О штрафных санкциях при изменении учетной политики в течение отчетного года (Выпуск 13, май 1995 г.)

325. Не успев понять в начале 1993 г. необходимость изменения учетной политики предприятия, к середине года мы не смогли рассчитаться с бюджетом по НДС. Предприятие стало уплачивать налог и представлять налоговый расчет по оплаченным, а не выполненным работам. Могут ли с нас взыскать штрафные санкции?


При ответе на Ваш вопрос необходимо рассмотреть две возможные ситуации.

1. Предприятием в середине года была изменена учетная политика в части определения выручки от реализации работ. Оборот по реализации работ вместо определения по отгрузке стал отражаться по оплате. В связи с этим налоговые расчеты по НДС представлялись по мере оплаты работ.

Порядок организации и ведения бухучета, составления и представления бухотчетности, а также взаимоотношения по этим вопросам предприятий и учреждений с внутренними и внешними потребителями бухгалтерской информации, включая органы государственного управления, определялись в 1993 г. Положением о бухучете и отчетности, утвержденным Приказом МФ РФ от 20.03.92 N 10.

Положение устанавливает основные правила ведения бухгалтерского учета, к числу которых относится принцип соблюдения в течение отчетного года принятой учетной политики отражения отдельных хозяйственных операций оценки имущества (п.6 Положения).

Метод определения выручки от реализации продукции (работ, услуг) устанавливается предприятием самостоятельно при принятии учетной политики на отчетный год, исходя из условий хозяйствования и заключенных договоров (п.70 Положения).

Таким образом, установленный Вами в приказе по учетной политике предприятия на 1993 г. порядок определения выручки от реализации должен был быть неизменным в течение всего отчетного года.

В связи с этим произведенные Вами изменения повлекли за собой нарушения финансово-хозяйственной дисциплины, что, в свою очередь, привело к занижению в отдельных отчетных периодах объекта налогообложения налогом на добавленную стоимость. Иными словами, Вами несвоевременно отражались факты совершения оборотов по реализации товаров (работ, услуг) (ст.3 Закона РФ "О НДС"), поскольку датой совершения оборота считается день поступления выручки на счета в учреждения банков или в кассу - при определении выручки по оплате, а при определении срока реализации по отгрузке - отгрузка и предъявление покупателем расчетных документов (п.2 ст.8 Закона).

Кроме того, расчет и уплата данного налога в бюджет производится не нарастающим итогом в течение года, а ежемесячно (п.1 ст.8 Закона), т.е. есть обороты по реализации, совершенные в одном месяце не могут быть учтены в последующих отчетных периодах.

Учитывая вышеизложенное, налоговая инспекция вправе наложить на Ваше предприятие следующие штрафные санкции:

1) взыскание суммы налога за сокрытый и неучтенный объект налогообложения и штрафа в размере той же суммы (подп."а" п.1 ст.13 закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"). При этом в плане применения ответственности понятия "сокрытие" и "занижение" объектов налогообложения являются равнозначными. Под сокрытием следует понимать невнесение в отчетные документы соответствующих сведений. Занижение может иметь место в случае неправильного заполнения отчетных документов (внесение конкретных сумм не в те графы) (Письмо ГНС РФ от 06.06.94 N ВЗ-6-05/198);

2) штраф за ведение учета объекта налогообложения с нарушением установленного порядка, повлекшее за собой сокрытие или занижение дохода за проверяемый период в размере 10 процентов доначисленных сумм налога (подп."б" п.1 ст.13);

3) взыскание пени в случае задержки уплаты налога - 0,7% неуплаченной суммы налога за каждый день просрочки (подп."в" п.1 ст.13, п.24 Указа Президента РФ от 22.12.93 N 2270 "О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней").

С 1995 г. действует Положение о бухучете и отчетности в РФ, утвержденное приказом МФ РФ от 26.12.94 N 170, положение по бухучету "Учетная политика предприятия", утвержденное приказом МФ РФ от 28.07.94 N 100.

Указанные нормативные акты (п.2.5 положения "Учетная политика предприятия") устанавливают, что способы бухучета, отобранные предприятием при формировании учетной политики, применяются с 1 января года, следующего за годом издания соответствующего документа. При этом внесение изменений в учетную политику возможно только по ограниченному перечню оснований:

- реорганизация предприятия (слияние, разделение, присоединение);

- смена собственников;

- изменение законодательства РФ или в системе нормативного регулирования бухучета в РФ;

- разработка новых способов бухучета (п.2.6 Положения по бухучету "Учетная политика предприятия").

2. Учетная политика предприятия не была изменена, т. е. оборот по реализации работ отражался по мере их выполнения. Однако уплата НДС и представление налоговых расчетов производились по мере оплаты работ.

В соответствии с подп."а" п.1 ст.3 Закона РФ "О НДС" объектом обложения НДС являются обороты по реализации на территории РФ товаров, выполненных работ и оказанных услуг. Уплата налога производится исходя из фактических оборотов по реализации работ за отчетный период. Если предприятие определяет срок реализации по мере выполнения работ, то датой совершения оборота считается их выполнение и предъявление покупателям расчетных документов (ст.8 Закона "О НДС").

Таким образом, в Вашем случае необходимо было уплачивать НДС и представлять расчетные документы по данному налогу в тот отчетный период, когда было отражено совершение оборота по реализации выполненных работ и соответственно наличие объекта налогообложения.

Поскольку указанные действия совершались Вами несвоевременно, то налоговая инспекция вправе наложить на предприятие следующие финансовые санкции:

1) за несвоевременное представление в налоговый орган документов, необходимых для исчисления, а также уплаты налога, - штраф в размере 10% причитающихся к уплате по очередному сроку сумм налога (подп."б" п.1 ст.13 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации").

2) взыскание пени с налогоплательщика в случае задержки уплаты налога в размере 0,7% неуплаченной суммы налога за каждый день просрочки начиная с установленного срока уплаты выявленной задержанной суммы налога (подп."в" п.1 ст.13 указанного Закона, п.24 указа Президента РФ от 22.12.93 N 2270 "О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней").

Е. Тимохина

Выпуск 13, май 1995 г.





Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".

Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".

Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.