• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Новая система налогообложения малых предприятий (Выпуск 3, февраль 1996 г.)

НОВАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ


В первом номере нашего журнала за 1996 г. была опубликована статья, посвященная вопросам определения основных критериев, необходимых для отнесения предприятия к категории "малых". В связи с тем что первые недели наступившего года принесли немало изменений для этой категории плательщиков, мы публикуем краткий комментарий нормативных актов, которые были приняты в этот период.

Прежде всего следует отметить новые изменения, внесенные в Закон РФ от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" Федеральным законом РФ от 31.12.95. N 227-ФЗ. В указанной выше статье мы отмечали, что одной из основных трудностей, с которыми малые предприятия сталкиваются в своей деятельности, является наличие нескольких сложных и запутанных определений "малого предприятия", которые действуют одновременно и применяются для различных целей (для целей применения налоговых льгот и для применения мер государственной поддержки). Новой редакцией Закона РФ "О налоге на прибыль..." предусмотрено, что критерии отнесения предприятия к малым определяются в соответствии с Федеральным законом РФ от 14.06.95 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ" (изменения к п.1 ст.1 и к п.4 ст.6).

Попытка законодателя определить для малых предприятий общую систему признаков, безусловно, очень важна, однако внесения подобных изменений только в Закон РФ "О налоге на прибыль..." недостаточно. Определение малых предприятий в инструкции Госналогслужбы от 11.10.95 РФ N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" (п.30) не изменилось; таким образом, малые предприятия, устанавливая период уплаты НДС в бюджет и определяя порядок расчета НДС при приобретении основных средств и нематериальных активов, должны будут использовать старое "налоговое" определение до внесения изменений в Инструкцию или в Закон РФ "О налоге на добавленную стоимость".

Следует отметить и другие изменения в Законе РФ "О налоге на прибыль...", связанные с льготированием малых предприятий. В перечень малых предприятий, имеющих льготу по налогу в течение первых двух лет работы, включены предприятия по производству продовольственных товаров, медицинской техники, лекарственных средств и изделий медицинского назначения; из числа строительных организаций в числе льготируемых оставлены те, которые осуществляют строительство объектов жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения. Ужесточена процедура взыскания налога с льготируемых предприятий, прекративших свою деятельность: срок, который должно отработать предприятие, увеличен с трех до пяти лет; в бюджет взыскивается не только сумма невыплаченного налога, но еще и сумма процентов, рассчитанных исходя из ставки Центробанка РФ, действовавшей в соответствующий отчетный период.

В связи с использованием при налогообложении определения малых предприятий, данного в Федеральном законе РФ от 14.06.95 N 88-ФЗ, плательщикам нужно обратить внимание на следующее: с 1 января 1996 г. (даты вступления изменений в силу) льготами по налогу на прибыль не смогут воспользоваться некоммерческие и бюджетные организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность; любая льгота по налогу на прибыль будет предоставлена только тому малому предприятию, в уставном капитале которого доля РФ и субъектов РФ, либо общественных или благотворительных фондов, либо юридических лиц, не являющихся малыми предприятиями, не будет превышать 25%.


* * *


Другим законодательным актом, направленным на осуществление коренной реорганизации системы налогообложения малых предприятий, является Федеральный закон РФ от 29.12.95 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства", вступивший в силу 11 января 1996 г.

Основные идеи Закона заключаются в следующем: субъекты малого предпринимательства (граждане-предприниматели и предприятия со среднесписочной численностью до 15 человек) в добровольном порядке могут подать просьбу о замене уплаты всей совокупности налогов (включая федеральные налоги и подоходный налог для предпринимателей) на уплату единого налога, исчисляемого либо с совокупного дохода, либо с валовой выручки. Общие ставки по налогу устанавливаются в размере до 30% от совокупного дохода либо до 10% от суммы валовой выручки. Эти же субъекты получают право пользоваться упрощенной системой учета хозяйственных операций, при которой ведется только кассовая книга и книга учета доходов и расходов.

К сожалению, целый ряд норм этого Закона, а также предложенный механизм его реализации уже сейчас вызывают серьезные сомнения в его работоспособности.

Во-первых, для того чтобы Закон мог применяться на практике, необходимо:

а) определение Минфином РФ упрощенных форм бухгалтерской отчетности и налоговых расчетов, а также книги учета доходов и расходов;

б) определение Госналогслужбой РФ формы патента, который является подтверждением права применять упрощенную систему и выдается на один год;

в) установление органами государственной власти субъектов РФ:

- годовой стоимости патента для предприятий в зависимости от вида деятельности и размера штрафа за его утрату;

- конкретных ставок единого налога, зачисляемого в бюджет субъекта РФ;

- условий применения для отдельных предприятий "расчетного порядка" (этот порядок допускает определение органами государственной власти конкретных сумм налога, основанных на показателях "типичных организаций-представителей". Законом установлено, что суммы налога, исчисленные предприятием, попавшим в эту категорию, не могут быть ниже рассчитанных; таким образом, размер налога будет зависеть не от ставок налога и реального дохода предприятия, а от показателей "типичного представителя". Такой подход, безусловно, противоречит основным принципам налоговой системы РФ);

- объекта налогообложения (Законом предусмотрено, что органами государственной власти осуществляется выбор объекта между совокупным доходом и валовой выручкой в зависимости от вида деятельности предприятия. К сожалению, Закон не конкретизирует, производится этот выбор для каждого предприятия, для группы предприятий или в целом по региону);

- льгот и льготного порядка по уплате налога (при этом федеральным органам власти не предоставлены права по установлению льгот по единому налогу, следовательно, треть от общей суммы налога, подлежащая зачислению в федеральный бюджет, будет подлежать выплате всегда).

Таким образом, мы видим, что фактически система упрощенного порядка налогообложения будет формироваться местными органами власти, при этом Закон определяет самые общие (и не всегда корректные) направления для ее построения. Послужит ли это на пользу налогоплательщикам, сказать трудно.

Во-вторых, для малого предприятия будет вовсе не простым делом добиться права применения упрощенной системы. Закон вводит новые критерии для малых предприятий, желающих стать "субъектами упрощенной системы". Кроме ограничений по численности сотрудников (до 15 человек) установлены следующие ограничения:

- по видам деятельности (не могут использовать упрощенную систему предприятия, занятые производством подакцизной продукции, кредитные организации, страховщики, инвестиционные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг, предприятия игорного и развлекательного бизнеса, субъекты, для которых Минфином РФ установлен особый порядок ведения бухгалтерского учета и отчетности, а также организации, созданные на базе ликвидированных структурных подразделений действующих предприятий);

- по объему оборота (объем валовой выручки за год, предшествующий подаче заявления, не должен превышать стотысячекратного минимального размера оплаты труда);

- по уровню "благонадежности" (организация не должна иметь просроченной задолженности по уплате налогов и обязательных платежей, все необходимые расчеты по налогам и документы бухгалтерской отчетности должны быть сданы своевременно за предыдущий отчетный период).

У предприятий, занимающихся организацией концертов, выставок, у платных библиотек и т.п. могут возникнуть вопросы, связанные с отсутствием определения "развлекательный бизнес" в действующем законодательстве; неясно, могут ли применять упрощенную систему малые предприятия, созданные на базе ликвидированных головных организаций.

Плательщикам следует обратить внимание на указание, что в среднесписочную численность сотрудников включаются сотрудники филиалов и подразделений независимо от того, являются эти филиалы самостоятельными плательщиками или нет. Для малых предприятий, имеющих структурные подразделения, это не станет окончательным разрешением проблемы расчета среднесписочной численности, однако позицию законодателя по этому вопросу можно считать теперь достаточно ясной.

Для предприятий, в уставном капитале которых доля РФ превышает 25% (и других категорий, указанных в Федеральном законе N 88-ФЗ), а также для некоммерческих организаций остается неразрешенным вопрос, могут ли они пользоваться упрощенной системой. С одной стороны, поскольку рассматриваемым Законом такая система устанавливается для всех субъектов малого предпринимательства, следует использовать определение, данное в Федеральном законе N 88-ФЗ; с другой стороны, прямая ссылка на Федеральный закон N 88-ФЗ здесь отсутствует, а в качестве признаков "субъектов упрощенной системы" ограничения подобного рода не указаны.

Официальным подтверждением права пользоваться упрощенной системой для предприятий и граждан-предпринимателей является патент, который выдается в территориальной налоговой инспекции по заявлению плательщика сроком на один календарный год. По истечении 365 дней всю процедуру необходимо повторить заново.

В-третьих, новым Законом предусмотрен крайне сложный и запутанный порядок исчисления налогов. Действительно, по общему правилу, установленному в Законе, объектом налогообложения является либо валовая выручка, либо совокупный доход (по выбору органа государственной власти субъекта РФ). Однако этим же Законом предусмотрено, что предприятия уплачивают в бюджет еще и годовую стоимость патента на право использования упрощенной системы, при этом годовая стоимость вносится ежеквартально и засчитывается в счет уплаты налога. Стоимость патента определяется местными органами власти с учетом вида деятельности предприятия в пределах ставок единого налога, и, таким образом, сумма налога, подлежащая взносу в бюджет, крайне мало будет зависеть от действительного размера выручки или дохода предприятия и может превратиться в фиксированную сумму платежа.

В связи с тем что введение упрощенной системы допускается Законом не с начала календарного года, а с начала любого квартала, у предприятий возникают вопросы, связанные с уплатой налога на прибыль. В случае, если предприятие переходит на обычную систему уплаты налогов в середине года, неясно, как оно должно производить расчет по итогам года (ведь налог на прибыль исчисляется нарастающим итогом, а реальную прибыль предприятие получало в течение всего года). Возникают проблемы также и в случае, если предприятие отказывается или теряет право на применение упрощенной системы в течение периода действия для него этой системы: стоимость патента устанавливается на целый год и Закон не содержит указаний о том, что суммы, не внесенные в оплату патента, прощаются предприятию.

Для граждан-предпринимателей Законом допущено смешение объектов налогообложения. Валовая выручка либо совокупный доход установлены в качестве объектов исчисления налога для всех субъектов упрощенной системы. В то же время Закон предусматривает, что предприниматели уплачивают только стоимость патента. Попутно здесь возникают следующие проблемы: вся сумма, внесенная предпринимателем, полностью вносится в бюджет субъекта РФ и Законом предусмотрено, что в бюджет субъекта зачисляется 20% от совокупного дохода или 6,67% от валовой выручки; таким образом, стоимость патента для предпринимателей не должна превышать этих размеров. Поскольку при индивидуальном подходе достичь такой точности невозможно, для предпринимателей всегда будет применяться рассмотренный выше "расчетный порядок" (при котором фиксированная сумма платежа за патент фактически может в несколько раз превысить 10% валовой выручки или 30% совокупного дохода конкретного предпринимателя). При этом федеральный бюджет не получит от доходов предпринимателей ни копейки.

Кроме изложенного выше вызывает серьезные сомнения экономическая выгода для предприятия в применении подобной системы. Несмотря на то что единым налогом заменяется уплата налога на прибыль, НДС, налога на пользователей автодорог и пр. (которые не только велики по размеру, но и сложны для расчета), предприятие не освобождается от уплаты таможенных платежей, госпошлин, налога на приобретение автотранспортных средств, лицензионных сборов и, наконец, отчислений во внебюджетные фонды.

Законом предусмотрено также, что предприятие ежемесячно сдает в налоговый орган расчет по налогу (по новой форме, которая должна быть разработана Минфином РФ), выписку из книги доходов и расходов, а также представляет для проверки саму книгу и платежные поручения об уплате единого налога в бюджет. Никаких обязательств по возврату излишне уплаченных в бюджет сумм налога этот Закон не содержит. Кассовые операции (с ограничением расчетов при помощи наличных средств, порядка хранения наличных денег в кассе, ведения кассовой книги) предприятия должны будут осуществлять по прежним правилам.

Что касается предпринимателей, то можно однозначно утверждать, что для них применение упрощенной системы невыгодно. Предприниматель уже сейчас уплачивает один подоходный налог (если не считать нескольких небольших по размеру налогов) и ведет бухгалтерский учет по упрощенной форме. При этом он отчитывается один раз в год (при представлении декларации), три раза в год вносит авансовые платежи, использует полностью перечень затрат, указанный в Положении о составе затрат по производству и реализации продукции, утвержденном постановлением Правительства РФ от 05.08.92 N 552 (в редакции от 01.07.96); проверка его деятельности осуществляется для него в общем порядке (не реже одного раза в течение двух лет).

Упрощенная система предполагает для предпринимателя внесение ежеквартальных налоговых платежей, ежеквартальные проверки, применение исчерпывающего перечня затрат, установленного в Законе (последнее относится также и к предприятиям), а также установление для него "расчетного порядка". Кроме того, при упрощенной системе предприниматель будет нести ответственность не по Закону РФ от 07.12.91 N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц", а по ст.13 Закона РФ "Об основах налоговой системы в РФ" и уплачивать пеню за просрочку платежа в размере 0,7%.

Определенный парадокс заключается в том, что экономическая выгода от применения этого Закона неизвестна и государственным органам: в Заключении по этому Закону, представленном Комитетом Совета Федерации РФ по бюджетам, налоговой политике и финансовому регулированию, отмечалось, что к Закону "не имеется необходимых расчетов, подтверждающих правильность определения ставок единого налога". Помимо всего прочего, это означает возможную (и неоднократную) коррекцию ставок налога впоследствии.

Наконец, следует отметить, что применение этого Закона вообще проблематично до внесения соответствующих изменений в законы по конкретным налогам - ни один из действующих Законов не предусматривает для субъектов упрощенной системы освобождения от уплаты налоговых платежей. Для предпринимателей особенно актуальными станут вопросы об обложении подоходным налогом доходов по трудовым договорам, от реализации собственного имущества, стоимости подарков от юридических лиц, а также вопросы, связанные с представлением декларации, и пр.

Закон изобилует многими юридическими и экономическими неточностями и шероховатостями, приводить которые полностью просто не имеет смысла. В любом случае можно посоветовать руководителям малых предприятий не спешить с сокращением штата своих бухгалтерий, поскольку даже в случае перехода на "упрощенную систему" вопросов для квалифицированных бухгалтеров и юристов будет более чем достаточно.

А. Бажанова

Выпуск 3, февраль 1996 г.


Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".

Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".

Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.