О штрафных санкциях при неуплате НДС и СН при перечислении беспроцентной возвратной ссуды (Выпуск 18, июль 1995 г.)

486. По договору займа предприятие А (не имеющее лицензии на проведение банковских операций) перечислило предприятию Б беспроцентную возвратную ссуду. При этом НДС и СН не были исчислены и перечислены в бюджет.

Какие штрафные санкции в данном случае могут быть применены?


Меры ответственности могут быть применены к налогоплательщику только в случаях нарушения им налогового законодательства. Поэтому сначала необходимо четко уяснить - за какое именно правонарушение на Ваше предприятие налоговые органы вправе наложить штрафные санкции. А для этого следует определить соответствующие обязанности налогоплательщика, за неисполнение которых он и несет ответственность. Иными словами, обязано ли предприятие уплачивать НДС при исполнении своих обязательств, вытекающих из договора займа (ссуды)?

Вопрос об уплате НДС при выдаче ссуд (заключении договоров займа) уже неоднократно рассматривался на страницах ФПА "Вопрос-ответ". Однако до сих пор в действующем налоговом законодательстве по НДС нет четких и ясных норм, регламентирующих порядок обложения НДС заемных (ссудных) операций, которые давали бы однозначный ответ на поставленный Вами вопрос.

В настоящее время продолжает действовать норма Указа Президента РФ от 22.12.93 N 2270 "О некоторых изменениях в налогообложении ...", согласно которой в оборот, облагаемый НДС, включаются средства, полученные от других предприятий и организаций (за исключением средств, зачисляемых в уставные фонды предприятий его учредителями в порядке, установленном законодательством РФ, средств на целевое бюджетное финансирование, а также на осуществление совместной деятельности), - п.14.

Действовать данная норма начала с 1 января 1994 г. С этого времени и возник вопрос о налогообложении средств, передаваемых одним предприятием другому на основании договора займа. Буквальное толкование этого пункта указа позволяет сделать вывод о необходимости включения указанных средств в облагаемый оборот по НДС у заемщика - при получении, у заимодавца - при их возврате.

Исходя из этого, при несоблюдении данного порядка обе стороны договора займа должны нести ответственность в виде взыскания суммы НДС и штрафа в размере той же суммы, но при условии, если эта операция не будет отражена в бухгалтерском учете (подп."а" п.1 ст.13 Закона РФ "Об основах налоговой системы в РФ"). Если операция займа (по передаче ссуды) отражена в документах бухгалтерского учета, но не исчислен только НДС, тогда оснований для применения меры ответственности по подп."а" п.1 ст.13 Закона о налоговой системе не имеется. В этом случае, как и в первом, с налогоплательщика может быть взыскана пеня за задержку уплаты налога в размере 0,7% неуплаченной суммы налога за каждый день просрочки платежа начиная с установленного срока уплаты выявленной задержанной суммы налога (подп."в" п.1 ст.13 Закона о налоговой системе). Но взыскание пени не освобождает налогоплательщика от других видов ответственности. Поэтому к налогоплательщику в рассматриваемой ситуации может быть применена еще одна санкция, если он не представит или несвоевременно представит в ГНИ расчет по НДС, в размере 10% причитающихся к уплате по очередному сроку сумм налога (подп."б" п.1 ст.13 того же закона). Никакие иные санкции к юридическому лицу как налогоплательщику при неуплате НДС за полученные в рамках заемного обязательства средства применены быть не могут.

Следует также отметить, что ГНС РФ сделала изъятия из п.14 Указа Президента РФ N 2270, установив, что средства, передаваемые в качестве ссуды предприятием, имеющим соответствующую лицензию, не включаются в оборот, облагаемый НДС (письмо ГНС РФ от 25.08.94, п.2 письма ГНС РФ от 02.06.94 N ВГ-4-06/68н).

Московским налогоплательщикам следует обратить внимание на письмо ГНИ по г.Москве от 27.12.94 N 11-13/16825, в котором:

1) отражена позиция российской госналогслужбы, указанная в предыдущем абзаце;

2) со ссылкой на письмо ВАС РФ от 19.01.93 N С-13/ОП-19 указывается, что налоговые органы вправе обращаться в судебные органы с иском о признании недействительными договоров займа между предприятиями, если отсутствует лицензия на эти операции. В этой связи необходимо заметить следующее:

а) указанное в письме московской ГНИ письмо ВАС РФ от 19.01.93 содержит общее правило, согласно которому деятельность, для которой необходимо специальное разрешение (лицензия), должна рассматриваться как незаконная при его отсутствии. О деятельности по выдаче ссуд (займов) в этом письме ничего не говорится;

б) в более позднем письме ВАС РФ от 10.08.94 N С1-7/ОП-555 содержится пункт, специально посвященный данному вопросу. Приведем его дословное содержание:

"4. Необходимо ли получение лицензий на осуществление операций по кредитованию, если денежные суммы предоставляют предприятия и организации другим лицам на условиях возвратности и платности?

В соответствии со статьями 113 и 114 Основ гражданского законодательства по кредитному договору банк или иное лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью, может предоставить кредит под определенный процент, указанный в договоре. Банки и иные кредитные учреждения, созданные собственниками для осуществления банковских операций (что должно быть указано в уставе этих учреждений), должны получить лицензию на занятие данной предпринимательской деятельностью в соответствии со статьями 1 и 11 Закона РСФСР "О банках и банковской деятельности в РСФСР". Если же подобные учреждения в нарушение Устава занимаются как предпринимательской деятельностью выдачей кредитов (независимо от того, за счет каких источников сформированы финансовые ресурсы) под проценты и на это заключают кредитные договоры без получения лицензий, такая деятельность должна признаваться не соответствующей законодательству со всеми вытекающими отсюда последствиями.

ГАРАНТ:

Федеральным законом от 3 февраля 1996 г. N 17-ФЗ Закон "О банках и банковской деятельности" изложен в новой редакции.

см. действующую редакцию Закона


Когда же одна организация в соответствии со статьей 113 Основ гражданского законодательства передает заемщику свои свободные средства по договору займа, а последний обязуется возвратить эту сумму, и такая деятельность прямо не запрещена законом и не носит систематического характера, получение лицензии не требуется, в том числе и в случае предоставления займа на условиях уплаты определенных процентов";

3) содержатся следующие правила:

а) если договор между предприятиями не носит характер договора займа, то в соответствии с п.1 ст.4 Закона "О НДС" денежные средства, полученные предприятием с формулировками "в счет взаиморасчетов" и "временная финансовая помощь", включаются в оборот, облагаемый НДС, по ставке 16,26%;

б) при возврате средств, полученных по договору займа, уплаченный с этих сумм налог подлежит зачету по дебету счета 68. Если указанные средства возвращены в течение одного отчетного периода, то эти средства не подлежат обложению НДС. Аналогичный порядок применяется при исчислении спецналога.

М. Воронин

Выпуск 18, июль 1995 г.





Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".

Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".

Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение