О штрафных санкциях в случае занижения суммы одного налога и переплаты другого (Выпуск 12, апрель 1995 г.)

304. Камеральной проверкой отчета банка за II квартал 1994 г., проведенной ГНИ, было установлено неправильное применение банком ставки налога с суммы превышения расходов на оплату труда по сравнению с их нормируемой величиной, что привело к занижению суммы этого налога, подлежащей внесению в бюджет. Одновременно было установлено неправильное исчисление суммы расходов на оплату труда, включаемых в себестоимость услуг банка, что привело к значительному завышению налога. Правомерно ли в этом случае доначисление ГНИ суммы налога, недоплаченной в соответствии с представленным расчетом, и применение штрафных санкций в размере 10 процентов от доначисленной суммы налога?


По результатам камеральной проверки (проверки отчетов и расчетов налогоплательщиков, осуществляемой по каждому конкретному виду налогов в соответствии с действующим законодательством) возможно доначисление налога, а также применение санкций за нарушения, факты совершения которых не требуют документальной проверки. К их числу могут быть отнесены:

- санкция за несвоевременное представление документов, необходимых для исчисления налогов и других обязательных платежей в бюджет;

- пени за несвоевременное перечисление налогов.

По таким нарушениям руководители налоговых органов принимают решения на основании докладных (служебных) записок соответствующих должностных лиц.

Другие санкции, предусмотренные ст.13 Закона "Об основах налоговой системы в РФ", применяются руководителями налоговых органов по актам проверок предприятий, учреждений, организаций (п.3 Разъяснений по отдельным вопросам, связанным с применением мер ответственности за нарушение налогового законодательства (приложение к письму ГНС РФ от 05.03.94 N ВГ-6-14/72 )).

Таким образом, штрафные санкции, предусмотренные ст.13 и взыскиваемые в связи с установлением фактов занижения, сокрытия или неучета объекта налогообложения по результатам камеральной проверки, не налагаются.

ГАРАНТ:

Согласно Инструкции Госналогслужбы РФ от 10 августа 1995 г. N 37 Инструкция N 4 утратила силу с введением в действие названной Инструкции. В настоящее время порядок исчисления и уплаты в бюджет налога на при- быль регламентируется Инструкцией ГНС от 10.08.95 N 37


Кроме того, неправильное исчисление суммы налога не является занижением (неучетом) или сокрытием объекта налогообложения. В данном случае объект налогообложения - сумма превышения фактических расходов на оплату труда по сравнению с их нормируемой величиной (п.11 Инструкции ГНС РФ от 06.03.92 N 4 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций") и неправильное применение ставки налога при расчете его суммы не связано с отражением в бухучете объекта налогообложения. Иными словами, даже в том случае, если применение неправильной ставки налога было обнаружено по результатам документальной проверки, оно не может быть квалифицировано как сокрытие, занижение, неучет объекта налогообложения (п.2 Обзора практики разрешения арбитражными судами споров, касающихся общих условий применения ответственности за нарушение налогового законодательства (приложение к письму ВАС РФ от 31.05.94 N С1-7/ОП-370)).

Указанный Вами десятипроцентный штраф взимается либо за отсутствие учета объектов налогообложения, ведение учета объекта налогообложения с нарушением установленного порядка, повлекшие за собой сокрытие или занижение дохода за проверяемой период, либо за непредставление или несвоевременное представление в налоговый орган документов, необходимых для исчисления и уплаты налога (подп."б" п.1 ст.13 Закона РФ "Об основах налоговой системы в РФ"). Таким образом, в данном случае оснований для взыскания указанных финансовых санкций нет.

Поскольку Закон РФ "Об основах налоговой системы в РФ" (п.1 ст.11) возлагает на налогоплательщика обязанность представлять налоговым органам документы и сведения, необходимые для исчисления и уплаты налогов, то при проведении камеральной проверки единственным источником информации о правильности исчисления налоговых платежей является налоговый расчет, представляемый в ГНИ. В связи с этим в данном случае ГНИ вправе доначислить и потребовать уплатить сумму налога, рассчитанную Вами неверно, с учетом указанной в расчете налоговой базы и установленной Законом ставки налога. Что касается возможной переплаты налога в бюджет, то в соответствии с п.2 ст.8 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" расчет налога производится нарастающим итогом, поэтому при представлении налоговой декларации за 9 месяцев текущего месяца налог должен быть рассчитан с учетом ранее произведенных платежей и внесенных в бухгалтерскую отчетность исправлений. Для зачета излишне внесенных в бюджет сумм налога на прибыль в счет очередных платежей или возврата их из бюджета необходимо представить письменное заявление в налоговый орган (п.35 Инструкции ГНС РФ от 06.03.92 N 4 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций").

Е. Тимохина

Выпуск 12, апрель 1995 г.

Ответ подвергался редактированию в августе 1995 г.





Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".

Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.