О налогообложении доходов, полученных от платных услуг учреждениями Госкомсанэпиднадзора (Выпуск 21, июль 1995 г.)

570. Правомерны ли требования налоговых инспекций к учреждениям Госкомсанэпиднадзора по уплате налогов с доходов, полученных от выполнения платных медицинских услуг по профилю деятельности учреждения (основной деятельности) как от предпринимательской деятельности, хотя письмом ГНС РФ от 14.09.93 N ВГ-4-01/145Н разъяснено, что основная деятельность бюджетных организаций не относится к предпринимательской, при этом не уточняется, платная она или нет? Считаем, что платная деятельность наряду с бюджетной является для центров Государственного санитарно-эпидемиологического надзора основной, о чем сказано в п.4.5 приложения 1 к Положению о порядке ведения государственного реестра предприятий, утвержденному ГНС РФ от 12.04.93 N ЮУ-4-12/65Н (карта постановки на учет, код ОКОНХ-91531).


Для ответа на данный вопрос необходимо разобраться, что понимается законодательством под предпринимательской деятельностью. В настоящее время под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг (п.1 ст.2 ГК РФ 1994 г.).

Необходимо отметить, что применительно к деятельности предприятий и учреждений Санэпиднадзора, оказание определенных услуг службами Санэпиднадзора на платной основе было предусмотрено ранее Постановлением СМ РФ от 01.07.91 N 375 и в дальнейшем п. 11.5 "Положения о санитарно-эпидемиологической службе РФ", утвержденного Правительством РФ от 05.06.94 N 625. Перечень платных медицинских работ и услуг и единый порядок расчета их стоимости определены приказом Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора РФ (ГКСЭН РФ) от 07.09.93 N 91.

Положением о порядке ценообразования на платные медицинские работы и услуги в учреждениях Госсанэпидслужбы России (приложение к приказу), в частности пп. 3.1,3.2, предусмотрено обязательное включение в калькуляцию расчетной цены работ, услуг (полной стоимости) плановой прибыли, определенной как сумма налоговых платежей, отчислений в централизованные фонды, в фонды производственного и социального развития и финансовый резерв. Из чего следует, что оказание услуг и выполнение работ за плату учреждениями Санэпиднадзора в соответствии с приказом ГКСЭН РФ от 07.09.93 РФ N 91 относится к предпринимательской деятельности, поскольку вышеизложенным порядком предусмотрено получение организацией прибыли по мере реализации данных работ и услуг (т.е. систематически).

В письме ГНС РФ от 14.09.93 N ВГ-4-01-/145Н, действительно, дается разъяснение, что у бюджетных организаций к предпринимательской деятельности относятся "все виды деятельности (кроме основной), направленные на получение прибыли (дохода) и не запрещенные действующим законодательством". Однако понятие "основная деятельность" нормативными актами не определено и в данном контексте его надо рассматривать как деятельность, направленную на достижение цели, для которой была создана собственником структура. Государственная санитарно-эпидемиологическая служба РФ согласно возложенным на нее Постановлением Правительства РФ N 625 функциям (п.11 Положения) не преследует в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли, а потому не является коммерческой организацией. Некоммерческая организация, в том числе находящаяся на бюджетном финансировании, может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствует этим целям (пп. 1, 3 ст. 50 ГК РФ 1994 г.). Именно поэтому предпринимательская деятельность не может быть признана для Государственной санэпидслужбы основной.

Только такое толкование разъяснений ГНС РФ не находится в противоречии с существующим законодательством, в том числе и налоговым.

Что касается заполнения карты постановки на налоговый учет, на которую идет ссылка в вопросе, то в ней предусмотрено проставление предприятием кодов ОКОНХ как по основной (один код!), так и прочей деятельности (также один код, хотя как правило, в уставе предприятия перечислены все возможные виды деятельности!), однако определения понятия "основная деятельность" в данном документе не содержится, кроме того, в нем не закреплено положение, что коды в этих позициях должны быть отличны. То есть этот документ не является нормативным для определения основного вида деятельности предприятия, а служит для создания государственной системы учета предприятий и организаций на территории РФ и обобщения статистической информации.

Порядок исчисления и уплаты налога на прибыль, а также формы представления отчетности бюджетными организациями определены письмом МФ РФ N 100 и ГНС РФ N ВГ-6-01/385 от 28.10.92 "Об исчислении и уплате в бюджет налога на прибыль бюджетными учреждениями и о порядке представления отчетности в налоговые органы" в редакции письма МФ РФ N 108 и ГНС РФ N НП-4-01/139Н.

О. Лапина

Выпуск 21, июль 1995 г.




Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".

Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.