Об отличиях ассоциации крестьянских хозяйств от крестьянского (фермерского) хозяйства в части льготного налогообложения (Выпуск 15, май 1995 г.)

403. Чем отличается ассоциация крестьянских хозяйств от крестьянского (фермерского) хозяйства в части льготного налогообложения?


В 1994 г. правовой статус крестьянских (фермерских) хозяйств и их ассоциаций определялся Законом РФ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".

Крестьянское (фермерское) хозяйство - самостоятельный хозяйствующий субъект (п.1 ст.1). После регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства в органах местной администрации оно приобретает статус юридического лица: открывает расчетный и другие счета в учреждениях банка, имеет печать, вступает в деловые отношения с другими предприятиями, учреждениями и гражданами (ст.9).

Крестьянское (фермерское) хозяйство как юридическое лицо является плательщиком налогов в случаях, предусмотренных налоговым законодательством.

При этом налоговыми законами предусмотрен ряд льгот при исчислении и уплате налогов данными плательщиками:

- по налогу на добавленную стоимость - п.2 ст.7 Закона РФ "О НДС";

- по налогу на пользователей автодорог, с владельцев автотранспортных средств, на приобретение автотранспортных средств - п.4 ст.5 Закона РФ "О дорожных фондах в РФ";

- по налогу на землю - ст.4, п.9 ст.12 Закона РСФСР "О плате за землю";

- по налогу на имущество предприятий - п."б" ст.4 Закона РФ "О налоге на имущество предприятий".

Согласно п.2 ст.23 первой части Гражданского кодекса РФ, вступившего в силу с 1 января 1995 г., крестьянское (фермерское) хозяйство может осуществлять свою деятельность и без образования юридического лица. При этом глава крестьянского (фермерского) хозяйства признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства. При приведении своего правового статуса в соответствие с нормами части первой Кодекса крестьянские (фермерские) хозяйства освобождаются от уплаты регистрационного сбора при регистрации данных изменений (ст.7 Закона РФ "О введении в действие части первой ГК РФ").

Таким образом, налогообложение главы и других членов фермерского хозяйства производится в соответствии с Законом РСФСР "О подоходном налоге с физических лиц", гл.4 "Налогообложение доходов от предпринимательской деятельности и других доходов".

При этом следует иметь в виду, что льгота по подоходному налогу в части доходов членов фермерского хозяйства, получаемых в этом хозяйстве от сельскохозяйственной деятельности, предусмотренная подп."ш" п.1 ст.3 Закона о подоходном налоге, сохранилась.

В связи с этим в течение первых 5 лет, начиная с года образования хозяйства, указанные доходы не включаются в совокупный доход, полученный физическими лицами в налогооблагаемый период.

Кроме того, граждане, впервые организовавшие крестьянское (фермерское) хозяйство освобождаются от уплаты земельного налога в течение 5 лет с момента предоставления земельного участка (п.9 ст.12 Закона РСФСР "О плате за землю").

Если участники фермерского хозяйства решат создать юридическое лицо, то в этом случае оно должно быть зарегистрировано на условиях, в порядке и в тех организационно-правовых формах, которые предусмотрены в гл. 4 Гражданского кодекса РФ.

Фермерская ассоциация создается с целью увеличения доходов участников, роста уровня их социально-экономического развития на основе организации совместного производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции. Ассоциация имеет права юридического лица.

Фермерская ассоциация может быть создана двумя способами:

1. Путем объединения самостоятельных крестьянских хозяйств.

В этом случае крестьянские (фермерские) хозяйства, входящие в ассоциацию, сохраняют самостоятельность, права на земельные участки и юридического лица (если являются таковыми).

Иными словами, и крестьянское (фермерское) хозяйство, и ассоциация фермерских хозяйств являются независимыми самостоятельными субъектами гражданского оборота и плательщиками налогов в соответствии с налоговым законодательством.

2. Путем преобразования колхозов и совхозов по решению их коллективов. Фермерские ассоциации на базе бывших колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий могут создаваться лишь при условии предварительного раздела имущества, а также передачи, продажи земельного участка гражданам в порядке, установленном данным законом (ст.28 Закона РФ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве").

С 01.01.95 по решению участников на ассоциацию может быть возложено ведение предпринимательской деятельности, при этом такая ассоциация преобразуется в хозяйственное общество или товарищество в порядке, предусмотренном данным Кодексом, либо может создать для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственное общество или участвовать в таком обществе (п.1 ст.121 ГК РФ). По общему правилу ассоциация является некоммерческой организацией.

Налоговым законодательством предусмотрен ряд льгот при налогообложении фермерских ассоциаций, в частности:

1) суммы НДС, уплаченного при приобретении основных средств и нематериальных активов, принимаются к вычету по моменту принятия их на учет. Из общей суммы НДС, подлежащей перечислению в бюджет, исключаются в том числе суммы НДС по товарам (работам, услугам), использованным на непроизводственные нужды. Данный порядок исчисления НДС применяется колхозами, совхозами, межхозяйственными и другими сельскохозяйственными предприятиями (п.2 ст.7 Закона РФ "О НДС"), т.е. предприятиями, которым присвоен код "Сельское хозяйство" в соответствии с Классификатором отраслей народного хозяйства;

2) от налога на пользователей автодорог, на владельцев автотранспортных средств, на приобретение автотранспортных средств освобождаются объединения, акционерные и другие предприятия, занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции, удельный вес доходов от реализации которой в общей сумме их доходов составляет 70 % и более (п.4 ст.5-7 Закона РСФСР "О дорожных фондах с РСФСР"). К сельскохозяйственной относится продукция, включенная в Классификатор отраслей народного хозяйства N 1-75-018, разд. 21000-4 "Сельскохозяйственное производство" (переиздание типографского издания 1987 г. Общесоюзного классификатора "Отрасли народного хозяйства" с изм.9-12, утвержденного Госстандартом СССР в 1987-1991 гг., г.Москва, ГИВЦ Госкомстата РФ, 1992 г.) (п.23.2 инструкции "О порядке исчисления налогов и поступления их и иных средств, поступающих в дорожные фонды");

3) налогом на имущество предприятий не облагается имущество предприятий по производству, переработке и хранению сельскохозяйственной продукции (п."б" ст.4 Закона РФ "О налоге на имущество предприятий"), включая имущество колхозов, совхозов, опытно-производственных, опытно-экспериментальных хозяйств, селекционных опытных станций и других сельскохозяйственных предприятий, межхозяйственных сельскохозяйственных предприятий (подп."б" п.5 инструкции ГНС РФ от 8.06.95 N 33 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий");

4) предприятия любых организационно-правовых форм по прибыли от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, кроме предприятий индустриального типа, определяемых по перечню, утверждаемому органами государственной власти субъектов федерации, не являются плательщиками налога на прибыль предприятий и организаций (п.4 ст.1 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций).

При определении сельскохозяйственной продукции следует руководствоваться Общесоюзным классификатором "Промышленная и сельскохозяйственная продукция", утвержденным Госстандартом СССР в 1985 г., впредь до его изменения.

ГАРАНТ:

Согласно Инструкции Госналогслужбы РФ от 10 августа 1995 г. N 37 Инструкция N 4 утратила силу с введением в действие названной Инструкции. В настоящее время порядок исчисления и уплаты в бюджет налога на при- быль регламентируется Инструкцией ГНС от 10.08.95 N 37


Прибыль, полученная данными предприятиями от других видов деятельности, облагается налогом на прибыль в общем порядке (п.2 инструкции ГНС РФ от 06.03.92 N 4 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций").

Исключение составляют предприятия по производству и переработке сельскохозяйственной продукции со среднесписочной численностью до 50 человек. В первые два года работы они не уплачивают налог на прибыль совсем при условии, если выручка от указанного вида деятельности не превышает 70 % общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг). При этом началом работы считается день регистрации предприятия. В третий и четвертый год работы указанные предприятия также имеют льготы при налогообложении прибыли (подп."б" п.22 Инструкции ГНС РФ).

Данная льгота не распространяется на предприятия, созданные на базе ликвидированных (реорганизованных) предприятий, их филиалов и структурных подразделений (подп."б" п.4 ст.6 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций").

Е. Тимохина

Выпуск 15, май 1995 г.

Ответ подвергался редактированию в сентябре 1995 г.





Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".

Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.