О способах возмещения пени по налогам на суммы, причитающиеся от дебитора, являющегося предприятием или организацией, находящимися на бюджетном финансировании (или органом власти) (Выпуск 15, май 1995 г.)

399. Наша организация выплатила около 10 млн. руб. пени за несвоевременные платежи в бюджет. Рассчитаться мы не смогли, государство не оплатило работы, финансируемые из бюджета.

Можем ли мы подать иск в арбитражный суд о возмещении данной суммы и на кого?


Коль скоро речь идет о выполняемых работах, то необходимо заметить, что Ваши взаимоотношения с государством строятся на основании договора подряда, согласно которому "подрядчик обязуется выполнить за свой риск определенную работу по заданию заказчика из его или своих материалов, а заказчик обязуется принять и оплатить выполненную работу" (ст.350 ГК РСФСР от 11.06.64).

При этом Вашим заказчиком является не само государство как таковое, а то или иное юридическое лицо, заключившее с Вами договор от имени государства или оплачивающее выполняемые Вами работы за счет государственного бюджета.

Более того, даже если Ваш заказчик является госзаказчиком, т.е. работы Вами выполняются по государственному заказу, то и в этом случае Вашим заказчиком также будет определенное юридическое лицо или орган власти, поскольку это установлено ст.3 Федерального Закона от 13.12.94 N 60-ФЗ "О поставках продукции для федеральных государственных нужд".

На региональном уровне законодательство построено на том же принципе: заказчиком может быть определенное юридическое лицо или орган власти (это рекомендовано постановлением Правительства РФ от 27.08.92 N 638).

ГАРАНТ:

Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. N 594 постановление Правительства РФ от 27.08.92 N 638 признано утратившим силу


Другими словами, стороной в правоотношениях по выполнению государственного заказа является не государство как таковое, а конкретные предприятие, учреждение или организация, являющиеся юридическим лицом и исполняющие функцию государственного заказчика, либо орган власти.

Тем более что введенный с 1 января 1995 г. ГК РФ в гл.5 (ст.124 и 125) определяет, во-первых, что Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования являются субъектами гражданских правоотношений, на которых распространяются нормы о юридических лицах, а во-вторых, что от имени этих субъектов выступают соответствующие органы власти.

Поэтому именно с этим конкретным юридическим лицом или органом власти, являющимся Вашим заказчиком по договору подряда, и надо решать спор о ненадлежащем исполнении обязательства.

Поскольку согласно ст.307 ГК РФ от 30.11.94 в части выполнения обязательства по оплате выполненных работ заказчик является Вашим должником, т.е. дебитором, то для того чтобы рассчитаться с бюджетом по недоплаченным налогам, Вы имеете право в соответствии с Порядком бесспорного взыскания недоимки по платежам в бюджет в виде обращения взыскания на суммы, причитающиеся недоимщику от его дебиторов, изложенным в письме ГНС РФ, МФ РФ и ЦБ РФ от 28.02.94, 01.03.94 NN НИ-4-13/33н, 3-1-07, 80, обратиться в ГНИ с заявлением об обращении взыскания платежей в бюджет по налогам на суммы, причитающиеся Вам от Ваших дебиторов, в том числе и на суммы, причитающиеся от госзаказчика.

Однако если Ваш заказчик является предприятием или организацией, находящимися на бюджетном финансировании (или органом власти), то ГНИ откажет Вам во взыскании сумм, причитающихся Вам от такого дебитора, поскольку это зафиксировано в телеграмме ГНС РФ и Минфина РФ от 27.07.94 NN НИ-6-13/275, 98.

Тем не менее, не вдаваясь в детальный анализ правомерности существования этой телеграммы, следует заметить, что Вы в любом случае имеете право на судебную защиту своих нарушенных прав, тем более что вышеназванный Федеральный Закон N 60-ФЗ в ст.5 (п.5) четко фиксирует, что споры, возникающие между государственным заказчиком и поставщиком при заключении, изменении, расторжении и выполнении государственных контрактов на поставку продукции для федеральных государственных нужд, а также о возмещении понесенных убытков, рассматриваются в установленном законодательством порядке арбитражным судом.

Арбитражно-процессуальный кодекс РФ от 5.05.95 в ст. 22 устанавливает, что в арбитражный суд вправе обращаться за защитой своих нарушенных или оспариваемых законных прав и интересов предприятия, учреждения, организации (включая колхозы), являющиеся юридическими лицами, а также граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющие статус предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке.

Однако для того чтобы иметь право на обращение в арбитражный суд, необходимо соблюсти условие о непосредственном урегулировании спора в установленном порядке (там же), именуемом претензионным.

Этот порядок изложен в Положении о претензионном порядке урегулирования споров, утвержденном Постановлением ВС РФ от 24.06.92 N 3116-1.

И только в том случае, если Вами предприняты все меры, направленные на непосредственное урегулирование спора, и эти меры не привели к разрешению спора, то Вы вправе обратиться с иском в арбитражный суд.

Ответчиком по этому спору будет организация - государственный заказчик либо иное юридическое лицо (не являющееся госзаказчиком, но оплачивающее Ваши работы из бюджета), т.е. то лицо, с которым заключен Ваш договор на выполнение и оплату работ.

Ю. Чинков

Выпуск 15, май 1995 г.

Ответ подвергался редактированию в сентябре 1995 г.





Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".

Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.