• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

К вопросу о страховых взносах в ПФР (Выпуск 11, апрель 1995 г.)


К ВОПРОСУ О СТРАХОВЫХ ВЗНОСАХ В ПФР...


Продолжающиеся многочисленные споры, возникающие вследствие нечеткого правового регулирования отношений, связанных с порядком уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд России (ПФР) работодателями с сумм, выплаченных в качестве вознаграждения за работу по договорам подряда гражданам-предпринимателям, вынуждают нас в очередной раз вернуться к рассмотрению данного вопроса и по возможности, основываясь на нормативных актах, изложить свои аргументы выработанной нами позиции, которая, к сожалению, отлична от мнения как ПФР, так и Высшего арбитражного суда РФ (ВАС РФ). Следует подчеркнуть, что имеются в виду именно мнения указанных государственных органов, поскольку они нашли свое выражение в актах, не имеющих нормативного характера, т.е. не содержащих общеобязательных правил поведения, которые рассчитаны на неоднократное применение неопределенным кругом лиц.

Суть позиции ПФР достаточно ясно и недвусмысленно обозначена им в письмах от 12.10.93 N ЛЧ-12/4031-ИН и от 31.08.94 N ЛЧ-12-14/4809-ИН, содержащих обзоры практики применения законодательства по вопросам уплаты страховых взносов в ПФР, и состоит в том, что при заключении предпринимателями без образования юридического лица договоров подряда и поручения с работодателями (заказчиками) последние уплачивают в ПФР страховые взносы в размере 28 процентов по отношению к договорной стоимости выполненных работ (вознаграждения за труд), а сами предприниматели - 5 процентов с полученного дохода по данным налоговых органов.

Но если ПФР только констатирует, то в письме ВАС РФ от 30.01.95 N С1-7/ОП-54 "Об отдельных рекомендациях, принятых на совещаниях по судебно-арбитражной практике" содержатся далеко не бесспорные доводы в пользу фискальных органов. Приведем дословное содержание п.4 данного письма:

"4. О порядке уплаты страховых взносов работодателями в ПФР при выплате вознаграждения гражданину-предпринимателю по договору подряда.

В соответствии с Порядком уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в ПФР, утвержденным Постановлением ВС РФ от 27.12.91 N 2122-1, страховые взносы начисляются на все виды оплаты труда (в денежном или натуральном выражении, по всем основаниям), из которых в соответствии с законом РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" начисляется пенсия, в том числе на вознаграждение за выполненные работы по договорам подряда и поручения.

В Положении о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли (утверждено Постановлением Правительства РФ от 05.08.92 N 552), предусмотрено, что в состав затрат на оплату труда включается, в частности, оплата труда работников, не состоящих в штате предприятия, за выполнение ими работ по заключенным договорам гражданско-правового характера (в том числе договор подряда), если расчеты с работниками за выполненные работы производятся непосредственно самим предприятием.

Следовательно, если предприятие заключило договор подряда с гражданином-предпринимателем и произвело с ним непосредственные расчеты за выполненные работы, оно обязано начислить для уплаты в ПФР страховые взносы в установленном размере от суммы, выплаченной гражданину-предпринимателю, независимо от того, что последний уплатил страховой взнос в размере, указанном в Постановлении Верховного Совета РФ от 09.07.93 N 5357-1".

Основным недостатком всех вышеуказанных писем является то, что в них не учитываются особенности правового статуса граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и зарегистрированных в установленном законом порядке.

Анализ норм Гражданского кодекса РФ позволяет выделить следующих субъектов регулируемых гражданским законодательством отношений:

- граждане (физические лица);

- индивидуальные предприниматели;

- юридические лица;

- государственные и муниципальные образования.

Наибольшую сложность с точки зрения определения правового статуса в этом перечне субъектов вызывает гражданин-предприниматель. Однако совершенно очевидно, что индивидуальный предприниматель занимает промежуточное положение между гражданами и юридическими лицами и в одних случаях к нему должны применяться правовые нормы, касающиеся граждан, в других - предприятий. Иными словами, гражданин-предприниматель, оставаясь по своему статусу физическим лицом, в то же время является субъектом предпринимательской деятельности и в этом отношении имеет такие же права и несет те же обязанности, что и юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией (т.е. преследующее извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности).

Сделанные выше выводы подтверждает, в частности, ст.23 ГК РФ 1994 г., согласно которой к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила настоящего Кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения. В дополнение к этому можно отметить, что граждане-предприниматели так же, как и юридические лица, вправе обращаться за защитой своих нарушенных или оспариваемых законных прав и интересов в арбитражный суд (ст.2 АПК РФ).

С учетом изложенных позиций и должна, на наш взгляд, применяться норма Постановления ВС РФ от 09.07.93 N 5357-1 (далее - Постановление), устанавливающая тариф страховых взносов в ПФР. В соответствии с п.1 Постановления тариф страховых взносов в ПФР для работодателей-предприятий, учреждений и организаций установлен в размере 28 процентов по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям, в том числе за выполнение работ по договорам подряда и поручения. Формулировка данной нормы, связывающая такие несоотносимые понятия, как "работодатель" и "договоры подряда и поручения", с правовой точки зрения является неверной, поскольку работодатель может быть стороной только в трудовом договоре (контракте), заключаемом в соответствии со ст.15 КЗоТ РФ. Другой стороной всегда выступает гражданин (работник). Включение же в п.1 Постановления указания на договоры подряда и поручения обусловлено прежде всего тем, что на практике многие предприятия, не принимая во внимание особенности правовой природы гражданско-правовых договоров, тем не менее заключают как со своими, так и с другими работниками (гражданами), по сути, выполняющими те же работы, что и в рамках трудовых договоров (контрактов), договоры подряда или поручения. Немало случаев, когда с работником, работающим по одной специальности или занимающим определенную должность, заключаются два договора (например, трудовой и договор подряда), на основании которых он получает денежную сумму в качестве оплаты его труда (заработную плату, вознаграждение).

Понимая, что установившаяся практика не может служить обоснованием занятой позиции, проведем юридический анализ нормы, закрепленной в п.1 Постановления. Отсутствие указания на субъектный состав договоров подряда и поручения дает основание работникам ПФР утверждать, что предприятия обязаны включать суммы, выплачиваемые гражданам-предпринимателям за выполнение работ по этим договорам, в расчет при начислении страховых взносов в ПФР.

Однако согласиться с таким мнением, думается, нельзя, по двум причинам.

1. Как уже отмечалось выше, правовой статус гражданина-предпринимателя при осуществлении им предпринимательской деятельности определяется по аналогии с комплексом гражданских прав и обязанностей (правовым статусом) юридического лица, являющегося коммерческой организацией. В противном случае мы были бы вынуждены признать, что и при заключении договоров подряда и поручения с юридическими лицами денежные суммы, выплачиваемые им в качестве вознаграждения, должны включаться в расчет при начислении страховых взносов в ПФР.

2. Системный анализ нормативных актов, регулирующих отношения, связанные с уплатой страховых взносов в ПФР (в частности, разд. III и V Инструкции о порядке уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в ПФР, утвержденной Постановлением Правления ПФР от 11.11.94 N 258), а также изучение иного законодательства, регламентирующего отношения с участием индивидуальных предпринимателей, позволяют сделать вывод о том, что п.1 Постановления распространяется только на случаи заключения договоров подряда и поручения с физическими лицами, не являющимися предпринимателями.

Исходя из вышеизложенного, по мнению автора настоящей статьи, разделяемому налоговыми консультантами отдела налоговых экспертиз АКДИ "Экономика и жизнь", оснований для начисления страховых взносов в ПФР на вознаграждения, выплачиваемые гражданину-предпринимателю за результат труда по договору подряда и за выполнение своих обязательств по договору поручения, не имеется.

В заключение хотелось бы выразить надежду, что "юридическая неряшливость", допущенная законодателем, получит надлежащую правовую оценку судебными и правоприменительными органами, основанную строго на нормативно-правовых актах (а не на разъяснительно-информационных письмах).

ГАРАНТ:

О других вопросах, возникающих при уплате гражданами-предпринимателями взносов в ПФР см. выпуск 15, май 1995 г.


М.Воронин

Выпуск 11, апрель 1995 г.




Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".

Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".

Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение