О порядке отнесения затрат по ремонту при отсутствии договора аренды (Выпуск 12, апрель 1995 г.)

315. Согласно решению главы Администрации района наша организация освобождена в этом году от арендной платы за используемые помещения.

Договора аренды по этой причине нет.

Имеем ли мы право относить затраты по ремонту данных помещений на издержки обращения?


Согласно подп."е" п.2 Положения о составе затрат ..., утвержденного Постановлением Правительства РФ от 5.08.92, на себестоимость продукции относятся затраты на проведение всех видов ремонта основных производственных фондов (см. также Письмо ГНС РФ от 17.06.94 N ВГ-6-01/213; п.6 Постановления СМ СССР от 22.10.90 N 1072). При этом Положение не уточняет, затраты на ремонт каких основных средств относятся на себестоимость: собственных, арендованных или каких-либо еще.

Тем не менее Положение о бухгалтерском учете и отчетности в РФ, утвержденное Приказом МФ РФ от 26.12.94 N 170, в п.40 определяет, что "основные средства предприятия, учреждения представляют собой совокупность материально-вещественных ценностей, используемых в качестве средств труда и действующих в натуральной форме в течение длительного времени как в сфере материального производства, так и в непроизводственной сфере".

Другими словами, критериями при определении того, что относится к ОС, являются: их целевое использование в качестве средств труда как в процессе производства, так и в непроизводственной сфере, и длительность такого использования. Исходя из этого, следует сказать, что используемые Вами помещения в полной мере являются ОС.

Однако применительно к Вашей ситуации существует один нюанс, заключающийся в том, что все действующие нормативные акты по бухгалтерскому учету предполагают отражение расходов на ремонт только по тем ОС, которые так или иначе отражены на балансе предприятия.

Так, Положение по бухгалтерскому учету основных средств (фондов) государственных, кооперативных (кроме колхозов) и общественных предприятий и организаций, утвержденное Письмом Минфина СССР от 07.05.76 N 30, содержит раздел V "Учет ремонта основных средств (фондов)", который предусматривает варианты учета ремонта только собственных и арендованных основных средств, т.е. тех ОС, которые отражаются на балансе предприятия, производящего ремонт.

Кстати, План счетов и Инструкция по его применению, утвержденные Приказом МФ СССР от 01.11.91 N 56, также предусматривают только два варианта отражения на балансе ОС: собственных (находящихся в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении) - на счете 01 и арендованных - на счете 03.

Более того, применительно к вопросу об отнесении на затраты расходов по ремонту арендованных ОС у арендатора, налоговые инспекции признают правомерность отнесения таких расходов на затраты только при одном непременном условии - если это оговорено в договоре аренды (см. п.17 Письма ГНС РФ от 17.06.94 N ВГ-6-01/213).

Таким образом, если при решении Вашего вопроса руководствоваться положениями бухгалтерского учета, то Вы не сможете произведенные расходы по ремонту помещений отнести на себестоимость, потому как не соблюдена одна из установок бухгалтерского учета - отражение стоимости ОС на балансе.

Однако, возвращаясь к вышеизложенному, следует заметить, что вопрос об отнесении тех или иных расходов на себестоимость - это не вопрос бухгалтерского учета. Положение о составе затрат, обладающее, несомненно, большей юридической силой нежели акты бухгалтерского учета, решение вопроса об отнесении расходов по ремонту ОС ставит в зависимость только и исключительно от целевого назначения и использования этих ОС, а не от того, отражены ОС в балансе или нет. Тем более, что вопрос об отнесении на себестоимость стоит в отношении расходов по ремонту ОС, а не самих ОС.

И если для того чтобы стоимость самих основных средств попала на затраты по производству и реализации продукции (работ, услуг), действительно, необходимо, чтобы эти ОС были отражены на балансе, так как перенос стоимости ОС на затраты осуществляется посредством амортизации, то относительно РАСХОДОВ по ремонту ОС Положение не ставит в зависимость от того, отражены ОС на балансе или нет. Поэтому Вы вправе отнести произведенные расходы на себестоимость.

Практическое списание этих расходов осуществляется одним из двух способов, предусмотренных в п.10 Положения о составе затрат - либо за счет образованного ранее ремонтного фонда, либо по соответствующим элементам затрат, как-то: материальные затраты, затраты на оплату труда, прочие затраты.

Ю. Чинков

Выпуск 12, апрель 1995 г.





Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".

Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".

Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение