О порядке отнесения на себестоимость затрат предприятия на приобретение разрешения на право торговли по распоряжению главы местной администрации (Выпуск 17, июнь 1995 г.)

464. Права ли налоговая служба, считающая неправомерным отнесение в январе 1994 г. на себестоимость затрат предприятия расходов на приобретение разрешения на право торговли по распоряжению главы местной администрации?


Для ответа на этот вопрос необходимо установить чем являлось разрешение на право торговли, введенное местной администрацией в начале 1994 г.:

1) лицензионным сбором за право занятия определенным видом деятельности;

2) сбором за право торговли в соответствии со ст.21 Закона РФ "Об основах налоговой системы РФ" от 27.12.91 N 2118-1;

3) иным местным налогом, введенным в соответствии с Указом Президента РФ N 2268.

1. Лицензирование отдельных видов деятельности осуществлялось в порядке, утвержденном администрациями краев, областей, автономных образований, городов федерального значения в соответствии с постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 27.05.93 N 492 "О полномочиях органов исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов федерального значения по лицензированию отдельных видов деятельности". Данный документ не предусматривал права главы местной администрации устанавливать лицензионный сбор за занятие деятельностью любого вида и утверждать порядок его введения. Таким образом, расходы предприятия на получение разрешения на право торговли в тот период нельзя отнести к расходам по лицензированию за право осуществления отдельных видов деятельности.

2. В соответствии с п.1 "е" ст.21 Закона РФ "Об основах налоговой системы РФ" от 27.12.91 N 2118-1 в редакции от 21.05.93 к местным налогам относился сбор за право торговли, устанавливаемый городскими, районными, поселковыми, сельскими представительными органами власти - местными Советами народных депутатов. Сбор уплачивался путем приобретения разового талона или временного патента и полностью зачислялся в соответствующий бюджет. Если сбор за право торговли взимался с предприятия в соответствии с вышеприведенным законодательным актом, то его введение было правомерным в том случае, когда решение о введении сбора на право торговли было принято главой местной администрации после Указа Президента РФ от 09.10.93 N 1617 "О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в РФ". Этот указ был издан после принятия на себя Президентом полномочий по осуществлению законодательной власти в РФ на основании Указа Президента от 21.09.93 N 1400 "О поэтапной конституционной реформе в РФ". В соответствии с ним функции местных Советов народных депутатов были переданы местной администрации до избрания и начала работы новых органов представительной власти и местного самоуправления. Пунктом 5 вышеуказанной статьи Закона определено, что источником уплаты данного местного налога является прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия после уплаты налога на прибыль.

3. Указом Президента РФ от 22.12.93 N 2268 "О формировании республиканского бюджета РФ и взаимоотношениях с субъектами РФ в 1994 году" местным органам государственной власти, в том числе и главе местной администрации (ст.10 Конституции РФ, принятой 23.12.93), было предоставлено право своим решением вводить дополнительные местные налоги и сборы, не предусмотренные действующим законодательством. При этом уплата этих налогов юридическими лицами должна производиться за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налога на прибыль.

Таким образом, можно говорить о том, что затраты предприятия на приобретение разрешения на право торговли в соответствии с распоряжением главы местной администрации, в случае его правомерного введения, должны быть произведены за счет чистой прибыли предприятия. В данном случае предприятие, отнеся на затраты по производству реализованной продукции сумму сбора за право торговли, установленного местной администрацией, занизило налогооблагаемую прибыль.

Налогоплательщик, нарушивший налоговое законодательство, несет ответственность на основании п.1"а" ст.13 Закона РФ "Об основах налоговой системы РФ" в виде взыскания всей суммы заниженной прибыли и штрафа в размере той же суммы. Кроме того, в соответствии с п.1 и п.3 ст.11 этого же Закона обязанность юридического лица по уплате налога прекращается уплатой им налога либо отменой налога, т.е. налогоплательщик обязан внести исправления в бухгалтерскую отчетность в размере суммы заниженной прибыли, выявленной проверками налоговых органов и учесть ее при расчете задолженности перед бюджетом по налогу на прибыль в текущем отчетном периоде.

В случае, если сбор за право торговли как местный налог на основании Закона РФ "Об основах налоговой системы РФ" был введен в то время, когда глава местной администрации не имел на то полномочий (т.е. до 09.10.93 или после выборов в местный Совет народных депутатов в декабре 1993 г.), либо этот сбор был введен как лицензионный, неправомерные решения местной администрации могут быть обжалованы в соответствующем суде или в арбитражном суде как противоречащие законодательству на основании ст.33 Закона РФ "О местном самоуправлении в РФ" от 22.10.92 N 1550-1. Однако и в этом случае расходы, произведенные предприятием, не должны были относиться на счета издержек производства и обращения и исключаться из налогооблагаемой базы при расчете налога на прибыль.

О. Лапина

Выпуск 17, июнь 1995 г.





Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".

Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".

Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.