Новые проблемы в исчислении и перечислении подоходного налога (Выпуск 2, февраль 1996 г.)


НОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ИСЧИСЛЕНИИ И ПЕРЕЧИСЛЕНИИ ПОДОХОДНОГО НАЛОГА


Порядок исчисления и уплаты подоходного налога и возникающие при этом проблемы неоднократно освещались на страницах нашего издания, однако с принятием каждого нового документа вопросов становится все больше.

Сегодня хотелось бы остановиться на порядке исчисления и перечисления в бюджет подоходного налога, взимаемого с физических лиц по месту основной работы.

Основным документом, регулирующим порядок исчисления подоходного налога, является Закон РФ от 07.12.91 N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц" (далее - Закон).

Методические разъяснения норм закона содержатся в инструкции Госналогслужбы РФ от 29.06.95 N 35 "По применению Закона РФ "О подоходном налоге с физических лиц" (далее - Инструкция), вступившей в силу 7 сентября 1995 г. (опубликована в газете "Российские вести").

Объектом обложения подоходным налогом у физических лиц является совокупный годовой доход как в денежной, так и в натуральной форме. В его состав включаются заработная плата работника, получаемая по месту основной работы, а также прочие выплаты, получаемые от предприятия, в частности: премии, другие вознаграждения, связанные с выполнением трудовых обязанностей, в том числе по совместительству; от выполнения работ по гражданско-правовым договорам и другим основаниям и пр. (п.21 Инструкции).

В соответствии со ст.96 КЗоТ РФ заработная плата должна выплачиваться не реже, чем каждые полмесяца.

То есть, как правило, предприятие выплачивает работнику аванс за первую половину месяца и производит окончательный расчет заработной платы за вторую половину месяца по его окончании.

До изменений, внесенных в Закон Федеральным Законом от 04.08.95 N 125-ФЗ "О внесении изменений в статью 9 Закона РФ "О подоходном налоге с физических лиц", и изменений и дополнений N 1 от 01.09.95 в Инструкцию налог исчислялся и уплачивался следующим образом.

На основании ст.8 Закона и п.23 Инструкции исчисление налога производится с начала календарного года по истечении каждого месяца с суммы совокупного дохода физических лиц, уменьшенного на вычеты, предусмотренные законодательством, и перечисление его производится по истечении каждого месяца (ст.9 Закона в редакции от 26.06.95).

На основании приведенных положений указанных нормативных актов исчисление и перечисление налога производилось один раз в месяц в момент окончательного расчета по заработной плате.

Изменения, внесенные в Закон и Инструкцию, существенно, на наш взгляд, изменили порядок исчисления и перечисления подоходного налога, а самое главное - вызвали неоднозначное его понимание.

Суть данных разночтений заключается в следующем.

В изменениях и дополнениях N 1 от 01.09.95 п. 31 Инструкции был изложен в новой редакции: "перечисление налога в бюджет должно производиться во всех случаях, независимо от того, производится выплата в виде авансовых платежей, натуральной оплаты или в какой-либо другой форме. В случае, если оплата труда производится несколько раз в месяц или производятся разовые выплаты физическим лицам (уходящим в отпуск, уволенным, в других случаях), суммы налога также должны быть перечислены не позднее дня получения денежных средств на оплату труда в банке или их выплаты из выручки за последний период данного месяца".

Сторонники одной из позиций считают, что с сумм выплаченных авансов за первую половину месяца надо удерживать и перечислять в бюджет подоходный налог, то есть суммы налога перечисляются в бюджет два раза в месяц.

Существует и другое мнение, которое заключается в следующем: поскольку согласно ст.8 Закона исчисление налога производится по истечении каждого месяца, т.е. один раз за истекший период, а на основании ст.9 Закона (редакция от 04.08.95) предприятия и организации обязаны перечислять в бюджет суммы исчисленного и удержанного налога, то следовательно уплата в бюджет подоходного налога может производиться лишь по истечении месяца с суммы совокупного дохода, а редакция п.31 Инструкции содержит лишь более широкое толкование ст.9 Закона и не может применяться как противоречащая норме Закона.

Попробуем проанализировать эти две точки зрения и дать ответ на возникшие вопросы.

Прежде всего надо сказать, что сторонники первой и второй точек зрения делают свои выводы только на основании одного нормативного документа: одни только на основании Закона, другие - Инструкции.

Для того чтобы разобраться, существует ли противоречие между нормами приведенных нормативных актов, необходимо проанализировать оба этих документа.

Ст. 9 Закона (в редакция от 04.08.95) обязывает предприятия перечислять исчисленный и удержанный с физических лиц подоходный налог не позднее дня получения средств на оплату труда (не позднее дня выплаты средств на оплату труда). А аванс есть не что иное, как средства, направленные на оплату труда. Таким образом, норма, изложенная в указанной статье, однозначно говорит о перечислении подоходного налога со всех произведенных выплат на оплату труда.

Кроме того, данный вывод подтверждается и тем, что если в ст.9 Закона (в редакции от 26.06.95) было четко закреплено, что предприятия обязаны перечислить подоходный налог "по истечении каждого месяца", то в изменениях, внесенных Федеральным Законом от 04.08.95 N 125-ФЗ, данная фраза исчезла, что вероятно и позволило Госналогслужбе РФ в п.31 Инструкции сделать вывод о том, что "перечисление налога должно производиться во всех случаях, независимо от того, производится выплата в виде авансовых платежей, натуральной оплаты или в какой-либо другой форме".

Однако остается неясным вопрос исчисления налога, поскольку ст. 8 Закона и п.23 Инструкции устанавливают обязанность исчисления и удержания налога по истечении каждого месяца, т. е. один раз по истечении отчетного периода.

На наш взгляд, методически будет верно производить исчисление и удержание налога также и перед выплатой аванса физическому лицу (о чем и говорит ст.9), но не с совокупного дохода, а лишь с суммы выданного аванса.

В противном случае, исполняя указания ст.9 Закона и п.31 Инструкции по перечислению налога без предварительного его начисления и удержания, предприятие будет вынуждено уплачивать его за счет собственных средств в виде авансовых платежей в бюджет с сумм выданных авансов, что, в свою очередь, ведет к нарушению подп. "а" п. 66 Инструкции, согласно которому "уплата подоходного налога за счет средств предприятий, учреждений и организаций не допускается".

Исчисление и удержание подоходного налога на основании пп. 23 и 30 Инструкции и ст.8 Закона с суммы совокупного дохода физических лиц, уменьшенного на вычеты, предусмотренные законодательством, с зачетом ранее удержанных сумм налога будет производиться по истечении месяца.

М. Бойкова

Выпуск 2, февраль 1996 г.




Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".

Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.