О штрафных санкциях при уплате налогов в бюджет намного позже установленных сроков (Выпуск 18, июль 1995 г.)

478. Какие санкции применяются к налогоплательщику, кроме взимания пени, если он уплачивает налоги в бюджет намного позже установленных сроков, а также за какие еще правонарушения к налогоплательщику применяются меры ответственности?


В соответствии с действующим законодательством РФ контроль за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет государственных налогов и иных платежей возложен на Государственную налоговую службу РФ и ее территориальные органы - государственные налоговые инспекции в соответствии с Законом РСФСР от 21.03.91 N 943-1 "О государственной налоговой службе РСФСР" и другими законодательными актами.

Ст.11 Закона от 16.07.92 N 3317-1 "Об основах налоговой системы в РФ" устанавливает круг обязанностей физических и юридических лиц, на которых в соответствии в законодательством возложена обязанность уплачивать налоги. Налогоплательщик должен не только своевременно и в полном размере уплачивать налоги, но и вести бухгалтерский учет, составлять отчеты о финансово-хозяйственной деятельности юридического лица, обеспечивая их сохранность не менее пяти лет, предоставлять налоговым органам сведения, необходимые для их исчисления и уплаты, выполнять требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и др.

В случае неисполнения или недобросовестного исполнения вышеперечисленных обязанностей налогоплательщик (в данном случае юридическое лицо), а также должностные лица, виновные в совершении правонарушений в области налогообложения, могут быть привлечены к финансовой, административной либо уголовной ответственности, предусмотренной ст.13 Закона "Об основах налоговой системы в РФ", ст.7 Закона РФ "О государственной налоговой службе РСФСР", а также статьям 162/2, 162/3 УК РФ.

Ст.13 Закона "Об основах налоговой системы в РФ" определяет составы правонарушений налогового законодательства в РФ и виды ответственности налогоплательщиков за их совершение:


N,
п/п
Правонарушение Ответственность
1 Сокрытие или занижение дохода Взыскание
а) суммы сокрытого или
заниженного дохода
либо
б) суммы налога за сокрытый
или неучтенный объект
налогообложения и штрафа
в размере той же суммы
  Повторное нарушение Взыскание
соответствующей суммы и штрафа
в двукратном размере этой суммы
  Умышленное нарушение Взыскание
штрафа в пятикратном размере
сокрытой или заниженной суммы
2 Отсутствие учета объектов
налогообложения, повлекшее
сокрытие или занижение дохода
Взыскание
штрафа в размере 10%
доначисленных сумм налога
3 Ведение учета с нарушением
установленного порядка,
повлекшее сокрытие или
занижение дохода
Взыскание штрафа в размере 10%
доначисленных сумм налога
4 Непредставление или
несвоевременное предоставление
в налоговый орган документов,
необходимых для исчисления
и уплаты налогов
Взыскание штрафа в размере 10%
причитающихся к уплате по
очередному сроку сумм налога
5 Задержка уплаты налога Взыскание пени в размере 0.7%
неуплаченной суммы налога за
каждый день просрочки
(в редакции Указа Президента
от 22.12.93 N 2270
6 Другие санкции, предусмотренные
законодательными актами
Взыскание пени не освобождает
налогоплательщика от применения
к нему других санкций

Взыскание недоимки по налогам, другим обязательным платежам, а также сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством, производится с рублевых счетов юридических лиц, открытых в банках и иных финансово-кредитных учреждениях РФ, а в случае их недостаточности - с валютных счетов.

Согласно Указу Президента РФ от 23.05.94 N 1005 "О дополнительных мерах по нормализации расчетов и укреплению платежной дисциплины в народном хозяйстве" в случае недостаточности рублевых средств на расчетных (текущих) счетах юридического лица для осуществления этих платежей на юридическое лицо возлагается обязанность продавать свои средства, находящиеся на валютных счетах и направлять вырученные рубли на расчетные (текущие) счета с тем, чтобы погасить задолженность перед бюджетом и ПФ РФ. Необходимо заметить, что данные требования не распространяются на те средства юридических лиц, которые накапливаются ими на валютных счетах для выполнения обязательств по контрактам с иностранными партнерами, заключенным до вступления в силу Указа Президента РФ от 23.05.94 N 1005, а также по контрактам с иностранными партнерами, заключаемым в соответствии с кредитными соглашениями.

В случае отсутствия у юридического лица денежных средств и на рублевом, и на валютном счете в соответствии с Порядком бесспорного взыскания недоимки по платежам в бюджет в виде обращения взыскания на суммы, причитающиеся недоимщику от его дебиторов, утвержденным ГНС РФ 28.02.94 N НИ-4-13/33н, Минфином РФ 01.03.94 N 03-01-07 и ЦБР 01.03.94 N 80, к плательщикам налогов также могут применяться меры бесспорного взыскания недоимки по платежам в бюджет в виде обращения взыскания на суммы, причитающиеся недоимщику от его дебиторов.

Помимо того, если у юридического лица доходов нет вообще, взыскание недоимки по налогам и другим обязательным платежам, а также сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством, производится путем обращения взыскания на его имущество.

Письмо ГНС РФ и Департамента налоговой полиции РФ от 28.06.94 N ВГ-4-14/77н N СА-964 закрепляет три основных требования к порядку обращения взыскания недоимок по налогам и другим обязательным платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды на имущество должника в случае отсутствия денежных средств на счетах в банках:

1) взыскание обращается только на имущество, находящееся в собственности должника или в его полном хозяйственном ведении;

2) устанавливается определенная очередность наложения взыскания на различные виды имущества;

3) административный арест имущества может производиться только сотрудником налоговой полиции после принятия решения об обращении взыскания на имущество должника начальником налоговой инспекции.

П.4 Указа Президента РФ от 23.05.94 N 1006 "Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей" устанавливает, что суммы сокрытого или заниженного дохода в иностранной валюте, выявленного в результате проверок налоговых органов, вносятся в бюджеты в иностранной валюте, а при ее отсутствии или недостаточности - в рублях с применением курса рубля к иностранной валюте, котируемого ЦБ РФ на день выявления факта сокрытия или занижения дохода.

П.5 того же Указа определяет, что в случае отсутствия в течение 10 календарных дней рублевых средств на расчетных, текущих и иных счетах (за исключением ссудных и депозитных) юридических лиц налоговые органы вправе взыскивать в бесспорном порядке недоимки по налогам и другим обязательным платежам, а также суммы штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством, с текущих валютных счетов юридических лиц в пределах остатков денежных средств на них или с последующих поступлений сумм в иностранной валюте, эквивалентной всей сумме в рублях, подлежащей списанию в бесспорном порядке, либо недостающей ее части с применением курса рубля к иностранным валютам на дату направления налоговым органам инкассового поручения на списание средств.

При наличии средств на депозитном счете налоговые органы вправе выставить юридическому лицу требование о переводе этих средств с депозитного счета на их расчетный счет и в случае невыполнения этого требования в течение 10 календарных дней списать эти средства с депозитного счета юридического лица для погашения задолженности перед бюджетом.

Нужно заметить, что помимо финансовой ответственности должностные лица юридического лица могут быть привлечены к административной ответственности (ст.13 Закона РСФСР от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в РФ"). Составы административных правонарушений и меры ответственности за их совершение содержатся в п.12 ст.7 Закона РСФСР от 21.03.91 "О государственной налоговой службе РСФСР".

Ю. Камфер

Выпуск 18, июль 1995 г.





Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".

Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.