• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

О фондах обязательного медицинского страхования (Выпуск 25, октябрь 1995 г.)

О Фондах обязательного медицинского страхования


Фонды обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) являются самостоятельными государственными некоммерческими финансово-кредитными учреждениями и предназначены для аккумулирования средств на обязательное медицинское страхование в соответствии со ст.12 закона РФ от 28.06.91 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в РФ" (в редакции закона РФ от 02.04.93 N 4741-1). Средства фондов находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов других фондов и изъятию не подлежат.

Федеральный фонд ОМС создан в соответствии с постановлением ВС РФ от 24.02.93 N 4543-1 "О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 г." и действует на основании Положения, утвержденного данным Постановлением.

Территориальные фонды ОМС создаются местными органами власти и действуют на основании Положения о территориальном фонде ОМС, утвержденного постановлением ВС РФ от 24.02.93 N 4543-1. В городах и районах могут создаваться филиалы, действующие в соответствии с Положением, утвержденным исполнительным директором территориального фонда ОМС.

Федеральный и территориальные фонды ОМС не наделены правом издания каких-либо нормативных документов, обязательных для плательщиков страховых взносов на ОМС. Право издания инструкций о порядке взимания и учета страховых взносов предоставлено только Правительству РФ (п.6 Положения о федеральном фонде ОМС).

Инструкцией о порядке взимания и учета страховых взносов (платежей) на ОМС, утвержденной постановлением СМ РФ от 11.10.93 N 1018, предусмотрено, что вновь созданные или реорганизованные хозяйствующие субъекты обязаны в 30-дневный срок со дня их учреждения зарегистрироваться в территориальных фондах обязательного медицинского страхования в качестве плательщиков страховых взносов. Банки открывают расчетные и иные счета при предъявлении предприятиями, организациями, учреждениями и иными хозяйствующими субъектами документа, подтверждающего регистрацию в качестве плательщика страховых взносов (п.6 Инструкции). За нарушение этого порядка к плательщикам взносов применяются штрафные санкции в виде взыскания 10% причитающихся к уплате сумм страховых взносов.

Постановлением ВС РФ от 10.07.92 N 3256-1 предусмотрено, что платежи в государственные внебюджетные фонды, включая Федеральный и территориальные фонды ОМС, производятся в первоочередном порядке, независимо от поступления в банк расчетных документов или наступления сроков платежей. Первоочередной порядок осуществления платежей в фонды ОМС сохранен указом Президента РФ от 24.01.95 N 62 "О внесении дополнения в Указ Президента РФ от 23.05.94 N 1005", но с учетом календарного поступления документов в банк плательщика (см. письмо ЦБР от 15.02.95 N 143).


Размер взносов


Страховой тариф взносов в фонды обязательного медицинского страхования установлен на I квартал 1993 г. Законом РФ от 25.12.92 N 4230-1 в размере 3,6% по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям. Распределение этих сумм на I квартал 1993 г. установлено п.5 Постановления ВС РФ от 24.02.93 N 4543-1 в следующем соотношении: в Федеральный фонд ОМС - 0,2%; в территориальные фонды ОМС - 3,4%.

Страховой тариф на II квартал 1993 г. установлен Законом РФ от 30.03.93 N 4696-1, а распределение этих сумм в 1993 г. - ст.6 закона РФ от 14.05.93 N 4966-1 "О республиканском бюджете РФ на 1993 г."

Порядок, размеры и условия уплаты страховых взносов в фонды ОМС сохранены на первое полугодие 1994 г. Постановлением Правительства РФ от 03.02.94 N 61, на второе полугодие 1994 г. - Федеральным законом от 04.08.94 N 13-ФЗ, а с 1 января 1995 г. - Федеральным законом от 10.01.95 N 3-ФЗ.

В соответствии с вышеназванными нормативными документами для предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности страховой тариф взносов на обязательное медицинское страхование в 1995 г. установлен в размере 3,6% от начисленной оплаты труда по всем основаниям в следующем соотношении:

- в Федеральный фонд ОМС - 0,2%;

- в территориальные фонды ОМС - 3,4%.

Постановлением ВС РФ от 01.07.93 N 5312-1 "О финансировании государственных расходов из республиканского бюджета Российской Федерации в III квартале 1993 года" установлено, что на территориях, у которых отсутствуют территориальные фонды обязательного медицинского страхования, взносы на обязательное медицинское страхование работников предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности направляются в 1993 г.: в республиканский бюджет Российской Федерации - исходя из страхового тарифа взносов в размере 0,2%; в бюджеты национально-государственных и административно-территориальных образований - исходя из страхового тарифа взносов в размере 3,4% в соответствии с целевым назначением.


Плательщики взносов


Плательщики страховых взносов в фонды ОМС, порядок и сроки уплаты взносов, а также финансовые санкции к плательщикам определены Положением о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утвержденным постановлением ВС РФ от 24.02.93 N 4543-1, и Инструкцией о порядке взимания и учета страховых взносов (платежей) на обязательное медицинское страхование, утвержденной постановлением СМ РФ от 11.10.93 N 1018.

На основании вышеназванных нормативных актов плательщиками взносов в фонды ОМС являются:

предприятия, учреждения, организации;

филиалы и представительства иностранных юридических лиц (по выплатам как российским, так и иностранным гражданам);

крестьянские (фермерские) хозяйства;

родовые семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования;

граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица;

граждане, занимающиеся в установленном порядке частной практикой, - адвокаты, частные детективы, частные охранники, нотариусы;

граждане, использующие труд наемных работников;

лица творческих профессий, не объединенные в творческие союзы.


Льготы


В соответствии с п.7 постановления ВС РФ от 24.02.93 N 4543-1 "О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 г." в I квартале 1993 г. от уплаты взносов на обязательное медицинское страхование освобождались общественные организации инвалидов и пенсионеров, в том числе их предприятия и учреждения, созданные для осуществления уставных целей указанных организаций, а также предприятия, учреждения и организации, в которых работники, являющиеся инвалидами и пенсионерами, составляют не менее 50% от общего числа работников. Данная льгота фактически утратила силу с 24 апреля 1993 г. с внесением изменений и дополнений в закон РФ "О медицинском страховании граждан в РФ (Закон РФ от 02.04.93 N 4741-1).

В соответствии со ст.2 закона РФ от 30.03.93 N 4696-1 "О страховых тарифах взносов ... в фонды ОМС на II квартал 1993 г." и ст.17 закона РФ от 28.06.91 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в РФ" (в редакции Закона РФ от 02.04.93 N 4741-1) со II квартала 1993 г. и по настоящее время от уплаты страховых взносов на ОМС освобождены общественные организации инвалидов, находящиеся в собственности этих организаций предприятия, объединения и учреждения, созданные для осуществления их уставных целей.

В соответствии с федеральным законом от 19.05.95 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение (добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе не менее трех граждан, объединившихся для реализации общих целей), созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей и зарегистрированное в органах юстиции.

Членами могут быть граждане, достигшие 18 лет, и юридические лица - общественные объединения. Органы государственной власти и органы местного самоуправления не могут быть членами общественной организации. Членство должно быть оформлено индивидуальными заявлениями или документами, позволяющими учитывать количество членов.

Общественная организация инвалидов создается инвалидами и лицами, их представляющими, в целях защиты своих прав и интересов, оказания взаимной поддержки и услуг (ст.40 закона СССР от 11.12.90 N 1826-1 "Об основных началах социальной защищенности инвалидов в СССР"). Признание лица инвалидом осуществляется в установленном порядке государственными органами (ст.2).

В соответствии со ст.48 ГК РФ 1994 г. и Федеральным законом от 30.11.94 N 52-ФЗ юридические лица, созданные после 8 декабря 1994 г., могут находиться в собственности общественных организаций инвалидов лишь в том случае, если они являются учреждениями, т.е. организациями, созданными собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемыми им полностью или частично (ст.120 ГК РФ).

Предприятия, созданные или приобретенные общественными организациями инвалидов до 8 декабря 1994 г., основанные на праве полного хозяйственного ведения, подлежат до 1 июля 1999 г. преобразованию в хозяйственные товарищества, общества или кооперативы либо ликвидации (ст.6 Федерального закона от 30.11.94 N 52-ФЗ). До момента преобразования такие предприятия могут пользоваться данной льготой, если уставные цели такого предприятия соответствуют уставным целям общественной организации, а с момента преобразования они теряют право на льготу.

В соответствии со ст.2 федерального закона РФ от 27.10.94 N 29-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в отдельные законы Российской Федерации о налогах и об особенностях порядка отчислений в отдельные государственные внебюджетные фонды" с 1 января 1994 г. при проведении избирательных кампаний в Федеральное Собрание РФ, представительные и исполнительные органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления страховые взносы в фонды ОМС не начисляются на:

средства избирательных фондов кандидатов в депутаты федеральных органов государственной власти, представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, полученные и израсходованные на проведение избирательных кампаний, а также учтенные в установленном порядке;

доходы, получаемые от избирательных комиссий членами избирательных комиссий, осуществляющими свою деятельность в указанных комиссиях не на постоянной основе;

доходы, получаемые физическими лицами от избирательных комиссий, а также из избирательных фондов кандидатов в депутаты и избирательных фондов избирательных объединений за выполнение указанными лицами работ, непосредственно связанных с проведением избирательных кампаний.

В соответствии со ст. 2 федерального закона от 11.11.94 N 37-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в отдельные законы Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по обязательным платежам во внебюджетные государственные фонды" с 16 ноября 1994 г. (даты вступления Закона в силу) страховые взносы в фонды ОМС не начисляются на фонд оплаты труда иностранных физических лиц, привлекаемых на период реализации целевых социально-экономических программ (проектов) жилищного строительства, создания, строительства и содержания центров профессиональной переподготовки военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, осуществляемых за счет займов, кредитов и безвозмездной финансовой помощи, предоставляемых международными организациями и правительствами иностранных государств, иностранными юридическими и физическими лицами в соответствии с межправительственными и межгосударственными соглашениями, а также соглашениями, подписанными по поручению Правительства Российской Федерации уполномоченными им органами государственного управления.

Перечень юридических лиц, которые освобождаются от уплаты взносов, определяется Правительством Российской Федерации.

В соответствии со ст.14 федерального закона от 01.07.94 N 9-ФЗ "О федеральном бюджете на 1994 г." и ст.16 федерального закона от 31.03.95 N 39-ФЗ "О федеральном бюджете на 1995 г." в 1994 и 1995 гг. от уплаты страховых взносов в фонды ОМС по денежному довольствию военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и федеральных органов налоговой полиции освобождены:

Министерство обороны РФ;

Министерство внутренних дел РФ;

Федеральная служба контрразведки РФ;

Федеральная пограничная служба - Главное командование Пограничных войск РФ;

Федеральное агентство правительственной связи и информации;

Служба внешней разведки РФ;

Главное управление охраны РФ;

Служба безопасности Президента РФ;

другие воинские формирования Российской Федерации;

Департамент налоговой полиции РФ.


Порядок начисления взносов


В соответствии с п.4 Положения страховые взносы в фонды ОМС производятся плательщиками в установленных законодательством Российской Федерации размерах по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям, в том числе по договорам подряда и поручения, из которой в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляются отчисления на государственное социальное страхование.

Перечень видов оплаты труда, на которые не начисляются страховые взносы, предусмотрен п.9 Инструкции и Перечнем видов заработной платы и других выплат, на которые не начисляются страховые взносы, утвержденным постановлением Госкомтруда и Секретариата ВЦСПС от 03.09.90 N 358, 16/28.

Не начисляются страховые взносы на выплаты, не являющиеся оплатой труда, в частности на материальную помощь, дивиденды по акциям, ссуды работникам и т.п.

Крестьянские (фермерские) хозяйства, родовые (семейные) общины малочисленных народов Севера на основании Постановления Правительства РФ от 06.10.94 N 1139 уплачивают страховые взносы в ФСС с сумм доходов, полученных за истекший календарный год. Доходы определяются как разность между совокупным годовым доходом, полученным в целом по хозяйству, и документально подтвержденными расходами, связанными с извлечением этого дохода.

Отчисления в фонды ОМС от затрат на оплату труда работников, включаемых в себестоимость продукции по элементу "Затраты на оплату труда", включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) на основании подп. "р" п. 2) и п.8 Положения о составе затрат от 05.08.92 N 552. Отчисления в фонды ОМС по выплатам, не включенным в себестоимость, производятся за счет тех средств, из которых произведены выплаты (п.14 письма ГНС от 17.06.94 N ВГ-6-01/213 ).


Сроки уплаты взносов


Инструкцией о порядке взимания и учета страховых взносов (платежей) на ОМС, утвержденной постановлением СМ РФ от 11.10.93 N 1018, предусмотрены следующие сроки уплаты страховых взносов в фонды ОМС:

все плательщики, являющиеся работодателями, уплачивают страховые взносы один раз в месяц в срок, установленный для получения заработной платы за истекший месяц;

граждане уплачивают страховые взносы с тех видов доходов и в те сроки, которые установлены для них законодательством РФ о подоходном налоге с физических лиц;

физические лица, нанимающие граждан по договорам, уплачивают страховые взносы ежемесячно до 5 числа месяца, следующего за месяцем выплаты заработка этим гражданам;

крестьянские (фермерские) хозяйства и родовые (семейные) общины малочисленных народов Севера с 1 января 1995 г. уплачивают страховые взносы один раз в год не позднее 1 апреля следующего года.

Следует обратить внимание, что нормативными актами не предусмотрена возможность использования начисленных страховых взносов в фонды ОМС непосредственно предприятием-страхователем.


Финансовые санкции


На основании п.9 Положения к плательщикам, нарушающим порядок уплаты страховых взносов, применяются следующие финансовые санкции:

за отказ работодателя от регистрации в качестве плательщика страховых взносов - штраф в размере 10% причитающихся к уплате сумм страховых взносов;

за непредставление в установленные сроки расчетной ведомости по страховым взносам (платежам) - штраф в размере 10% причитающихся к уплате в отчетном квартале сумм страховых взносов (платежей);

в случае сокрытия или занижения сумм, с которых должны начисляться страховые взносы, в том числе и при отказе от регистрации в качестве плательщика - штраф в размере страхового взноса с сокрытой или заниженной суммы, взимаемый сверх причитающегося платежа с учетом пени; при повторном в течение года нарушении - указанный штраф в двойном размере.

По истечении установленных сроков уплаты страховых взносов невнесенная сумма считается недоимкой и взыскивается с начислением пени. К недоимке относится и сумма задолженности, выявленная при проверке плательщика страховых взносов. По страховым взносам работодателей и иных плательщиков пеня начисляется за каждый день просрочки в размере 1% с суммы недоимки.

Суммы сокрытых или заниженных страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, недоимок, а также штрафов, предусмотренных законодательством, взыскиваются с работодателей в бесспорном порядке, а с иных плательщиков страховых взносов - в судебном порядке.

В соответствии с п.10 Положения о порядке уплаты страховых взносов в фонды ОМС, утвержденного постановлением ВС РФ от 24.02.93 N 4543-1, при взыскании в бесспорном порядке с работодателей - юридических лиц заниженных страховых взносов, недоимок и штрафов Федеральный, территориальные фонды и их филиалы пользуются правами, предоставленными налоговым органам РФ по взысканию не внесенных в срок налогов. Эти права реализуются:

исполнительной дирекцией Федерального фонда ОМС (п.3 Положения об исполнительной дирекции ФФ ОМС, утвержденного постановлением СМ РФ от 22.09.93 N 930) в лице исполнительного директора (п.5 Положения);

территориальными фондами ОМС в лице своих исполнительных директоров;

руководителями филиалов территориального фонда в соответствии с положением о филиале, утверждаемом исполнительным директором территориального фонда.

В соответствии с п.11 Положения о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды ОМС, утвержденного постановлением ВС РФ от 24.02.93 N 4543-1, контроль за своевременным и полным перечислением страховых взносов в фонды ОМС осуществляется совместно Федеральным и территориальными фондами ОМС и органами ГНС РФ. Филиалы территориальных фондов ОМС вправе осуществлять контроль за сбором страховых взносов на ОМС со всех страхователей города (района) самостоятельно, без участия органов ГНС РФ (п.5 Положения о территориальном фонде ОМС ).


В.Космачев

Выпуск 25, октябрь 1995 г.


Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".

Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.