О льготном порядке использования средств, поступающих на счета предприятий материального производства и бюджетных, в процессе осуществления взыскания недоимок по налоговым платежам (Выпуск 18, июль 1995 г.)

489. В правительственной телеграмме Минфина РФ и Госналогслужбы РФ от 14.02.95 NN 04-01-01, ВГ-6-13/81 говорится о том, что 30% средств, поступающих на расчетный счет, направляются предприятиями на выплату заработной платы, а 70% средств направляется на уплату платежей, причитающихся бюджетам и государственным внебюджетным фондам. Пени по отсроченным платежам не начисляются. Срок действия телеграммы продлен до особых указаний, за исключением третьего абзаца.

1. Мы считаем, что данный порядок распространяется и на такие фонды, как пенсионный, социального страхования, медицинского страхования и занятости, однако несмотря на это городское отделение Пенсионного фонда РФ после проведенных проверок начислило на наше предприятие пени на крупную сумму. Правомерны ли действия ПФ?

2. Что означает третий абзац.


Впервые указанный Вами порядок был установлен еще в 1994 г. МФ РФ и ГНС РФ и зафиксирован в телеграмме от 14.09.94 NN 1-35/64, ВП-6-13/349. Телеграммой же от 14.02.95 NN 04-01-01, ВГ-6-13/81 данный порядок был лишь продлен до 1 апреля 1995 г.

Суть порядка заключается в том, что предприятиям сферы материального производства и бюджетным организациям было предоставлено право при наличии недоимки по платежам в бюджеты и государственные внебюджетные фонды как федерального, так и местного уровня и невозможности погашения этой недоимки ввиду отсутствия денежных средств на расчетном счете направлять 30% средств, поступающих на расчетный (текущий) счет, на выплату заработной платы рабочим и служащим. Оставшиеся 70% поступающих на расчетный счет средств подлежат направлению в первоочередном порядке на уплату имеющихся недоимок. При этом телеграмма фиксирует, что недоимка на сумму средств, направленных на выплату заработной платы (30%), является по существу отсрочкой уплаты налогов, и в этой связи на нее не производится начисление штрафных санкций.

При определении же того, о каких именно государственных внебюджетных фондах идет речь, следует обратить внимание на то, что поскольку данный порядок говорит о недоимке по налоговым платежам и об отсрочке уплаты налогов и налоговых платежей, то под государственными внебюджетными фондами следует понимать только те фонды, которые составляют в совокупности с бюджетами налоговую систему, т.е. все те фонды, производство взносов и платежей в которые осуществляется в порядке и на условиях, определенных Законом РФ "Об основах налоговой системы в РФ" от 27.12.91. К таковым относятся согласно закону только дорожные фонды и специальный внебюджетный фонд РФ, в который производятся отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы.

Иные государственные внебюджетные фонды, к коим относятся: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный Фонд обязательного медицинского страхования РФ, Фонд занятости (см. п.2 Положения о Пенсионном фонде РФ (России), утвержденного постановлением ВС РФ от 27.12.91; п.2 Положения о Фонде социального страхования РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.02.94 N 101; Положения о Федеральном фонде обязательного медицинского страхования и Территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденного постановлением ВС РФ от 24.02.93 N 4543-1; ст.22 Закона РФ от 19.04.91 "О занятости населения в РФ"), хотя и являются государственными внебюджетными фондами, однако не входят в налоговую систему, да и платежи, производимые в эти фонды, также не являются налогами или налоговыми платежами. У этих фондов иная цель, иное назначение - гарантированное государственное социальное страхование (гл.XVI КЗоТ РФ), да и основой существования и деятельности этих фондов является трудовое законодательство, а, отнюдь, не налоговое. Поэтому действия вашего Пенсионного фонда следует признать правомерными. Они основаны на таком законодательном акте, как Порядок уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд РФ (России), который утвержден постановлением ВС РФ от 27.12.91 N 2122-1 (п.6).

Кстати, если более детально проанализировать текст телеграммы от 14.09.94 NN 1-35/64, ВП-6-13/349, впервые установившей этот порядок, то можно зафиксировать буквально следующее: недоимка имеет место быть как по налогам, так и по взносам в государственные внебюджетные фонды, в числе которых и вышеуказанные фонды государственного социального страхования, об этом говорится в первом абзаце телеграммы, а вот третий абзац фиксирует, что пени не применяются в связи с введением данного порядка только по налоговым платежам, т.е. по всем тем платежам, которые в своей совокупности составляют налоговую систему. И это подтверждает по сути все вышеизложенное относительно таких фондов, как ПФ РФ, ФСС РФ, ФОМС РФ и ФЗ РФ.

Что же касается начисления пени по отсроченным суммам, то данный вопрос, к сожалению, не урегулирован. Минфин РФ и Госналогслужба РФ говорят о том, что направляемые на выплату заработной платы 30% средств являются отсроченными платежами, по которым не начисляются пени. Однако пени начисляются не на денежные средства (имеющиеся или поступающие), а на начисленные и неуплаченные суммы налогов и платежей, что не одно и то же.

По разным налогам и разным платежам у вас могут быть соответственно и разные суммы недоимки. Например, по налогу на прибыль - 1000 рублей, по подоходному налогу - 200 рублей, по налогу на имущество - 350 рублей и т.д.

И как в этой ситуации распределять отсроченные 30% средств между этими совершенно различными как по сути, так и по сумме налогами и взносами Минфин и Госналогслужба не сообщили. Поэтому в данной ситуации сопоставлять отсроченные 30% средств с той или иной недоимкой вы можете только сами.

Данный порядок продлен до особых указаний, т.е. на неопределенный срок на основании поручения Правительства РФ от 30.03.95 N ВЧ-П13-09446, о чем сообщено совместной телеграммой МФ РФ и ГНС РФ от 31.03.95 NN 01-10/01-1028, ВГ-6-13/183, за исключением третьего абзаца.

Третий абзац указанной вами телеграммы от 14.02.95 говорит о дополнительных платежах в бюджет, рассчитанных исходя из процента пользования банковским кредитом с разницы между суммой, подлежащей внесению в бюджет по фактически полученной прибыли и авансовыми взносами налога на прибыль. Точнее говоря, не просто о дополнительных платежах, а о том, что они не производятся за IV квартал 1994 г. и I квартал 1995 г., и распространяется это на те предприятия, которые имели право пользоваться в IV квартале 1994 г. льготным порядком распределения средств, поступающих на расчетный (текущий) счет, в соответствии с телеграммой от 14.09.94 NN 1-35/64, ВП-6-13/349 и у которых была задолженность (недоимка) по налогу на прибыль (см. телеграмму ГНС РФ и МФ РФ от 31.03.95 NN ВГ-6-01/180, 04-01-01/2). И по сути данное положение является ничем иным как налоговой льготой, которой вы вправе воспользоваться при наличии вышеприведенных условий.

Однако, следует заметить, что с точки зрения налогового законодательства появление всех этих телеграмм не совсем правомерно.

Так, порядок предоставления отсрочек и рассрочек уплаты платежей в бюджет предусмотрен таким нормативным актом как Указ Президента РФ, точнее говоря п.30 Указа от 22.12.93 N 2270. Но этим актом поставлены определенные рамки для его практического осуществления. Во-первых, рассрочка или отсрочка уплаты может быть предоставлена на срок не более шести месяцев, а, во-вторых, отсрочка уплаты платежей в бюджеты и внебюджетные фонды федерального уровня может быть предоставлена только в том случае, если такая "льгота" была уже предоставлена по платежам в бюджеты и внебюджетные фонды местного уровня. И эти условия в вышеперечисленных телеграммах не соблюдены.

А освобождение от уплаты дополнительных платежей по налогу на прибыль вообще никак не вяжется с действующим налоговым законодательством. Поскольку дополнительные платежи по налогу на прибыль являются способом внесения налога, то есть имеют самое непосредственное отношение к налогу, то освобождение тех или иных налогоплательщиков от их уплаты является ничем иным, как налоговой льготой, которая может устанавливаться и в виде изъятия из обложения отдельных элементов налога согласно ст.10 Закона "Об основах налоговой системы в РФ".

Однако, весь казус в том, что налоговая льгота (впрочем как и сам налог) может быть установлена, во-первых, только законодательным актом, а, во-вторых, это производится только путем внесения изменений и дополнений в действующий законодательный акт Российской Федерации по конкретному налогу, в данном случае - это Закон "О налоге на прибыль предприятий и организаций" от 27.12.91 (постановление ВС РФ от 10.07.92 N 3255-1 "О некоторых вопросах налогового законодательства РФ").

Поскольку все вышеперечисленные телеграммы, даже несмотря на то что изданы по поручению Правительства РФ, не то что законодательными, но и нормативными актами не являются, то и нельзя говорить о правомерности их появления. Отметим также, что и само Правительство РФ не наделено полномочиями по изменению режима налогообложения.

Ю. Чинков

Выпуск 18, июль 1995 г.

Ответ подвергался редактированию в августе 1995 г.





Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".

Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.