• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

О плательщиках НДС по суммам штрафных санкций (Выпуск 15, май 1995 г.)


309. Ссылаясь на п.14 Указа Президента РФ от 22.12.93 N 2270, позволяющий включать в оборот, облагаемый НДС, средства, полученные предприятием от взимания штрафов, пеней, неустоек за нарушение обязательств, а также на распоряжение МПС N нрЦФД-8/9 от 02.02.94 Северное отделение железной дороги списало со счета нашего учреждения не только причитающиеся им суммы штрафов, но и суммы НДС на эти штрафы по ставке 20%. Кого следует считать плательщиком НДС по суммам штрафных санкций - организацию-нарушителя или организацию, получающую штрафные санкции? В каком порядке мы можем разрешить наш спор с отделением железной дороги, если оно списывает суммы с нашего расчетного счета без нашего подтверждения?


До настоящего времени официального разъяснения налоговых служб и Минфина РФ по вопросу уплаты НДС со штрафных санкций не существует. Вместе с тем, по смыслу действующей редакции п.14 Указа N 2270, в облагаемый НДС оборот следует включать именно полученные, а не начисленные или взысканные с предприятия суммы штрафных санкций. Таким образом, можно сделать вывод, что в качестве плательщиков налога на добавленную стоимость по штрафным санкциям Указом названы организации, которым эти суммы были выплачены.

В соответствии со ст.330 ГК РФ 1994 г. (до 01.01.95 г. - ч.2 ст.68 Основ гражданского законодательства Союза ССР и ст.187 ГК РСФСР) неустойкой (штрафом, пеней) является ОПРЕДЕЛЕННАЯ законодательством или договором денежная сумма. Иными словами, организация, нарушившая обязательства по договору, обязана выплачивать НДС со штрафных санкций своему контрагенту только в том случае, если такая выплата была предусмотрена договором или соответствующими нормами действующего законодательства.

Необходимо отметить, что в случае отказа стороны-нарушителя добровольно выплатить партнеру суммы штрафных санкций, эти суммы подлежат взысканию с виновного лица в судебном или арбитражном порядке (ст.330 ГК РФ 1994 г.; ст.68 Основ гражданского законодательства СССР, ст.187-190 ГК РСФСР). Таким образом, споры о начислении НДС по штрафным санкциям в любое время могут быть перенесены в арбитражный суд.

В рассматриваемом нами случае ситуация несколько иная. Согласно положениям Указа Президента РФ N 1328 от 03 ноября 1992 г. "О мерах по улучшению расчетов за перевозки грузов железнодорожным транспортом" расчеты по штрафам, предусмотренным Уставом железных дорог СССР и Правилами перевозок грузов, производятся без акцепта плательщиков.

В соответствии со ст.99 Основ гражданского законодательства и ст.373, 375 ГК РСФСР (действующими до принятия части второй нового ГК) ответственность сторон по договору перевозки определяется на основании действующих уставов, кодексов и иных законодательных актов, а также на основании правил, предусмотренных этими законодательными актами.

Ставки штрафных санкций, подлежащих взысканию с грузоотправителей, за нарушение условий договора перевозки определены Уставом железных дорог и Правилами перевозки грузов. Изменение их размера производится постановлениями Правительства РФ (см., например, постановление Правительства РФ N 95 от 12 марта 1994 г. "Об увеличении размеров штрафов при перевозке грузов железнодорожным, речным и автомобильным транспортом"). Вместе с тем порядок исчисления штрафных санкций определяется Министерством путей сообщения (ст.70 Устава железных дорог СССР).

Как видно из письма нашего читателя, отделение железной дороги, осуществившее списание штрафных сумм, помимо положений Указа N 2270, руководствовалось также распоряжением МПС N нрЦФД-8/9 от 02 февраля 1994 г., устанавливающим исчисление штрафных санкций с учетом НДС. Поскольку этим распоряжением новые ставки штрафов не были установлены, а был лишь изменен порядок их исчисления, можно сделать вывод, что при его издании МПС своих полномочий не превысило, и территориальные отделения железной дороги, взыскивая суммы штрафов, обязаны будут действовать в соответствии с его предписаниями.

Вопрос о соответствии этого решения МПС положениям Указа N 2270 и ГК РФ может быть решен в арбитражном суде соответствующей подсудности при рассмотрении иска, предъявленного к территориальному отделению железой дороги о возврате незаконно удержанных сумм НДС.

На основании п.1 Указа Президента РФ N 104 от 22 января 1993 г. "О нормативных актах центральных органов государственного управления Российской Федерации" нормативные акты министерств и ведомств РФ, затрагивающие законные интересы граждан или носящие межведомственный характер, подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ и официальному опубликованию в газете "Российские вести". Акты, не прошедшие государственную регистрацию или не опубликованные в установленном порядке, не влекут за собой правовых последствий как не вступившие в силу; на указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров (см.также информационное письмо Высшего арбитражного суда N С-13/ОСЗ-267 от 25.08.93 "В связи с утверждением Правил подготовки ведомственных нормативных актов").

ГАРАНТ:

Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. N 763 упомянутый Указ признан утратившим силу. С 28 мая 1996 года порядок вступления в силу нормативных актов центральных органов государственного управления Российской Федерации установлен Указом N 763


Распоряжение МПС N ЦФД-8/9 от 02 февраля 1994 г. зарегистрировано в Министерстве юстиции не было.

Таким образом, в случае предъявления такого иска отделение железной дороги будет лишено возможности ссылаться на указания своего министерства, и спор будет сведен к вопросу о правомерности привлечения к уплате НДС организации, не входящей в число плательщиков в соответствии с положениями п.14 Указа N 2270, и о правомерности взыскания с нее дополнительных сумм штрафа сверх предусмотренных договором.


А. Бажанова

Ответ подвергался редактированию в мае 1995 г.






Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".

Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.