• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Налоговая льгота для малого предприятия (Выпуск 24, сентябрь 1995 г.)


НАЛОГОВАЯ ЛЬГОТА ДЛЯ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ


В соответствии с подп. "б" п.4 ст.6 закона РФ от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" строительные предприятия со среднесписочной численностью до 200 человек в первые два года работы не уплачивают налог на прибыль при условии, если выручка от указанного вида деятельности превышает 70% общей суммы выручки от реализации выполненных работ.

Различное толкование налоговой инспекцией и налогоплательщиком данной нормы породило у одного из наших подписчиков конфликтную ситуацию. Суть возникшего спора заключается в том, что налогоплательщик, выполняя функции генерального подрядчика, претендовал на налоговую льготу. Проводя очередную проверку этого налогоплательщика, ГНИ пришла к выводу об отсутствии оснований для применения рассматриваемой льготы. Кроме этого, по мнению ГНИ, предприятие - генеральный подрядчик осуществляет функции, являющиеся, по сути посредническими услугами. В итоге это предприятие было лишено возможности воспользоваться данной льготой.

Прежде всего следует четко уяснить с точки зрения права характер отношений, в которых участвует генеральный подрядчик. Генеральный подрядчик является одной из сторон в двух самостоятельных договорах, в одном из них он выполняет функции подрядчика, в другом - заказчика (статьи 91, 92 Основ гражданского законодательства СССР). Иными словами, в этих условиях подрядчик будет выступать перед заказчиком в качестве генерального подрядчика, а перед субподрядчиками - в качестве заказчика.

Однако основным правовым документом, регулирующим взаимоотношения заказчика и подрядчика, будет являться все же договор подряда. В последующем по согласованию с заказчиком подрядчик может (если это предусмотрено условиями договора) привлекать для выполнения комплекса или вида работ другие организации - субподрядчиков, заключая с ними договоры субподряда. В этом случае ответственность перед заказчиком за выполнение всех работ в сроки, предусмотренные договором подряда, и с надлежащим качеством должен принять на себя подрядчик (см. пп.2, 7 Руководства по составлению договоров подряда на строительство в РФ, содержащегося в письме Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 10.06.92 N БФ-558/15).

Таким образом, можно сделать два важных вывода:

1) выполняемые субподрядной организацией работы являются частью объема работ, являющихся предметом договора подряда, за выполнение которых генеральный подрядчик несет ответственность перед заказчиком. Применительно к вопросу о налогообложении это значит, что генеральный подрядчик от своего имени реализует заказчику весь комплекс выполненных работ. Никакими иными договорами (в том числе посредническими) данные отношения не регулируются;

2) оплата за выполненный объем работ, который обязан осуществить субподрядчик, является выручкой подрядчика (генерального подрядчика), другими словами, выручкой подрядчика (генерального подрядчика) за реализованные работы, часть которых выполнялась субподрядчиком. Тот факт, что в состав этой выручки включается оплата в полном объеме за весь объем работ, подтверждает п.5.2 письма Минфина РФ от 30.12.93 N 161 "О Типовых методических рекомендациях по планированию и учету себестоимости строительных работ". Соответственно по статье "Выручка (валовой доход) от реализации продукции (работ, услуг)" (код стр.010) отчета о финансовых результатах (форма N 2) генерального подрядчика показывается выручка от реализации всего объема работ.

ГАРАНТ:

Письмом Минфина РФ 15 января 1996 г. N 2 письмо N 161 признано утратившим силу

Порядок определения выручки несколько уточнен в п. 5.2 "Типовых методических рекомендаций по планированию и учету себестоимости строительных работ", утв. Письмом Минфина РФ 15 января 1996 г. N 2

В настоящее время применяются типовые формы предоставления годовой бухгалтерской отчетности, утвержденные Приказом Минфина РФ от 19 октября 1995 г. N 115


Что же касается учета выполняемых субподрядчиком работ, то в п.4.37 того же письма Минфина РФ указано, что выполненные субподрядными организациями, принятые и оплаченные генеральным подрядчиком комплексы специальных строительных работ учитываются генеральным подрядчиком до их сдачи заказчику по договорной цене на счете "Основное производство" в составе незавершенного строительного производства на отдельном субсчете как выполненные субподрядными организациями и не включаются в себестоимость строительных работ генерального подрядчика.

ГАРАНТ:

Эти положения фактически повторены в п. 4.37 "Типовых методических рекомендаций по планированию и учету себестоимости строительных работ", утв. Письмом Минфина РФ 15 января 1996 г. N 2


Исходя из изложенного предприятие, являющееся одновременно генеральным подрядчиком и подрядчиком, имеет право на рассматриваемую льготу по налогу на прибыль. Его деятельность не может быть отнесена к посреднической, поскольку к этой деятельности, согласно п. 2.9 инструкции Госналогслужбы РФ от 10.08.95 N 37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций", относится деятельность предприятия, выступающего в роли комиссионера или поверенного в договоре комиссии или поручения. Договоры комиссии и поручения регламентированы в главах 16 и 17 Основ гражданского законодательства СССР.

В то же время при детальном исследовании возникших обязательственных отношений и наличии ряда необходимых условий можно найти основания для вывода о том, что деятельность генерального подрядчика является посреднической. Например, в договоре подряда между заказчиком и подрядчиком могут быть изначально предусмотрены следующие условия:

- выполнение работ за счет материалов и средств заказчика;

- привлечение подрядчиком для выполнения всего комплекса работ сторонних организаций.

Думается, что в этом случае, по сути, устанавливаются отношения, вытекающие из договора комиссии и содержащие существенные условия данного договора, предусмотренные п.1 ст.119 Основ гражданского законодательства СССР. Основываясь на норме, закрепленной в п.2 ст.170 ГК РФ 1994 г., заключенный договор подряда следует квалифицировать как притворную сделку, т. е. сделку, которая совершена с целью прикрыть другую сделку. Такая сделка (договор) является недействительной (ничтожной) и не влечет юридических последствий с момента ее совершения (п.1 ст.167 и п.2 ст.170 ГК РФ 1994 г.). В то же время к сделке, которую стороны действительно имели в виду (в данном случае - договор комиссии), с учетом существа сделки, применяются относящиеся к ней правила (п.2 ст.170 ГК РФ).

В заключение напомним, что строительная деятельность, в соответствии с постановлением СМ РСФСР от 08.11.91 N 593 "О введении государственного лицензирования строительной деятельности на территории РСФСР", подлежит лицензированию.

Выпуск 24, сентябрь 1995 г.





Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".

Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.