О необходимости получения лицензии на транспортные услуги, производимые АООТ только для внутренних нужд общества (Выпуск 18, декабрь 1994 г.)

621. Наше акционерное общество открытого типа, производящее товары народного потребления, имеет свой транспорт и осуществляет для себя поставку грузов, комплектующих и т.п., хотя в уставе общества транспортно-экспедиционная деятельность не предусмотрена. Транспортные услуги сторонним организациям мы не оказываем и, соответственно, не получаем от этой деятельности прибыль для общества. Необходимо ли нашему обществу получение лицензии на транспортные услуги?

Просим вас разъяснить Постановление Правительства РФ от 26.02.92 N 118 "Об утверждении положения о лицензировании перевозочной, транспортно-экспедиционной и другой деятельности, связанной с осуществлением транспортного процесса, ремонтом и техническим обслуживанием транспортных средств на автомобильном транспорте в РФ".


Положением о лицензировании перевозочной, транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 1992 г. N 118, предусматривается лицензирование деятельности предприятий, осуществляющих перевозки грузов.

В п.3 данного положения приводится исчерпывающий перечень перевозок, не подлежащих лицензиpованию, а именно:

а) технологические перевозки, без выхода на дороги общего пользования;

б) перевозки, осуществляемые автотранспортном колхозов, совхозов, крестьянских (фермерских) хозяйств;

в) перевозки, осуществляемые по специальным постановлениям Правительства Российской Федерации;

г) перевозки, связанные с ликвидацией последствий стихийных бедствий;

д) перевозки, осуществляемые специальными и учебными автомобилями;

е) перевозки автотранспортными средствами, принадлежащими учреждениям здравоохранения, Министерству связи РФ, вооруженным силам, органам государственной безопасности и внутренних дел.

Исходя из приведенных в письме данных, можно заключить, что осуществляемые вашим предприятием перевозки не попадает в данный перечень.

Предложенное вами толкование понятия "деятельности", как оказание услуг за плату не имеет подтверждения в существующих правовых актах и является суженным (например, см. ст. 49 ГК РФ). Такой же вывод следует из Постановления Пленума Высшего арбитражного суда РФ от 22 декабря 1992 г. N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами Основ гражданского законодательства СССР и республик на территории РФ", в п.5 которого указывается, что деятельность юридического лица, соответствующая его уставным задачам, даже при отсутствии прямых указаний об этом в его учредительных документах (в частности ... транспортная деятельность промышленных предприятий и т.п.), признается правомерной. То есть, тот факт, что в уставе предприятия не предусмотрена деятельность, связанная с оказанием транспортных услуг, не будет принят во внимание контролирующими органами.

В связи с этим, к сожалению, у вашего предприятия нет законных оснований не проводить лицензирование транспортной деятельности.

При решении вопроса о лицензировании транспортной деятельности вашего предприятия рекомендуем вам руководствоваться следующим.

Согласно разъяснению Высшего арбитражного суда Российской Федерации (письмо от 19.01.93 N С-13/ОП-19ВЯ-21) если деятельность, для занятия которой необходима лицензия, осуществляется без лицензирования, то она рассматриваться как незаконная и в случае выявления таких фактов контролирующие органы должны обращаться в арбитражный суд с исками о признании недействительными любых сделок, направленных на получение прибыли от такой деятельности и о взыскании в доход государства всего полученного по сделкам. Так как в вашем случае сделок не совершается, то отсутствуют основания для предъявления исков.

К должностным лицам предприятия, осуществляющего транспортную деятельность без лицензии могут быть применены санкции, оговоренные ст. 157-3 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях: "Осуществление подлежащей лицензированию деятельности на транспорте без специального разрешения (лицензии) влечет наложение штрафа на граждан и должностных лиц в размере от 3 до 5 минимальных размеров оплаты труда."

А. Уткин

Выпуск 18, декабрь 1994 г.





Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".

Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".

Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение