному принципу - когда в какой-то отрасли несколько предприятий объединяются, чтобы для своих сотрудников сделать такой фонд. Почему они на сегодня наиболее жизнеспособны и устойчивы? Им очень просто собрать статистику о тех профессиональных группах, которые они будут обеспечивать, обслуживать через свои отделы кадров, свои вычислительные центры и научно-исследовательские институты. Поэтому они всегда сами готовы профинансировать своих работников, знают всю статистику, все проблемы, которые связаны с людьми, с миграцией кадров именно в данной отрасли, с утечкой кадров, с пенсионными проблемами.

И есть фонды, которые ориентируются на работу по регионам. Но если они не имеют сегодня поддержки местной администрации, то это заведомо мертворожденное предприятие.


4.Пенсионные схемы


Пенсионная схема - это важнейшее решение, которое принимает организуемый пенсионный фонд.

Пенсионная схема - это некий алгоритм, который описывает, как и в какие сроки собирать взносы.

Рассмотрим две основные схемы. Первая основана на сберегательном принципе (сберегательная), вторая - на страховом (страховая).

Пенсионная схема, основанная на сберегательном принципе, в классическом варианте выглядит следующим образом: на участника в пенсионном фонде заводится именной пенсионный счет (иногда его называют персональным пенсионным счетом), на который вкладчик перечисляет деньги. Эти деньги, как только попадают на счет, становятся собственностью данного участника. До выхода участника на пенсию его средства увеличиваются за счет, во-первых, прироста дохода, во-вторых - поступления новых взносов. К моменту выхода на пенсию на его счете накапливается некоторая сумма, и участник делает распоряжение относительного того, как ему выплачивать пенсию. Пенсия, какой бы она ни была, выплачивается в пределах той суммы, которая есть на именном пенсионном счете. Если участник умирает, все равно до выхода на пенсию или после, весь остаток средств на его пенсионном счете достается наследникам согласно Гражданскому законодательству. Основная идея сберегательных пенсионных схем заключается в том, что каждый участник копит себе на пенсию сам, именно себе и никому больше. Все средства на его счете - это его собственность, и распоряжается ими он, больше никто это делать не может. Если участник дожил до пенсионного возраста, тогда он выбирает, какую пенсию ему платить. Обычно это три варианта. Первый вариант - единовременная пенсия, то есть он забирает все деньги сразу. В качестве комментария: в странах со стабильной экономикой это крайне невыгодно, потому что налог очень большой, но в наших условиях это выгодно, потому что инфляция не успеет их съесть (чем быстрее деньги забрать, тем меньше они обесценятся). Второй вариант - деньги выплачиваются равными долями в течение заранее оговоренного времени, обычно это 5-10 лет, очень редко - меньше и довольно редко - больше. Третий вариант - деньги выплачиваются не равными долями, например пенсия выплачивается пропорционально минимальной государственной пенсии или изменяется в соответствии с уровнем инфляции. Суть в том, что как бы эта пенсия ни индексировалась, как бы она ни изменялась, выплата ее производится до тех пор, пока на счете участника есть деньги. Как только деньги кончаются, выплата пенсии прекращается. Сейчас это наиболее популярная схема, используемая российскими пенсионными фондами. Это происходит по одной единственной причине: так как размер пенсии определяется исходя из накоплений участника и больше ни от чего не зависит, то в этих схемах пенсионные фонды, по сути, не берут на себя никаких обязательств. И на самом деле, если посмотреть правила пенсионного фонда, работающего по сберегательной схеме, то выяснится, что единственное обязательство, которое он на себя берет, - это обязательство типа "обеспечить начисление дохода на именные пенсионные счета не ниже, чем ставка сбербанка по годовым депозитам". Сами понимаете, что такие обязательства очень трудно нарушаемы, если их специально не нарушать. Если пенсионный фонд имеет хоть какую-нибудь инвестиционную политику, то он получит заведомо больше, чем сбербанк. С другой стороны, в рекламных целях пенсионные фонды вынуждены делать какие-то обещания, причем чаще всего пенсионные фонды обещают что-то типа "мы обеспечим на ваши именные пенсионные счета максимально возможные инвестиционные доходы, вложим ваши деньги в наиболее рентабельные отрасли экономики и так далее"; в общем, все мы смотрим телевизор и знаем, что звучит в рекламе. Фактически никаких юридически зафиксированных обещаний там нет, указана только нижняя граница, чаще всего минимальная. Получается, что в сберегательных схемах риск при вложении денег ложится на самого участника; фонд, по сути, никакой ответственности не несет.

Теперь о пенсионных схемах, которые чаще всего встречаются на Западе. Назовем их страховыми. Идея этих схем такая: на пенсию себе копит не каждый конкретный человек, а некая группа людей, участников пенсионного фонда, то есть пенсия им будет выплачиваться из тех денег, которые они вместе накопили, но строгого разделения средств между членами этой группы нет, деньги более или менее общие. Получается очень просто: деньги, которые поступают в пенсионный фонд, вносятся в пенсионный резерв, но тем не менее на каждого участника заводится некий лицевой счет, куда записывается, какая у него была зарплата. Почему зарплата: потому что взнос обычно исчисляется в процентах от зарплаты. Учитывается, сколько взносов поступило на данного конкретного участника, но, в отличие от сберегательных схем, эти деньги собственностью участника не являются. В случае, если участник умирает, деньги перераспределяются между остальными участниками фонда. В этом существенное отличие. То же самое происходит и в других случаях, например когда участник увольняется с предприятия и уходит из пенсионного фонда. Точнее, здесь есть два варианта: первый вариант - деньги ему не отдаются, а перераспределяются между другими участниками, второй вариант - деньги отдаются ему, но не те, какие он получил бы, если бы у него был именной пенсионный счет. Отдается ему так называемый пенсионный резерв: то, что пришлось бы на него, если бы все имеющиеся деньги разделить на всех участников в соответствии с некоторыми правилами, обычно в соответствии с размером зарплаты. Пенсионные фонды, которые чаще всего работают с этими пенсионными схемами, пытаются записать в свои документы, чтобы выкупная сумма, которая отдается в случае ухода участника, была как можно меньшей. То есть, если участник получает пенсию, то на него денег уходит больше, чем если он их просто забирает.

Если участник доживает до пенсии, то ему начинают выплачивать пенсию не менее заранее оговоренного размера. Размер обычно оговаривается при вступлении участника в фонд. Пенсия увязывается с зарплатой участника, пока он состоит в пенсионном фонде. В наших условиях наиболее употребим следующий вариант: берется средняя зарплата не за последний год, а за несколько лет, скажем 5 или 10 (в условиях инфляции ее нужно индексировать соответствующим образом), и от нее высчитывается пенсия. Примерно так у нас считают государственную пенсию, там есть коэффициенты, к каждому году привязан определенный коэффициент, у текущего года коэффициент 1, чем дальше от нынешнего года, тем коэффициент больше. Таким образом учитывается инфляция за последнее время. То же самое можно делать и в негосударственных пенсиях. Пенсия определяется заранее, при вступлении участника в фонд, взносы нужно брать до того, как участник получил пенсию, поэтому проводятся специальные расчеты, актуарные расчеты, которые определяют, сколько же нужно брать денег на каждого конкретного участника, чтобы можно было обеспечить ему обещанную пенсию.

В этих пенсионных схемах, как нетрудно видеть, инвестиционный риск ложится, по существу, на пенсионный фонд, а не на его участников. Пенсионный фонд берет на себя все обязательства сразу, сколько кому платить, и, естественно, если он пообещает очень мало, то к нему просто никто не пойдет, поэтому обещают что-то реальное, разумного размера. Большое значение здесь приобретает прогноз данных, которые оказывают влияние на размер пенсии участника, то есть на изменение размера средств пенсионного фонда: во-первых, это статистические данные по смертности, по инвалидности и т.д.; во-вторых, данные по демографическому составу предприятия (точнее, участников пенсионного фонда), имеется в виду возрастной и половой состав; в-третьих, это данные по зарплате. Кроме того, нужен прогноз экономических показателей.

Основной принцип страховых схем - кто живет дольше, получает пенсии за счет тех, кто умирает раньше. Поэтому ни о каком наследовании здесь речи нет.


5.Проблемы создания и функционирования системы негосударственных пенсионных фондов


Прошло почти 3 года со времени начала подготовки базы для создания негосударственных пенсионных фондов. Система этих фондов развивается. Уже создано около 200 негосударственных пенсионных фондов. С какими же проблемами им приходится сталкиваться?

Во-первых, это неразвитость законодательной базы. Сейчас есть только Указ Президента от 16 сентября 1992 г. N 1077, других законов нет. В Указе записано лишь незначительное количество положений, которые регламентируют деятельность фондов. Этого явно недостаточно, чтобы приступить к созданию, а тем более нормальной деятельности нового социально-экономического института. Нет продолжения Указа. Явно устарел Гражданский кодекс. Нет законодательства о некоммерческих организациях. Фонды не вправе заниматься коммерческой деятельностью, а что такое "некоммерческая организация", сегодня никто не может сказать. Нет законодательства о трастах. Хотя в работе фондов получается как бы двойной траст. Участники (плательщики) фонда доверяют ему свои средства, а он, в свою очередь, доверяет активы специализированным компаниям по управлению. Сам факт трастового управления есть, но нет положения о трастах.

Во-вторых, новизна и неизученность этой проблемы в России. Опыт других стран не подходит нам в полной мере из-за специфических условий внутри страны. Общие принципы одинаковы, а сама система в каждой стране построена по-разному.

В-третьих, экономические сложности. Высокие темпы инфляции мешают обеспечению нормальной деятельности фондов. Проблема в том, как сохранить реальное содержание пенсионных накоплений во времени: средствами участников фонда рисковать нельзя. Вложить средства с минимальным риском, чтобы доход от них перекрывал инфляцию, весьма сложно: есть лишь очень узкие секторы в экономике, где это можно сделать. К тому же добавляется тяжелое финансовое положение предприятий. Только пенсионные взносы граждан не могут обеспечить нормальную работу пенсионного фонда. Главная ставка должна быть на работодателя, а работодатель - это предприятие. Предприятия (основная масса) находятся сейчас в тяжелом финансовом положении, и это продолжится еще некоторое время. Работодатель не в состоянии гарантировать или предусмотреть в своих финансовых планах выделение какой-то части прибыли в пенсионный фонд.

Ставка на вклады граждан в пенсионный фонд тоже ненадежна, так как пенсионные фонды могут обещать отдачу только через 10-15 лет, что не очень привлекательно, когда на рынке существует масса ценных бумаг, которые обещают отдачу через считанные дни. Кроме того, наше население не обладает в массе своей достаточными денежными средствами, и тактика на привлечение пенсионных взносов граждан навряд ли себя оправдает.

Следует учитывать и то, что наше население не приучено заботиться о накоплениях, как в развитых странах капитализма.

Серьезное препятствие сегодня, а также в ближайшей перспективе - прогнозируемое массовое банкротство предприятий. Пенсионный фонд в связи с этим может не получить определенных сумм по договору. Фонд может также не получить денег при смене собственника предприятия.

В-четвертых, профсоюзы не готовы для участия в этой деятельности. Они должны быть союзниками фондов и заставлять предприятия перечислять туда часть прибыли. Но профсоюзы еще не нашли своего места в новых условиях и пока довольно пассивны.

Наконец, организационные проблемы.

Отсутствуют квалифицированные кадры, которые могли бы вести на должном уровне эту работу. Нужны кадры для управления активами пенсионных фондов, а наиболее подготовленные работники уже задействованы в других местах и хорошо оплачиваются.

В связи с этим, наметившаяся высокая активность и радует, и вызывает в то же время определенное беспокойство. Результаты деятельности фондов непредсказуемы, а ошибки могут подорвать к ним доверие.

Приведем факты, вызывающие особую озабоченность:

- некомпетентное управление фондами, создание фондов по образцам зарубежных стран, без учета нашей специфики;

- низкое качество учредительных документов (например, в уставе одного из фондов написано, что он страхует от безработицы, открывает магазины, строит жилье, выдает ссуды и кредиты, а все это вовсе не относится к деятельности негосударственного пенсионного фонда);

- низкая квалификация учредителей (в одном из фондов учредители не представляли, что такое актуарные расчеты и надо ли их проводить);

- несерьезное отношение к использованию собранных средств (несвоевременно ставится вопрос о привлечении управляющей компании);

- свободная трактовка вопроса о собственнике пенсионных накоплений;

- включение в договоры с участниками фонда практически нереализуемых обещаний (например по определению размера будущих пенсий в процентах от последнего заработка), появление недобросовестной рекламы.

Несмотря на все эти сложности, система негосударственных пенсионных фондов представляется нам очень полезной, ориентированной на интересы работников и предпринимателей. И при определенной поддержке государства (прежде всего в части налогообложения) у нее может быть большое будущее.


(По материалам семинаров АКДИ)

июль 1994 г.


Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".

Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".

Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение