О праве таможенных органов проводить проверку финансово-хозяйственной деятельности участников внешнеторговой сделки (Выпуск 23, август 1995 г.)

629. В процессе проведения внешнеторговой сделки у нас возникли трудности с оформлением таможенных документов. Работники таможни усомнились в правильности декларации таможенной стоимости, потребовали дополнительные документы по сделке. Вправе ли таможня забирать финансово-банковскую документацию с предприятия? Какие требуются документы для проверки?


В соответствии с принятыми в последнее время законодательными актами Российской Федерации право проверки лиц (организаций, предприятий) по вопросам внешнеэкономической деятельности (ВЭД) и контроля за соблюдением ими таможенного и валютного законодательства возложено на таможенные органы. Документами, узаконившими право проведения проверок лиц (предприятий, организаций) таможенными органами, являются Таможенный кодекс Российской Федерации от 18.06.93 N 5221-1 (разд. V "Таможенный контроль", ст. 186 "Проверка финансово-хозяйственной деятельности" и разд. VI "Валютный контроль"), вступивший в действие 21.07.93, а также закон Российской Федерации от 09.10.92 "О валютном регулировании и валютном контроле".

Право проведения проверок финансово-хозяйственной деятельности лиц, перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу Российской Федерации, Государственным таможенным комитетом РФ в свою очередь (указание ГТК России от 24.11.93 N 01-12/994 "О мерах по организации проверок финансово-хозяйственной деятельности участников ВЭД") возложено на отделы таможенной стоимости и валютного контроля (ТС и ВК) региональных таможенных управлений и таможен с привлечением, в случае необходимости, сотрудников иных подразделений таможенных органов.

Рассматривая вопрос по проверке финансово-хозяйственной деятельности участников ВЭД, нужно отметить, что эта проверка предполагает анализ внешнеторговой деятельности данных участников, позволяющий выявить направленность и состояние их экспортно-импортных отношений с иностранными партнерами, нарушения таможенного и валютного законодательства или негативные тенденции во внешнеторговой деятельности.

Проверки осуществляются как "профилактические" (на основе календарных планов), так и уже выявленных конкретных фактов нарушений таможенного законодательства. Для проведения любой проверки в первую очередь необходимо иметь для нее основания, которыми могут служить:

1) календарный план проведения плановых (внеплановых и внезапных) проверок, утвержденный начальником таможенного органа;

2) поручения ГТК РФ;

3) распоряжения начальников региональных таможенных управлений или начальников таможен (по негативным рапортам сотрудников различных структурных подразделений таможенных органов).

При наличии основания по таможенному органу готовятся приказ о проведении проверки с указанием конкретных должностных лиц, участвующих в проверке, а также утвержденный начальником таможни план проведения проверки, в котором должно быть отражено:

- наименование участника ВЭД, форма собственности, состав учредителей, адрес, его финансовые и банковские реквизиты;

- цель проверки;

- период проведения проверки.

Перед проверкой проводится краткий анализ внешнеэкономической деятельности объекта за период, указанный в плане проверки. При этом готовится подборка и предварительное рассмотрение следующих документов: всех учредительных документов, ГТД, ДТС, контрактов, счетов-фактур, транспортных и страховых документов, всех указаний из ГТК России о льготах в области тарифного и нетарифного регулирования, материалов исполнения валютного законодательства, материалов таможенно-банковского контроля и другой информации о деятельности участника ВЭД.

При проведении проверки участника ВЭД должностные лица таможенных органов Российской Федерации вправе:

- требовать безвозмездного предоставления любой документации (включая банковскую) и информации, касающейся осуществления внешнеэкономической и иной хозяйственной деятельности, имеющей отношение к таможенному делу и функциям таможенных органов Российской Федерации;

- получать от должностных лиц и других работников справки, письменные и устные объяснения;

- опечатывать помещения;

- изымать по акту, составленному по форме ГТК России, документы, если они будут проверяться в другом месте.

Изъятые документы должны возвращаться в максимально короткий срок.

При необходимости должностными лицами таможенных органов Российской Федерации могут устанавливаться место и время для ознакомления с документацией и информацией.

Методы, приемы и способы проведения документальной проверки участников ВЭД определены ГТК России в Методических рекомендациях по организации проверок финансово-хозяйственной деятельности лиц, перемещающих товары и транспортные средства через границу Российской Федерации, в целях обнаружения нарушений таможенного и валютного законодательства (указание ГТК России от 24.11.93 N 01-12/994), основанных на Положении о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации.

Действия должностных лиц таможенных органов Российской Федерации при осуществлении проверки не должны причинять неправомерного ущерба лицу, чья финансово-хозяйственная деятельность проверяется.

Результаты проверки оформляются в виде акта произвольной формы, подписываемого должностными лицами таможенного органа, участвующего в проверке, а также руководителем и главным бухгалтером проверяемого предприятия (организации). Акт составляется в трех экземплярах. Первый экземпляр акта с досье по проверке направляется в дела таможни, второй - в отдел валютного контроля ГТК России, третий - передается предприятию (организации). Результаты проведенной проверки, зафиксированные в акте, в случае обнаружения нарушений таможенного и валютного законодательства могут служить основанием для заведения дела о нарушении таможенных правил, возбуждения уголовного дела о контрабанде или ином преступлении в сфере таможенного дела.

В случае обнаружения в результате проверки нарушений, по которым привлечение к ответственности виновных лиц не входит в компетенцию таможенных органов, копия акта направляется в соответствующие государственные органы.

При этом надо отметить, что вся полученная в ходе проверки информация является конфиденциальной и на нее распространяется действие ст. 16 Таможенного кодекса Российской Федерации от 18.06.93 N 5221-1.

Ю. Петров

Выпуск 23, август 1995 г.





Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".

Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.