ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПО НДС И НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ
10 августа 1994 г. был издан указ Президента РФ N 1677 "Об уточнении действующего порядка взимания налога на прибыль и налога на добавленную стоимость" (далее - Указ), который продолжает действовать до настоящего времени. В пп. 1 и 2 Указа закреплены нормы, регламентирующие порядок определения цены для расчета НДС и налога на прибыль при реализации продукции по ценам ниже себестоимости, а также выручки (оборота) при обмене предприятиями продукцией (работами, услугами) либо ее передаче безвозмездно. В п. 3 Указа установлено, что в случае выявления налоговыми органами нарушений порядка, предусмотренного пп. 1 и 2 настоящего Указа, на предприятие - продавца кроме штрафов, установленных законодательством РФ, налагается дополнительный штраф в размере суммы занижения объема выручки (оборота).
В связи с этим у читателей возник вопрос о правомерности наложения налоговыми органами дополнительных санкций на основании этого Указа после изменений, внесенных в налоговое законодательство.
Согласно п.5 Указа Правительству РФ поручено внести на рассмотрение в Государственную Думу РФ проект соответствующего федерального закона.
С 10 декабря 1994 г. на территории РФ вступили в силу:
- федеральный закон от 03.12.94 N 54-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в закон РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций";
- федеральный закон от 06.12.94 N 57-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в закон РФ "О налоге на добавленную стоимость".
Таким образом, начиная с этой даты налогоплательщики при определении объектов налогообложения по НДС и налогу на прибыль должны руководствоваться, прежде всего, федеральными законами как актами, имеющими более высокую юридическую силу, чем Указ.
Указанными федеральными законами в соответствующие законы о НДС и налоге на прибыль внесены нормы, по содержанию совпадающие, в основном, с нормами Указа. Однако нормы об ответственности, предусмотренные п.3 Указа, ни в один налоговый закон включены не были.
Данное обстоятельство является одним из оснований для того, чтобы взыскивать с налогоплательщика финансовые санкции в случае совершения им налогового правонарушения в общеустановленном порядке, т. е. на основании ст. 13 закона РФ от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в РФ", а не п.3 Указа.
Вторым основанием является формулировка самой ст.13, а именно п.1 ст.13 Закона о налоговой системе, согласно которому налогоплательщик, нарушивший законодательство, несет ответственность только в установленных законом (а не Указом или другим подзаконным актом - М.В.) случаях.
Подытоживая все вышесказанное, отметим, что взыскание с налогоплательщика дополнительного штрафа на основании п.3 Указа неправомерно. В случае же его взыскания имеет смысл обратиться в арбитражный суд, который, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа (например, указа Президента РФ) закону, обязан принять решение в соответствии с законом (п.2 ст.120 Конституции РФ).
М. Воронин
Выпуск 24, сентябрь 1995 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".
Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".