О порядке применения льготы для МП по начислению и списанию дополнительной амортизации до 50% первоначальной стоимости основных средств, приобретенных в первый год функционирования (Выпуск 14, май 1995 г.)

389. Каков порядок применения льготы для МП по начислению и списанию дополнительной амортизации до 50% первоначальной стоимости основных средств? Естественно, не все ОС приобретают в первый день с даты регистрации МП. Вопрос в том, какой размер дополнительной амортизации можно законно списать в себестоимость в первый год работы МП, если ОС приобретаются в разные даты в течение этого года?

Рассмотрим на примере. Дата регистрации МП - 10.08.94 (условно), следовательно, льгота действует до 10.08.95.

ОС N 1 было куплено 10.10.94 и введено в эксплуатацию с 01.11.94; на списание дополнительной амортизации осталось 9 месяцев и 10 дней.

ОС N 2 было куплено 10.01.95 и введено в эксплуатацию с 01.02.95; на списание дополнительной амортизации осталось 7 месяцев и 10 дней.

ОС N 3 было куплено 20.07.95 и введено в эксплуатацию с 01.08.95; на списание дополнительной амортизации осталось 10 дней. Неужели во всех вышеизложенных случаях МП имеет право списать в себестоимость 50% первоначальной стоимости ОС? Правда, во всех случаях за разные сроки и соответственно во всех случаях в разных размерах в месяц:

в первом - за 9 месяцев в размере 1/9 от 50% первоначальной стоимости (ПС)?

во втором - за 7 месяцев в размере 1/7 50% ПС ОС?

в третьем - вообще за 10 дней, т. е. в один месяц списать сразу 50% ПС ОС?

По крайней мере, законодатели нигде не утверждают, что так действовать неправомерно. Или мы что-то не знаем? Объясните, пожалуйста, как и в каких размерах точно списывать эту дополнительную амортизацию в первый год работы МП по ОС, купленным в разные даты?

Если мы принимаем, что только в первый год функционирования малого предприятия можно начислять дополнительные 50% износа, то встает вопрос, а как это делать? Вопрос тем острее, чем позже предприятие купило основные средства (чем ближе к окончанию первого года функционирования).


Формально ответ на вопрос содержится в п.8 письма Министерства финансов Российской Федерации от 19.09.94 N 126 "О порядке отражения в бухгалтерском учете и отчетности операций, связанных с применением механизма ускоренной амортизации и переоценкой основных средств по состоянию на 1 января 1995 года":

"В целях стимулирования обновления машин и оборудования малым предприятиям в первый год их функционирования предоставлено право наряду с применением механизма ускоренной амортизации списывать дополнительно как амортизационные отчисления до 50% первоначальной стоимости основных средств со сроком службы свыше трех лет с отражением ежемесячно равными долями в бухгалтерском учете по дебету счетов учета затрат на производство и кредиту счета 02 "Износ основных средств".

То есть ограничений по количеству месяцев письмо Минфина не содержит, а значит, получается: можно начислить дополнительно 50% балансовой стоимости в качестве амортизационных отчислений равномерно в течение даже одного месяца.

Такой подход, безусловно, противоречит одному из основных правил ведения бухгалтерского учета - "правильность отнесения доходов и расходов к отчетным периодам" (п.6 Положения о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации).

Однако можно рассуждать и по-другому. Предприятие, купившее основные средства в тот или иной месяц первого года своего функционирования, должно начислять ежемесячную норму и плюс к ней в оставшиеся до окончания первого года функционирования 1/12 от 50% балансовой стоимости основного средства. Суммы дополнительно начисленной амортизации будут тем менее значительны, и это очевидно, чем ближе к окончанию первого года функционирования предприятия приобретено основное средств.

Такой подход к трактовке равномерного начисления износа еще более противоречит смыслу и цели льготы - поддержке и стимулированию инвестиционной деятельности предприятий малого бизнеса.

Мы сознательно не высказываем по данному вопросу своего мнения, так как здесь можно обозначить, как минимум, два критерия правильности ответа: бухгалтерский и налоговый.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что практика работы российских предприятий остро поставила необходимость более четкой, однозначной трактовки отдельных положений постановления Правительства РФ от 19.08.94 N 967 и механизма его применения и, как следствие, письма Минфина России от 19.08.94 N 126.

Напоминаем, что изложенное выше во многом - личное мнение и рассуждения автора, которыми нельзя неосмысленно руководствоваться при принятии решений.

C. Николаева

Выпуск 14, май 1995 г.





Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".

Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".

Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение