• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Правовые ошибки при заключении договоров аренды (Выпуск 27, ноябрь 1995 г.)

ПРАВОВЫЕ ОШИБКИ ПРИ ЗАКЛЮЧЕНИИ ДОГОВОРОВ АРЕНДЫ


Как показала практика, юридическая некомпетентность большинства предпринимателей и отсутствие на предприятии, учреждении или организации профессиональных юристов зачастую приводят к заключению с правовой точки зрения безграмотных договоров и соглашений, что, в свою очередь, проявляется в неверном отражении различных финансовых и хозяйственных операций в их бухгалтерском учете и соответственно влечет за собой неправильное исчисление и уплату установленных законодательством налогов и сборов.

Мы остановимся только на одном примере, наглядно демонстрирующем состояние договорной работы большинства юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (объединим их в дальнейшем под общим названием - предприниматели).

Предпринимателю в его деятельности часто требуется автотранспортное средство. В случае приобретения автомобиля в собственность в области налогообложения и бухгалтерского учета особых сложностей не возникает, тогда как при его аренде (временном пользовании) предприниматели, полагаясь исключительно на свой практический опыт и пренебрегая помощью специалистов, нередко допускают всевозможные правовые ошибки и, как следствие, не соблюдают установленный порядок налогообложения и ведения бухгалтерского учета.

Так, Обществом с ограниченной ответственностью с гражданином, имеющим в собственности автомобиль, был заключен договор "аренды автомобиля с водителем", чего с точки зрения действующего законодательства быть не может. Как предполагалось, предусмотренная договором сумма арендной платы будет состоять непосредственно из арендного вознаграждения и вознаграждения, выплачиваемого за работу водителю. Тем не менее в договоре обе суммы раздельно выделены не были. Среди последствий заключения подобного соглашения было не столько неверное отражение данных операций в бухгалтерском учете Общества, сколько неправильное формирование его состава затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), в результате которого вся сумма платы за аренду автомобиля, несмотря на то, что одна из ее составляющих предназначалась на оплату труда водителя, была включена в элемент "Прочие затраты" по п.10 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.08.92 N 552. В бухгалтерском учете данная операция была отражена по дебету счета 20 (26, 44) в корреспонденции с кредитом счета 50 (51,76), что повлекло за собой целую цепочку нарушений.

Прежде всего, у Общества оказалась искаженной сумма финансового результата и соответственно неправильно отражена налогооблагаемая прибыль. Помимо того, размер фонда оплаты труда оказался занижен, вследствие чего произошло недоначисление и неуплата целого ряда налогов и сборов: налога с суммы превышения фактических расходов на оплату труда работников по сравнению с нормируемой величиной (п.13 ст. 2 закона РФ от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций"), транспортного налога (п.25 "б" указа Президента РФ от 22.12.93 N 2270 "О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней"), сбора на нужды образовательных учреждений (закон г.Москвы от 16.03.94 N 7-27 "О сборе на нужды образовательных учреждений, взимаемом с юридических лиц"), а также платежей во внебюджетные фонды (п.3 Порядка уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в ПФ РФ, утвержденного Постановлением ВС РСФСР от 27.12.91 N 2122-1).

Несоответствие данного договора действующему гражданскому законодательству РФ заключается, прежде всего, в том, что объектом гражданских правоотношений могут быть вещи (имущество), работы и услуги, результаты творческой деятельности и личные неимущественные блага, но ни в коей мере не физическое лицо. Помимо того, российское законодательство, рассматривающее аренду как понятие, тождественное имущественному найму, представляет арендные правоотношения как отношения по передаче товаровладельцем (арендодателем), при сохранении за собой права собственности или иного вещного права, на определенных условиях другим лицам (арендаторам) своего имущества для осуществления его хозяйственной и иной его эксплуатации (ст. 275 ГК РФ 1964 г.). Из чего следует, что объектом аренды может быть исключительно имущество: здания, нежилые помещения, оборудование, приборы, имущественные комплексы, а также транспортные средства. Водитель же продает свои услуги, но никак не право эксплуатировать себя как вещь, а потому отношения с ним должны оформляться совершенно иным способом.

Возможно несколько вариантов: это может быть как трудовой договор с включением водителя в штат работников предприятия по всем правилам КЗоТ РФ и оформлением специального соглашения об эксплуатации его личного автомобиля в служебных целях, так и отдельное соглашение в виде гражданско-правового договора подряда на оказание услуг по управлению автомобилем, заключенное в соответствии со ст. 350 ГК РФ 1964 г. Кроме того, как это допускает п. 3 ст. 421 ГК РФ 1994 г., стороны вправе заключить смешанный договор, содержащий элементы и договора аренды, и договора подряда, при том условии, что сумма арендной платы и сумма вознаграждения за управление автомобилем будут четко разграничены; это позволит отнести их к разным статьям расходов и избежать возможных ошибок в налогообложении.

В первом случае постановлениями Правительства РФ от 20.06.92 N 414 "О нормах компенсации за использование личных легковых автомобилей для служебных целей" и от 24.05.93 N 487 "О предельных нормах компенсации за использование личных легковых автомобилей и мотоциклов для служебных поездок" установлены нормы, в пределах которых предприятие-работодатель производит работнику, чье личное транспортное средство используется предприятием в служебных целях, компенсационные выплаты. Данные выплаты, подобно арендной плате, будут частично покрывать расходы работника по эксплуатации и обслуживанию его автомобиля и в соответствии п. 2 "и" ст.1 Положения о составе затрат... в пределах норм, установленных законодательством, включаться в себестоимость продукции (работ, услуг) предприятия-работодателя как затраты, связанные с управлением производством.

Дополнительные же выплаты, производимые по решению руководителя предприятия в порядке исключения, связанные с компенсациями за использование личных легковых автомобилей для служебных поездок, сверх норм возмещения осуществляются за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.

В случае заключения договоров аренды и подряда либо одного смешанного договора ситуация будет иная. Так как арендная плата и вознаграждение, выплачиваемое водителю за управление автомобилем, будут выделяться в статьях договора раздельно, то и учет их следует вести по различным статьям расходов.

Так, в бухгалтерском учете сумма выплачиваемого вознаграждения водителю будет отражена следующим образом:

Д-т счета 20(26,44) - К-т счета 70 - начисление вознаграждения;

Д-т счета 70 - К-т счета 50 - выплата вознаграждения,

а сумма выплаченной суммы арендной платы:

Д-т счета 20(26,44) - К-т счета 76 - начислена арендная плата за отчетный период;

Д-т счета 76 - К-т счета 50 (51) - выплачена арендная плата.

Плата за аренду отдельных объектов производственных фондов будет включаться в себестоимость продукции (работ, услуг) предприятия согласно п. 2 "ч" Положения о составе затрат... в числе "Прочих затрат" по п. 10 Положения как арендная плата за объект основных производственных фондов. В рассматриваемом случае арендуемое транспортное средство полностью отвечает указанным требованиям, потому как в соответствии с п. 41 приказа Минфина РФ от 26.12.94 N 170 "О Положении о бухгалтерском учете и отчетности в РФ" является основным средством, а по характеру фактического использования в производственных целях на основании п. 4 письма Минфина СССР от 07.05.76 N 30 "Положения по бухгалтерскому учету основных средств (фондов) государственных, кооперативных (кроме колхозов) и общественных предприятий и организаций" считается производственным.

Подтверждение этого содержится в п. 2 разъяснений Госналогслужбы РФ от 13.04.92 N ИЛ-4-03/20 "По отдельным вопросам, связанным с применением налогового законодательства о налогообложении физических лиц" и п. 18 разъяснений Госналогслужбы РФ от 10.06.92 N ВГ-6-01/187 "По отдельным вопросам, связанным с применением налогового законодательства о налогообложении юридических лиц в 1992 году", из которых следует, что плата за аренду частных автомобилей, используемых для производственных целей, включается в состав затрат продукции (работ, услуг) предприятия, а граждане, сдающие данное имущество в наем, согласно действующему законодательству, не обязаны получать свидетельство о государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей. Однако мнение ГНИ по г.Москве по этому вопросу совершенно противоположное. (Более подробно позицию экспертов АКДИ по этому вопросу Вы можете прочитать в ФПА "Вопрос-ответ" N 10 за 1994 г.)

Вознаграждение же, выплачиваемое гражданину по договору подряда, следует отражать по п.7 в элементе "Затраты на оплату труда" как оплату труда работника, не состоящего в штате предприятия, за выполнение им работы по гражданско-правовому договору. В таком случае никакого занижения фонда оплаты труда не произойдет и указанные выше налоги, сборы и платежи предприятием будут исчислены и уплачены надлежащим образом.

В заключение хотелось бы выразить надежду, что проделанный нами бухгалтерско-правовой анализ поможет Вам в дальнейшем избежать подобных правовых погрешностей и, как правило, сопутствующих им сложностей и проблем.

Если же Вы в своей практической деятельности уже сталкивались с подобного рода трудностями или у Вас возникали сомнения в правильности заключенных контрактов и соглашений и, как следствие, в верности отражения таких операций в бухгалтерском учете предприятия, мы с большим интересом рассмотрим Вашу ситуацию на страницах нашей рубрики.


М. Бойкова

Ю. Камфер

Выпуск 27, ноябрь 1995 г.


Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".

Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".

Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.