О правомерности требований налоговых инспекций к бюджетным организациям, получающим доходы от предпринимательской деятельности, о включении в налогооблагаемую базу доходов от реализации основных средств и иного имущества в 1992 г. (Выпуск 24, сентябрь 1995 г.)

677. Правомерны ли требования налоговых инспекций к бюджетным организациям, получающим доходы от предпринимательской деятельности, о включении в налогооблагаемую базу доходов от реализации основных средств и иного имущества в 1992 г., хотя разъяснения по этому поводу были даны в опубликованном только в октябре 1993 г. письме Минфина РФ N 108 и Госналогслужбы РФ N ВГ-4-01-139 от 09.09.93? По какой строке ф.2 приложения к балансу должна найти отражение данная операция?


Требования налоговой инспекции правомерны, поскольку в соответствии со ст. 1 "а" закона РФ от 27.12.91 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" в 1992 г. бюджетные предприятия и организации, являвшиеся юридическими лицами и осуществлявшие предпринимательскую деятельность, были плательщиками налога на прибыль в порядке, определенном законом.

Согласно пп. 1-6 ст. 2 данного закона объектом обложения налогом для всех плательщиков являлась валовая прибыль, включающая в себя в том числе сумму прибыли (убытка) от реализации ими основных фондов и иного имущества в виде разницы между их продажной ценой и первоначальной или остаточной стоимостью. Никаких исключений для бюджетных организаций порядок исчисления объекта налогообложения не предусматривал. Лишь п. 10 указанной статьи было конкретизировано понятие объекта налогообложения от предпринимательской деятельности бюджетных учреждений, как суммы превышения доходов над расходами по этим операциям. Однако это уточнение не изменило порядок включения в облагаемый оборот по налогу на прибыль результатов реализации имущества учреждения (п.4 указанного закона).

Данный закон был опубликован и подлежал исполнению всеми налогоплательщиками.

На основании ст. 25 закона РФ "Об основах налоговой системы в РФ" Госналогслужбой РФ и Минфином РФ издаются лишь инструкции и методические указания по применению законодательства о налогах, которые не могут противоречить законодательству и являются нормативными актами, разъясняющими определенные положения закона. Отсутствие разъяснения по применению нормы закона не отменяет необходимости ее исполнения.

Порядок представления отчетности бюджетными учреждениями, имеющими доходы от предпринимательской деятельности, определен письмом МФ РФ N 100 и ГНС РФ N ВГ-6-01/385 от 28.10.92 "Об исчислении и уплате в бюджет налога на прибыль бюджетных учреждений и порядке представления отчетности в налоговые органы" (в редакции изменений от 09.09.93). Однако этот нормативный акт, установив формы представляемой бюджетными организациями отчетности по предпринимательской деятельности, не дает четких указаний по формированию их показателей. В п. 1 указанного письма проводится аналогия между исчислением результатов от предпринимательской деятельности бюджетных организаций и учреждений и порядком, установленным для исчисления прибыли от реализации продукции (работ, услуг) коммерческими предприятиями, формирующими бухгалтерскую отчетность в соответствии с письмом МФ РФ от 24.06.92 N 48 (с учетом изменений и дополнений), а форма 2 "Отчет о финансовых результатах и их использовании" практически не отличается (за исключением стр.072). А потому представляется логичным бюджетным учреждениям, имеющим доходы от предпринимательской деятельности, результат по операциям реализации основных средств и прочего имущества показывать по строке 060 формы 2, как результат от прочей реализации, аналогично тому, как определено в п.3.4 письма МФ РФ N 48.

ГАРАНТ:

В настоящее время действует Инструкция о порядке заполнения типовых форм годовой бухгалтерской отчетности, утвержденная Приказом Минфина РФ от 19 октября 1995 г. N 115

В настоящее время применяются типовые формы предоставления годовой бухгалтерской отчетности, утвержденные Приказом Минфина РФ от 19 октября 1995 г. N 115

О.Лапина

Выпуск 24, сентябрь 1995 г.





Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".

Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".

Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.