426. Имеет ли право налоговая инспекция предъявлять предприятию штрафные санкции по транспортному налогу, который введен Указом Президента, а не законом и по которому отсутствует инструкция о порядке его исчисления?
В соответствии со ст.1 гл.1 и ст.18.2 гл.2 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", определяющего общие принципы построения налоговой системы, установление и отмена налогов и льгот их плательщикам осуществляются Верховным Советом РФ и другими органами государственной власти. При этом органы государственной власти всех уровней, в том числе и Президент РФ, не вправе вводить дополнительные налоги, не предусмотренные законодательством РФ. Постановление Верховного Совета РФ от 10.07.92 N 3255-1 "О некоторых вопросах налогового законодательства РФ" указывает, что федеральные налоги устанавливаются только законодательными актами РФ, принимаемыми ВС РФ в форме законов и постановлений по вопросам налогообложения, и нормативными актами соответствующих органов, определяемыми этими законодательными актами. Таким образом, компетенция введения на территории РФ новых налогов принадлежит исключительно Верховному Совету РФ.
Однако установление Указом Президента от 22.12.93 N 2270 "О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней" федерального транспортного налога правомерно в силу особенностей правовых отношений, возникших в связи с использованием Президентом РФ предоставленной постановлением VII съезда Народных Депутатов от 12.12.92 "О стабилизации конституционного строя в РФ" отсрочки (до проведения референдума по основным положениям проекта новой Конституции) по вступлению в действие статьи 121.6 действующей Конституции РФ, запрещающей Президенту распускать либо приостанавливать деятельность любых законно избранных органов государственной власти.
Указ Президента РФ от 21.09.93 N 1400 "О поэтапной конституционной реформе в РФ" прерывает осуществление законодательной функции Съездом народных депутатов и Верховным Советом РФ до принятия новым парламентом на себя соответствующих полномочий. В этот период необходимо руководствоваться указами Президента и постановлениями правительства РФ. Законодательство РФ и субъектов РФ продолжает действовать в части, не противоречащей настоящему Указу. Таким образом, введение Указом Президента РФ дополнительного налога было правомерно, так как нормы законодательства, ограничивающие ранее данное право Президента, не действовали. Указом Президента от 24.12.93 N 2288 ликвидированы расширенные полномочия Президента РФ и Правительства РФ, соответствующие пройденному этапу Конституционной реформы. Поскольку вновь избранный орган законодательной власти РФ в соответствии со своей компетенцией не отменил Указ Президента N 2270, его положения считаются действующими на территории РФ с момента принятия. Контроль за полнотой и правильностью внесения налогов в бюджет возложен ст.16 закона РФ от 27.12.91. N 2118-1 "Об основах налоговой системы" на налоговые и финансовые органы. За нарушение налогового законодательства налогоплательщики несут ответственность на основании ст. 13 указанного Закона. При этом надо иметь ввиду, что отсутствие инструкции о порядке исчисления того или иного налога (т.е. методического указания по применению законодательства о налогах - ст.25 Закона РФ N 2118-1) ни в коем случае не отменяет Закон и не приостанавливает его действия, так как это не предусмотрено отдельно вышеуказанным законом, а только приводит к необходимости буквального толкования текста закона.
О. Лапина
Выпуск 16, июнь 1995 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".
Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".