• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Расчеты в иностранной валюте (Выпуск 2, февраль 1996 г.)

Расчеты в иностранной валюте


1. Нормативно-правовое регулирование расчетов в иностранной валюте


Использование иностранной валюты, а также платежных документов в иностранной валюте при осуществлении расчетов на территории Российской Федерации по обязательствам допускается в случаях, в порядке и на условиях, определенных законом или в установленном им порядке (п.3 ст.317 части первой Гражданского кодекса РФ 1994 г.).

Ст. 82 Федерального закона РФ от 26.04.95 N 65-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О Центральном банке РФ (Банке России)" конкретизирует данное правило, устанавливая, что иностранная валюта в качестве средства платежа при осуществлении безналичных расчетов за товары и услуги может использоваться лишь в случаях, установленных федеральными законами.

Основным законодательным актом, определяющим принципы осуществления расчетов в иностранной валюте, является Закон РФ от 09.10.92 N 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле". В его развитие было принято немалое количество подзаконных актов. К ним относятся: указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные нормативные акты (в основном это акты Центрального банка РФ).

Укажем основные подзаконные акты, относящиеся к рассматриваемой сфере правового регулирования.


Указы Президента РФ:


от 15.11.91 N 213 "О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР";

от 14.06.92 N 629 "О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин";

от 27.10.92 N 1306 "О реализации гражданам на территории РФ товаров (работ, услуг) за иностранную валюту";

от 23.05.94 N 1005 "О дополнительных мерах по нормализации расчетов и укреплению платежной дисциплины в народном хозяйстве";

от 21.11.95 N 1163 "О первоочередных мерах по усилению системы валютного контроля в РФ" (вступает в силу с 26.12.95).


Постановления Правительства РФ:


от 06.03.93 N 205 "Об усилении валютного и экспортного контроля и о развитии валютного рынка";

от 08.06.93 N 531 "Об упорядочении в РФ строительства объектов, осуществляемого за счет государственных валютных средств и государственных иностранных инвестиционных кредитов";

от 30.06.94 N 756 "Об утверждении Положения о совершении сделок с драгоценными металлами на территории РФ".


Ведомственные акты:


а) письмо Госбанка СССР от 24.05.91 N 352 "Основные положения о регулировании валютных операций на территории СССР";

б) инструкции ЦБ РФ:

от 29.06.92 N 7 "О порядке обязательной продажи предприятиями, объединениями, организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведение операций на внутреннем валютном рынке РФ";

от 16.07.93 N 16 "О порядке открытия и ведения уполномоченными банками счетов нерезидентов в валюте РФ";

от 27.02.95 N 27 "О порядке организации работы обменных пунктов на территории РФ, совершения и учета валютно-обменных операций уполномоченными банками";

в) инструкции ЦБ РФ и ГТК РФ:

от 12.10.93 N 19, 01-20/10283 "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в РФ валютной выручки от экспорта товаров";

от 26.07.95 N 30, 01-20/10538 "О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары" (согласно п.1 письма ЦБ РФ от 15.11.95 N 208, Инструкция вводится в действие с 1 января 1996 г., за исключением пп.2.1, 2.2, абз. 11 п.3.5, п.6.9, разд. 7, действие которых обусловлено утверждением органами законодательной и исполнительной власти РФ соответствующих нормативных актов. В связи с принятием Указа Президента РФ от 21.11.95 N 1163, содержащим нормы, аналогичные положениям пп.2.1 и 2.2, с 1 января 1996 г. пп. 2.1 и 2.2 также вступают в действие);

г) приказы ЦБ РФ:

от 30.01.92 N 02-23 "Об ограничениях на выдачу средств со счетов в иностранной валюте";

от 29.06.92 N 02-104А "Об утверждении Инструкции N 7";

от 07.12.93 N 02-204 "О порядке подписания лицензий, выдача которых в соответствии с валютным законодательством РФ относится к компетенции Банка России";

д) письма ЦБ РФ:

от 27.07.92 N 19-4-007/1537 "Порядок обязательной продажи иностранной валюты предприятиями, осуществляющими услуги в области автомобильного транспорта";

от 15.09.92 N 17 "Изменения и дополнения к Инструкции N 7";

от 12.11.92 N 03-113 "О порядке обязательной продажи страховыми организациями части экспортной валютной выручки на внутреннем валютном рынке РФ";

от 20.01.93 N 28 "О порядке реализации гражданам товаров (работ, услуг) за иностранную валюту на территории РФ";

от 19.02.93 N 19-4-12/398 "О некоторых вопросах валютного законодательства";

от 16.07.93 N 44 "О порядке открытия и ведения уполномоченными банками счетов нерезидентов в валюте РФ";

от 18.08.93 N 52 "О реализации билетов за иностранную валюту";

от 01.10.93 N 56 "Об изменении порядка реализации гражданам на территории РФ товаров (работ, услуг) за иностранную валюту";

от 15.10.93 N 61 "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в РФ валютной выручки от экспорта товаров";

от 27.12.93 N 67 "О некоторых вопросах порядка обращения наличной иностранной валюты на территории РФ";

от 24.01.94 N 72 "О порядке обязательной продажи предприятиями, учреждениями, организациями, оказывающими услуги международной связи, части валютной выручки";

от 25.05.94 N 125-94 "Об инструкции по проведению экспертизы обоснованности недополучения или задержки получения валютной выручки от экспорта российских товаров";

от 30.06.94 N 98 "О выполнении Указа Президента от 23.05.94 N 1005";

от 29.07.94 N 103 "О порядке проведения валютных операций по счетам, открытым в иностранных банках";

от 02.09.94 N 107 "Об уточнении порядка обращения наличной иностранной валюты на территории РФ";

от 25.10.94 "О законности валютных операций";

от 11.01.95 N 138 "Об отмене ограничений на осуществление валютных операций по счетам в иностранной валюте юридических лиц";

от 02.02.95 N 142 "О применении письма ЦБР от 18.08.93 N 52";

от 24.02.95 N 12-86 "О применении валютного законодательства";

от 20.03.95 N 150 "О порядке оформления операций по зачислению и снятию наличной иностранной валюты физическими лицами с их валютных счетов в уполномоченных банках";

от 26.06.95 N 178 "Об изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки на внутреннем валютном рынке";

от 06.10.95 N 12-524 "О перечне документов, представляемых для получения лицензий на операции, связанные с движением капитала";

от 15.11.95 N 208 "О введении в действие Порядка осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары";

е) телеграммы ЦБ РФ:

от 24.01.92 N 19-92 "О регулировании валютных операций";

от 03.11.92 N 239-92 "О реализации гражданам на территории РФ товаров (работ, услуг) за иностранную валюту";

от 31.12.92 N 286-92 "О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин";

от 09.02.93 N 21-93 "О соблюдении порядка обязательной продажи иностранной валюты";

от 25.03.93 N 50-93 "Об отдельных вопросах применения Инструкции ЦБР от 29.06.92 N 7";

от 25.03.93 N 51-93 "О мерах по валютному регулированию и валютному контролю";

от 19.05.93 N 83-93 "О действии Основных положений о регулировании валютных операций на территории СССР";

от 02.09.94 N 171-94 "О порядке осуществления валютных операций нерезидентами на внутреннем валютном рынке РФ".

ж) иные ведомственные акты:

приказ ГТК РФ от 19.05.93 N 197 "О порядке ввоза в РФ и вывоза из РФ иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте уполномоченными банками";

выписка из Протокола ЦБ РФ от 26.11.93 N 47 "О порядке выдачи лицензий на перевод капитала из РФ";

приказ Минфина РФ от 13.06.95 N 50 "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет имущества и обязательств организаций, стоимость которых выражена в иностранной валюте".


Как видно из представленного перечня актов, большую их часть составляют акты Центрального банка РФ. Приняты они были в развитие некоторых законодательных норм. Так, Закон о валютном регулировании и валютном контроле наделяет ЦБ РФ полномочиями устанавливать порядок осуществления многих валютных операций как резидентами, так и нерезидентами (определения понятий "резиденты" и "нерезиденты" содержатся в пп.5, 6 ст.1 названного Закона). Следует также отметить, что одной из функций ЦБ РФ является осуществление валютного регулирования.

Кроме этого, ЦБ РФ вправе по вопросам, отнесенным к его компетенции Федеральным законом о ЦБ РФ и другими федеральными законами, издавать нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц (ст.6 Федерального закона о Банке России). В той же статье Закона указано, что нормативные акты ЦБ РФ не могут противоречить федеральным законам.

Нормативные акты ЦБ РФ вступают в силу со дня их официального опубликования в официальном издании ЦБ РФ ("Вестнике Банка России"), за исключением случаев, установленных Советом директоров ЦБ РФ. Нормативные акты ЦБ РФ не имеют обратной силы. Те же акты, которые непосредственно затрагивают права, свободы или обязанности граждан, должны быть зарегистрированы в Министерстве юстиции РФ в порядке, установленном для регистрации актов федеральных министерств и ведомств. Однако данное правило стало действовать только с 4 мая 1995 г. - дня вступления в силу нового Федерального закона о ЦБР, в котором оно содержится в ст.6.


II. Расчеты в иностранной валюте между юридическими лицами


1. Расчеты в иностранной валюте между юридическими лицами - резидентами и нерезидентами


Начиная анализировать порядок расчетов в иностранной валюте, необходимо четко уяснить понятийный аппарат, используемый в валютном законодательстве. На выяснении содержания тех или иных понятий и нужно прежде всего остановиться.

Основные понятия, применяемые в актах законодательства по валютному регулированию, определены в ст.1 Закона о валютном регулировании и валютном контроле.

Юридическими лицами-резидентами являются юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ, с местонахождением в РФ.

Юридические лица-нерезиденты - юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами РФ.

Под иностранной валютой понимаются денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в соответствующем иностранном государстве или группе государств, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену денежные знаки, средства на счетах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.

Расчеты между юридическими лицами-резидентами и юридическими лицами-нерезидентами осуществляются в свободно конвертируемой валюте либо в валюте Российской Федерации в порядке, установленном Банком России, если иное не предусмотрено в международных договорах с участием РФ.

Что касается понятия "расчеты в иностранной валюте", то оно входит в понятие "валютные операции", которые, в свою очередь, подразделяются на текущие валютные операции и валютные операции, связанные с движением капитала.

При этом расчеты в иностранной валюте, которые подпадают под определение текущих валютных операций, могут осуществляться резидентами без ограничений. К текущим валютным операциям относятся:

- переводы в РФ и из РФ иностранной валюты для осуществления расчетов без отсрочки платежа по экспорту и импорту товаров, работ и услуг, а также для осуществления расчетов, связанных с кредитованием экспортно-импортных операций на срок не более 180 дней;

- получение и предоставление финансовых кредитов на срок не более 180 дней;

- переводы в РФ и из РФ процентов, дивидендов и иных доходов по вкладам, инвестициям, кредитам и прочим операциям, связанным с движением капитала;

- переводы неторгового характера в РФ и из РФ, включая переводы сумм заработной платы, пенсии, алиментов, наследства, а также другие аналогичные операции.

Центробанком РФ установлен следующий перечень признаков, по которым валютные операции при внешнеторговых сделках могут быть отнесены к текущим и осуществляться без лицензии:

- срок платежа за экспортируемые или импортируемые резидентом товары не должен превышать 180 дней от даты отгрузки (погрузки на борт, отправки или принятия к перевозке);

- срок платежа по консигнационным соглашениям, связанным с импортом и экспортом товаров, не должен превышать 180 дней от даты отгрузки (погрузки на борт, отправки или принятия к перевозке);

- срок платежа или встречной поставки товаров по бартерным, товарообменным и компенсационным сделкам не должен превышать 180 дней от даты отгрузки (погрузки на борт, отправки или принятия к перевозке) товаров, поставленных контрагентом (резидентом или нерезидентом);

- срок платежа в пользу резидента по реэкспортным сделкам не должен превышать 180 дней от даты осуществления резидентом платежа за товар, подлежащий последующему реэкспорту;

- срок платежа за импорт или экспорт услуг не должен превышать 180 дней от даты фактического предоставления услуг;

- в случае уплаты резидентом процентов при возвращении полученного от нерезидента аванса в случае невыполнения обязательств по контракту.

Датой отгрузки (погрузки на борт, отправки или принятия к перевозке) считается дата транспортного документа, т.е. дата, указанная на транспортном документе, или дата на штемпеле, удостоверяющем принятие к перевозке, или дата отметки о погрузке на борт в зависимости от того, какая из них более поздняя. При этом следует учитывать, что в случае выдачи нескольких транспортных документов (от разных дат и/или из разных портов отгрузки) при отгрузке товаров на одном и том же судне и одним рейсом датой отгрузки считается дата последнего транспортного документа.

Те же расчеты в иностранной валюте, которые относятся к валютным операциям, связанным с движением капитала, требуют наличия лицензии Банка России.

К валютным операциям, связанным с движением капитала, относятся:

- прямые инвестиции, т. е. вложения в уставный капитал предприятия с целью извлечения дохода и получения прав на участие в управлении предприятием;

- портфельные инвестиции, т. е. приобретение ценных бумаг;

- переводы в оплату права собственности на здания, сооружения и иное имущество, включая землю и ее недра, относимое по законодательству стране его местонахождения к недвижимому имуществу, а также иных прав на недвижимость;

- предоставление и получение отсрочки платежа на срок более 180 дней по экспорту и импорту товаров, работ и услуг;

- предоставление и получение финансовых кредитов на срок более 180 дней;

- все иные валютные операции, не являющиеся текущими валютными операциями.

На практике возник, в частности, вопрос о необходимости получения разрешения ЦБ РФ на приобретение нерезидентом и резидентом за иностранную валюту акций предприятий-резидентов.

В этой связи следует отметить следующее. Согласно Закону о валютном регулировании и валютном контроле, указанные операции являются портфельными инвестициями (т.е. операциями по приобретению ценных бумаг), которые относятся к валютным операциям, связанным с движением капитала. Как было отмечено, данные операции требуют наличия лицензии ЦБ РФ.

Таким образом, резидент должен получить разрешение ЦБ РФ на зачисление на свой текущий валютный счет средств в иностранной валюте, поступающих от реализации акций предприятия-резидента нерезиденту. В случае если предприятие-резидент реализует свои акции за иностранную валюту резиденту, то резидент, приобретающий акции, должен получить разрешение ЦБ РФ на перевод денежных средств в иностранной валюте на текущий валютный счет предприятия-резидента, реализующего акции.

Для рассмотрения вопроса о предоставлении лицензии (разрешения) на совершение любых валютных операций, связанных с движением капитала, следует представить в Главное управление валютного регулирования и валютного контроля Банка России перечень обязательных документов, указанных в приложении N 1 (Основной перечень документов) к письму ЦБ РФ от 06.10.95 N 12-524. В зависимости от вида совершаемой валютной операции, связанной с движением капитала, к Основному перечню документов необходимо дополнительно представить один из пяти перечней документов, указанных в приложении N 2 данного письма. При решении вопроса о предоставлении лицензии (разрешения) на проведение валютных операций, связанных с движением капитала, Банком России могут запрашиваться иные документы и информация, имеющие характер уточнения (разъяснения).

Осуществление расчетов в иностранной валюте должно происходить строго в установленных валютным законодательством рамках.

Так, не допускается уплата денежных сумм в рублях за оказание услуг или предоставление какого-либо имущества или имущественных прав в РФ с последующим получением эквивалента в иностранной валюте за границей, а также получение денежных сумм в рублях в качестве эквивалента за уплату иностранной валюты за оказание услуг или предоставление какого-либо имущества или имущественных прав за границей.


* * *


Помимо этого, валютным законодательством детально регламентирован порядок проведения расчетов в иностранной валюте при осуществлении экспортно-импортных операций.

Осуществляя экспорт товаров, предприятие-экспортер обязано руководствоваться инструкцией ЦБ РФ и ГТК РФ от 12.10.93 N 19, 01-20/10283 "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в РФ валютной выручки от экспорта товаров". В данной Инструкции детально регламентирован порядок осуществления таможенными органами и банками контроля за поступлением валютных средств на счета предприятий, осуществляющих экспорт товаров, в уполномоченных банках. Контроль осуществляется в форме составления определенных документов (паспорта сделки, учетной карточки таможенно-банковского контроля, реестров, досье, журналов) и их взаимной пересылки между банком и таможенными органами. Одной из основных обязанностей экспортера при этом является обеспечение зачисления валютной выручки от экспорта товаров на свои валютные счета в уполномоченных банках РФ. Экспортер не вправе давать поручение своему контрагенту о перечислении причитающейся ему суммы на счет другого предприятия. Упоминание об этом не случайно, поскольку на практике возникают такие ситуации, когда предприятие-резидент, будучи экспортером по одному внешнеэкономическому контракту, является одновременно импортером по контракту с другим нерезидентом и пытается оформить соглашение с покупателем своего товара о переводе полагающейся ему суммы за оплату товара на счет поставщика по импортному контракту. В этой ситуации действует общее правило, в соответствии с которым зачисление выручки от экспорта товаров на иной счет, чем счет экспортера в уполномоченном банке, указанный в контракте, допускается только при наличии у экспортера разрешения Банка России. С целью осуществления контроля за выполнением вышеуказанных действий Инструкцией был определен порядок действий экспортеров и органов и агентов валютного контроля.

Все поступления в иностранной валюте в пользу предприятий-резидентов, включая выручку от реализации за иностранную валюту на территории РФ товаров (работ, услуг), подлежат обязательному зачислению прежде всего на транзитный валютный счет этого предприятия, с которого производится обязательная продажа 50% валютной выручки от экспорта товаров (работ, услуг) в порядке, предусмотренном инструкцией ЦБ РФ от 29.06.92 N 7 "О порядке обязательной продажи предприятиями, объединениями, организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем валютном рынке РФ". Обязательная продажа производится предприятиями от всей суммы поступлений в иностранной валюте от организаций и физических лиц, не являющихся резидентами РФ (даже при реализации ими товаров (работ, услуг) на территории РФ). После обязательной продажи валютных средств с транзитных валютных счетов оставшаяся часть валютной выручки перечисляется по поручению предприятий на их текущие валютные счета и может использоваться на любые цели в соответствии с действующим законодательством. Инструкцией N 7 установлен перечень поступлений в иностранной валюте, не подлежащих обязательной продаже. К ним, в частности, относятся:

- поступления в качестве взносов в уставный капитал (фонд), а также доходы (дивиденды), полученные от участия в капитале;

- поступления от продажи фондовых ценностей (акций, облигаций), а также доходы (дивиденды) по ним;

- поступления в виде пожертвований на благотворительные цели и др.

В указанной Инструкции, помимо изложенного, регламентированы правила проведения банками операций на внутреннем валютном рынке, а также порядок покупки иностранной валюты на внутреннем валютном рынке. Согласно нормам Инструкции, резиденты РФ имеют право покупать иностранную валюту за рубли через уполномоченные банки на внутреннем валютном рынке для целей осуществления текущих валютных операций, а также платежей в погашение основного долга по кредитам, полученным в иностранной валюте. Иностранная валюта, купленная юридическими лицами-резидентами на внутреннем валютном рынке, подлежит зачислению в полном объеме на их текущие валютные счета в уполномоченных банках РФ.


* * *


Действующим законодательством установлен также порядок контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары. Актом, подробно регулирующим вопросы проведения этого контроля, является инструкция ЦБ РФ и ГТК РФ от 26.07.95 N 30, 01-20/10538 "О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары". Как указано в письме ЦБ РФ от 15.11.95 N 208, данная Инструкция вводится в действие с 1 января 1996 г. Однако вступление в действие отдельных ее пунктов поставлено в зависимость от принятия органами законодательной и исполнительной власти РФ соответствующих нормативных актов. На сегодняшний день принят только указ Президента РФ от 21.11.95 N 1163 "О первоочередных мерах по усилению системы валютного контроля в РФ". Но, несмотря на то что органами законодательной власти соответствующий документ еще не принят, есть основания полагать, что с 1 января 1996 г. Инструкция вступит в силу в полном объеме.

Система контрольных действий банков и таможенных органов за исполнением импортных контрактов базируется на тех же механизмах, что и контроль за проведением экспортных операций, и заключается в оформлении соответствующих документов с последующим их обменом между банками и таможенными органами.

Инструкция предусматривает следующие способы расчетов за импортируемые товары:

- оплата импортируемых товаров, таможенное оформление которых завершено (т.е. ввезенных и растаможенных товаров);

- оплата импортируемых товаров, отгруженных в адрес получателя, но таможенное оформление которых на территории РФ не завершено (т.е. отгруженных в пользу получателя, но нерастаможенных товаров);

- перевод средств в иностранной валюте в качестве предоплаты. Такой способ расчетов, согласно Инструкции, возможен при наличии банковских гарантий валютного контроля. Но поскольку разд. 7 Инструкции, регламентирующий порядок проведения импорта при переводе иностранной валюты в качестве предоплаты, пока не введен в действие по причине отсутствия соответствующих нормативных актов органов законодательной и исполнительной власти, нормы об указанных гарантиях не действуют. Однако такие акты могут быть приняты в любой момент. Видимо, поэтому Центральный банк РФ в своем письме от 15.11.95 N 208 (п.5) рекомендует воздерживаться от всех видов расчетов, предусматривающих полную или частичную предоплату.

При любом из способов осуществления расчетов в иностранной валюте импортер должен соблюдать следующие основные требования вышеупомянутых Указа Президента РФ и Инструкции ЦБ РФ и ГТК РФ:

- импортер обязан обеспечить ввоз в РФ товара, эквивалентного по стоимости уплаченным за него денежным средствам в иностранной валюте, а в случае непоставки товара - возврат указанных средств, ранее переведенных по импортному контракту иностранной стороне или ее приказу, в сроки, установленные контрактом, но не позднее 180 календарных дней с даты перевода, если иное не разрешено Банком России;

- в случае перевода импортером средств в иностранной валюте иностранной стороне по контракту или ее приказу в качестве оплаты и при непоступлении по истечении 180 календарных дней с даты осуществления перевода оплаченных товаров на таможенную территорию РФ и невозвращении в течение указанного срока переведенной суммы в иностранной валюте на текущий валютный счет импортера в банке импортера импортер несет финансовую ответственность перед государством в размере всей указанной суммы оплаты. Данная ответственность применяться не будет в случае, если поступление товаров на таможенную территорию РФ, а также возврат переведенной в оплату за товары суммы оказались невозможными вследствие непреодолимой силы, т.е. чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельствах, вследствие издания акта государственного органа, а также действий органов или должностных лиц иностранного государства.

Исходя из этого получается, что импортер будет нести финансовую ответственность перед государством за действия своего иностранного партнера, что, мягко говоря, вызывает сомнения с точки зрения законности такого подхода со стороны ЦБ РФ и ГТК РФ, ибо установление правила, согласно которому кредитор отвечает за неисполнение обязательств должником, противоречит сути гражданско-правовых отношений. Однако детальный анализ норм вышеуказанной Инструкции должен быть предметом самостоятельной работы, выходящей за рамки настоящей статьи;

- после оплаты в иностранной валюте импортируемых товаров импортеру запрещается (если иное ему прямо не разрешено ЦБ РФ) до завершения таможенного оформления оплаченных товаров на территории РФ уступать третьим лицам требования, вытекающие из подписанного им контракта и имеющихся у него в связи с указанным контрактом гарантий и поручительств в его пользу. Исключением из этого правила является переуступка прав требования банку импортера;

- сделки, предусматривающие превышение срока в 180 календарных дней между днем оплаты импортируемого товара и датой его таможенного оформления (и наоборот), могут быть осуществлены только при наличии лицензии ЦБ РФ на осуществление валютных операций, связанных с движением капитала.

Таковы основные правила проведения расчетов в иностранной валюте при импорте товаров. Можно считать, что в определенной степени они способствуют надлежащему исполнению обязательств участниками договорных отношений. Причем обязательства должны быть исполнены непосредственно сторонами договора, а не иными лицами. На это обстоятельство следует обратить особое внимание.

В контексте рассматриваемых отношений весьма интересным представляется вопрос, присланный одним из наших подписчиков, следующего содержания:

"В соответствии с договором купли-продажи, заключенным между инопоставщиком и резидентом, инопоставщик поставил полностью резиденту товар, но резидент не в полном размере произвел оплату в течение 180 дней (т.е. текущие валютные операции при последующей оплате могут приобрести статус валютных операций, связанных с движением капитала). В связи с этим возможно ли зачесть задолженность резидента перед инопоставщиком суммами, оплаченными инопоставщику по другим контрактам?"

Анализ действующего валютного законодательства позволяет дать положительный ответ на этот вопрос. Основным аргументом такой позиции может служить тот факт, что в данном случае никакие нормы валютного законодательства, регулирующие порядок проведения расчетов в иностранной валюте, в принципе нарушены быть не могут, поскольку отсутствует само движение денежных средств, выраженных в иностранной валюте. Иными словами, обязанности импортера обеспечить платеж за поставленный товар валютное законодательство не устанавливает. Решение данного вопроса полностью относится к сфере частнопредпринимательских отношений.


2. Расчеты в иностранной валюте между юридическими лицами-резидентами


По общему правилу денежные обязательства должны быть выражены в рублях (статьи 140, 317 Гражданского кодекса РФ). Однако валютным законодательством могут быть предусмотрены случаи использования иностранной валюты при осуществлении расчетов на территории РФ (п.3 ст.317 ГК РФ).

Такие случаи предусмотрены в следующих актах:

- разд. III Основных положений о регулировании валютных операций на территории СССР;

- п.2 письма ЦБ РФ от 13.04.94 N 87 "О порядке осуществления на территории РФ операций с облигациями внутреннего государственного валютного облигационного займа";

- письмо ЦБ РФ от 02.09.94 N 108 "О переводах арбитражного сбора в иностранной валюте";

- п.2 письма ЦБ РФ от 24.02.95 N 12-86.

Между юридическими лицами-резидентами использование иностранной валюты в безналичном порядке и платежных документов в иностранной валюте допускается, в частности, в следующих случаях:

- в расчетах между экспортерами и транспортными, страховыми и экспедиторскими организациями в случаях, когда услуги этих организаций по доставке, страхованию и экспедированию грузов входят в цену товара и оплачиваются иностранными покупателями;

- при расчетах за транзитные перевозки грузов через территорию РФ;

- при оплате комиссионного вознаграждения организациям, осуществляющим посреднические операции с иностранными партнерами по заказам поставщиков экспортной и покупателей импортной продукции;

- при расчетах между поставщиками и субпоставщиками продукции (работ, услуг) на экспорт из валютной выручки, остающейся в распоряжении экспортеров и др.

Для осуществления расчетов в иностранной валюте между юридическими лицами-резидентами во всех иных случаях, кроме тех, которые установлены в вышеназванных актах, требуется наличие у плательщика разрешения Банка России на осуществление каждой отдельной валютной операции.


III. Расчеты в иностранной валюте между юридическими и физическими лицами


На территории РФ осуществлять реализацию гражданам (резидентам и нерезидентам) товаров (работ, услуг) за иностранную валюту могут только предприятия, являющиеся юридическими лицами - резидентами РФ и получившие соответствующее разрешение ЦБ РФ в соответствии с инструкцией ЦБ РФ от 20.01.93 N 11 "О порядке реализации гражданам товаров (работ, услуг) за иностранную валюту на территории РФ".

Что касается юридических лиц-нерезидентов, то допускается реализация представительствами иностранных транспортных предприятий перевозочных документов (авиабилеты, квитанции платного багажа и т.д.) за иностранную валюту гражданам на территории РФ на взаимной основе в соответствии с международными договорами с участием РФ. При этом получать лицензию ЦБ РФ для осуществления такой деятельности не требуется.

Реализация уполномоченными предприятиями товаров (работ, услуг) гражданам за иностранную валюту разрешается только в безналичном порядке. Однако это требование не распространяется на уполномоченные предприятия, реализующие товары под таможенным контролем на таможенной территории РФ (в аэропортах, портах, открытых для международного сообщения, иных местах, определенных таможенными органами РФ), т.е. магазины беспошлинной торговли, на основании соответствующих лицензий ГТК РФ и разрешений ЦБ РФ на прием наличной иностранной валюты за реализацию гражданам товаров на территории РФ.

Валютная выручка, полученная предприятиями от реализации гражданам товаров (работ, услуг), не подлежит обязательной продаже на внутреннем валютном рынке, поскольку не является экспортной выручкой. Вместе с тем она зачисляется на текущие валютные счета соответствующих уполномоченных предприятий и используется ими в соответствии с действующим законодательством.


IV. Ответственность за нарушения валютного законодательства


При рассмотрении того или иного вида юридической ответственности традиционно выделяют следующие ее аспекты:

- субъекты ответственности;

- основания (составы правонарушений) ответственности;

- санкции;

- органы, уполномоченные рассматривать дела о правонарушениях и налагать санкции;

- порядок взыскания санкций.

Субъекты ответственности - резиденты, включая уполномоченные банки, а также нерезиденты.


Основания ответственности
(правонарушения)
Санкции
1. Совершение недействительных в
силу Закона о валютном
регулировании и валютном контроле
сделок

2. Необоснованное приобретение не
по сделке, а в результате
незаконных действий


3. Отсутствие учета валютных
операций

4. Ведение учета валютных операций
с нарушением установленного порядка

5. Непредставление или
несвоевременное представление
органам и агентам валютного
контроля документов и информации в
соответствии с п.2 ст.13 Закона о
валютном регулировании и валютном
контроле
1. Взыскания в доход государства
всего полученного по таким сделкам



2. Взыскания в доход государства
необоснованно приобретенного не по
сделке, а в результате незаконных
действий

3. Штраф в пределах неучтенной
суммы

4. Штраф в пределах суммы, которая
была учтена ненадлежащим образом

5. Штраф в пределах суммы, по
которой документация и информация
не были представлены в
установленном порядке

При повторном совершении указанных в таблице правонарушений, а также за невыполнение предписаний органов валютного контроля резиденты, включая уполномоченные банки, и нерезиденты несут ответственность в виде:

а) взыскания в доход государства сумм, указанных в таблице, а также штрафов в пределах пятикратного размера этих сумм, осуществляемого ЦБ РФ в соответствии с законами РФ;

б) приостановления действия или лишения резидентов, включая уполномоченные банки, или нерезидентов выданных органами валютного контроля лицензий и разрешений.

Взыскание упомянутых сумм штрафов и иных санкций производится органами валютного контроля, в том числе по представлению агентов валютного контроля, с юридических лиц - в бесспорном порядке, с физических лиц - в судебном.

Органами валютного контроля являются:

а) Центральный банк РФ;

б) Правительство РФ в соответствии с законами РФ.

Агентами валютного контроля являются:

а) уполномоченные банки, подотчетные ЦБ РФ;

б) иные организации, которые в соответствии с законодательными актами РФ могут осуществлять функции валютного контроля. Агенты валютного контроля подотчетны соответствующим органам валютного контроля.

Помимо изложенного должностные лица юридических лиц-резидентов, в том числе уполномоченных банков, и юридических лиц-нерезидентов, виновные в нарушении валютного законодательства, несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Валютным законодательством установлены также меры ответственности за нарушение порядка обязательной продажи части валютной выручки (см. Указ Президента РФ от 14.06.92 N 629 и Инструкцию ЦБ РФ от 29.06.92 N 7).

Основанием ответственности является нарушение порядка зачисления валютной выручки предприятия.

Санкция - штраф в размере суммы всей сокрытой выручки в иностранной валюте или рублевого эквивалента суммы штрафа по курсу ЦБ РФ. Уплата штрафа не освобождает предприятия от обязательного перевода валютной выручки на счета в уполномоченных банках РФ и обязательной продажи части валютной выручки. Штраф налагается Госналогслужбой РФ.

Под сокрытой выручкой в иностранной валюте следует понимать выручку, не зачисленную на счета в уполномоченных банках на территории РФ, независимо от отражения ее в бухгалтерском учете предприятий, если иное не разрешено ЦБ РФ. Сокрытой выручкой в иностранной валюте считаются также суммы, выплаченные в наличной иностранной валюте (командировочные расходы, заработная плата нерезидентам и т.п.) из выручки, полученной предприятием от реализации гражданам в установленном ЦБ РФ порядке товаров (работ, услуг) на территории РФ за иностранную валюту, до сдачи ее в уполномоченный банк для зачисления на текущий валютный счет предприятия.

Помимо этого, предприятия несут ответственность за необоснованное завышение расходов в иностранной валюте, относимых в уменьшение подлежащей обязательной продаже экспортной выручки.

За неправильное или несвоевременное осуществление расчетов по обязательной продаже уполномоченные банки несут ответственность в виде штрафа в размере 100 тыс. руб. за каждое нарушение требований вышеуказанной Инструкции. Взыскание этого штрафа производится главными территориальными управлениями ЦБ РФ в бесспорном порядке. К уполномоченным банкам могут быть применены также иные меры воздействия, вплоть до отзыва лицензии на совершение валютных операций.

В дополнение к изложенному отметим, что законодательством предусмотрена также ответственность за несоблюдение требования таможенного режима экспорта об обязательном зачислении в установленном порядке на счета в уполномоченных банках всей валютной выручки от экспорта товаров в определенные сроки исполнения текущих валютных операций. Данный вид ответственности регламентирован ст.273 Таможенного кодекса РФ и принятыми в его развитие приказами ГТК РФ от 02.08.94 N 391-дсп и от 24.07.95 N 467. Более подробно порядок привлечения к ответственности за нарушения норм таможенного законодательства изложен в статье "Валюта под контролем", опубликованной в газете "Экономика и жизнь", 1995, N 50.

Валютным законодательством установлены также меры ответственности за нарушения порядка проведения экспортно-импортных операций.

Ответственность экспортера регламентирована разделами IV, V инструкции ЦБ РФ и ГТК РФ от 12.10.93 N 19, 01-20/10283 "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в РФ валютной выручки от экспорта товаров". В частности, экспортер за непредставление в банк информации о внесении в контракт, положенный в основу подписанного паспорта сделки (ПС), дополнений и/или изменений, затрагивающих данные ПС (для оформления дополнительного листа ПС), за непредставление в банк копии ГТД в установленные сроки или за непредставление в указанные в Инструкции сроки запрашиваемой банками информации несет ответственность в виде штрафа в размере 10 тыс. руб. за каждый день просрочки сверх установленных сроков представления указанной информации в банк, но не свыше суммы по контракту, по которой документация и информация не были представлены в установленном порядке. Указанные штрафы взыскиваются главными территориальными управлениями Банка России в бесспорном порядке (посредством списания сумм штрафов со счетов экспортера в иностранной валюте или в рублях по курсу Банка России на дату списания суммы штрафа на основании распоряжения начальника соответствующего главного территориального управления Банка России) по результатам как самостоятельных проверок, в том числе по представлению банков, так и проверок, проведенных таможенными, налоговыми органами, Федеральной службой валютного и экспортного контроля РФ.

Что касается импортера, то выше уже были указаны основные меры ответственности, которые к нему могут применяться при наличии соответствующих оснований. Помимо этого, основываясь на нормах Закона о валютном регулировании и валютном контроле, Банк России в п.10.4 инструкции ЦБ РФ и ГТК РФ от 26.07.95 N 30, 01-20/10538 "О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары" (далее - Инструкция) установил порядок применения финансовых санкций за указанные в п.2 ст.14 вышеназванного Закона правонарушения. Меры ответственности, установленные в этом пункте Инструкции, применяются только за несвоевременное представление в банк импортера ксерокопии ГТД.

Говоря об ответственности импортера, необходимо также отметить следующее обстоятельство. При осуществлении импортером предоплаты в иностранной валюте ему выдается гарантия валютного контроля (гарантия ВК), за исключением случаев, указанных в п.7.1 Инструкции. Гарантия ВК выдается банком импортера и представляет собой обязательство, в силу которого банк импортера обязуется уплатить суммы, причитающиеся к уплате при привлечении импортера к финансовой ответственности, возникающей при непоступлении товаров, за которые была произведена предоплата, и невозврате ранее переведенных средств в иностранной валюте. Банк импортера, выдавший гарантию ВК, несет перед государством в лице органов валютного контроля солидарную с импортером финансовую ответственность в соответствии с п.2.2 Инструкции в пределах обязательств, вытекающих из текста гарантии ВК. Порядок привлечения к ответственности импортера в этих случаях регламентирован пп.7.11-7.17 Инструкции. Заметим только, что в случае удовлетворения требования по гарантии ВК импортер освобождается от финансовой ответственности перед государством в сумме, взысканной с банка импортера, но не освобождается от обязательств, возникших у него перед банком в связи с выдачей последним гарантии ВК. Напомним, что данные правовые нормы вступят в силу одновременно с введением в действие разд. 7 Инструкции.

Если при применении к предприятию каких-либо мер ответственности органами, налагающими санкции, были нарушены нормативно-правовые предписания действующего законодательства, оно вправе обратиться в арбитражный суд с соответствующим исковым заявлением (ст.22 Арбитражного процессуального кодекса РФ). Нельзя не признать, что данное правило, касающееся законодательно предоставленной возможности судебного обжалования неправомерных решений государственных органов, является важнейшей гарантией соблюдения прав и законных интересов всех субъектов предпринимательских отношений.


М. Воронин

Выпуск 2, февраль 1996 г.


Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".

Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.