Об исчислении налога на пользователей автомобильных дорог туристической фирмой в зависимости от способа формирования стоимости путевки (Выпуск 25, октябрь 1995 г.)

712. Просим дать разъяснения по исчислению налога на пользователей автомобильных дорог в связи с новой инструкцией. Как применять положения инструкции, если наша туристическая фирма занимается не только перепродажей путевок, но и формирует стоимость путевки путем приобретения услуг по туризму? Что должно приниматься за базу для исчисления налога на содержание жилищного фонда и объектов соцкультбыта? В различных регионах России принимаются различные базы для налогообложения. Если за базу принимать общий объем услуг, то получается, что покупая туристическую путевку, клиент дважды платит вышеуказанные налоги, поскольку приобретаемые нами услуги являются налогооблагаемой базой для тех организаций, с которыми мы работаем.


В соответствии с пп. 19, 22 инструкции Госналогслужбы РФ от 15.05.95 N 30 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды" налог на пользователей автодорогами исчисляется отдельно по каждому виду деятельности предприятия, исходя из установленных ставок и объекта налогообложения. При этом для туристических фирм объект налогообложения поставлен в зависимость от того, каким образом формируется на предприятии стоимость туристической путевки.

Для туристско-экскурсионных организаций, которые формируют стоимость путевки путем приобретения услуг по туризму (проживание, питание, транспортное обслуживание и пр.), объектом обложения налогом является выручка от реализации такого рода услуг, отраженная по строке 010 формы 2 "Отчет о финансовых результатах и их использовании" приложения к бухгалтерскому балансу.

ГАРАНТ:

В настоящее время применяются типовые формы предоставления годовой бухгалтерской отчетности, утвержденные Приказом Минфина РФ от 19 октября 1995 г. N 115


Если же организация занимается только продажей путевок, увеличивая их стоимость на какую-то величину и при этом не связывая эту наценку с предоставлением дополнительных туристско-экскурсионных услуг, оказываемых своими силами или приобретаемых организацией на стороне, то в этом случае объектом налогообложения по налогу на пользователей автодорог является торговый оборот (товарооборот).

Такое прочтение п. 21.15 Инструкции N 30 не противоречит содержащимся в ней пп. 22 и 18, поскольку в последнем случае туристско-экскурсионное предприятие осуществляет свою деятельность не в сфере услуг, а в сфере торговли, а потому в отчете о финансовых результатах и их использовании, кроме отражения по строке 010 валового дохода от реализации путевок (разница между покупной и продажной стоимостью), оно по вписываемой строке 101 должно указать данные о фактическом объеме реализованных товаров (путевок) в продажных ценах (п.3.1 письма Минфина РФ от 24.06.92 N 48 с изменениями и дополнениями). Этот показатель и будет использоваться на основании пп. 18, 21.15 Инструкции N 30 для расчета сумм налога на пользователей автодорог. При этом применяется ставка 0,03% от товарооборота (п. 19 Инструкции N 30).

ГАРАНТ:

В настоящее время действует Инструкция о порядке заполнения типовых форм годовой бухгалтерской отчетности, утвержденная Приказом Минфина РФ от 19 октября 1995 г. N 115


Если предприятие, наряду с простой перепродажей путевок других организаций, также самостоятельно формирует стоимость путевок, приобретая услуги по организации отдыха на стороне, для правильного исчисления суммы налога по этому виду деятельности необходимо из общей суммы выручки, показываемой по строке 010 "Отчета о финансовых результатах и их использовании", вычесть ее часть, относящуюся к полученным предприятием наценкам по торговым операциям с путевками других фирм. Оставшаяся часть будет представлять выручку предприятия от предоставления туристско-экскурсионных услуг в соответствии с пп.18, 19, 21.15 и облагаться налогом на пользователей автомобильных дорог по ставке 0,4%.

ГАРАНТ:

Согласно п.3 ст.5 Закона РФ от 18 октября 1991 г. "О дорожных фондах в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) увеличение ставок налога на пользователей автомобильных дорог может осуществляться представительными органами власти субъектов Российской Федерации

В Москве с 1 апреля 1996 года Законом города Москвы от 20.03.96

N 9 ставка налога на пользователей автомобильных дорог установлена в следующих размерах:

- 2,5 процента от суммы реализации продукции, выполняемых работ и предоставляемых услуг;

- 0,15 процента от оборота заготовительных, торгующих (в том числе организаций оптовой торговли) и снабженческо-сбытовых организаций.


При этом во всех случаях из налогооблагаемой базы исключаются НДС и спецналог на основании п. 16 Инструкции N 30.

Законодательством не предусмотрен другой порядок определения налогооблагаемой базы при расчете налога на пользователей автомобильных дорог для подобного рода организаций. Поскольку ст.19 закона РФ от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы РФ" (в редакции от 21.05.93) установлено, что данный налог относится к федеральным налогам, порядок его расчета обязателен для всех предприятий и не зависит от региона России, в котором эти предприятия расположены.

Что касается налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, то в соответствии со ст. 21 указанного Закона он относится к местным налогам, поэтому право устанавливать конкретные ставки и порядок его взимания отнесено к компетенции местных Советов народных депутатов. Однако в рассматриваемом Законе определена налогооблагаемая база для исчисления этого налога - объем реализации продукции (работ, услуг), произведенной юридическими лицами на соответствующей территории. Поэтому если в документе местного Совета народных депутатов (и изданных на его основе нормативных документах налоговой службы) не предусмотрен особенный порядок исчисления объекта налогообложения для туристско-экскурсионных организаций, то в соответствии с установленным письмом Минфина РФ N 48 порядком облагаемой базой для исчисления налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, аналогично налогу на пользователей автодорог, будет сумма выручки, отраженная предприятием по строке 010 формы 2 приложения к балансу. При этом нельзя однозначно утверждать, что клиент платит дважды вышеуказанные налоги. Такое положение неверно, поскольку действующими нормативными актами предусмотрено включение в стоимость цены товара (услуги) для потребителя только сумм налога на добавленную стоимость (ст.7.1 закона РФ от 06.12.91 "О налоге на добавленную стоимость" с изменениями и дополнениями). Введение же данных налогов связано не с необходимостью поступления в бюджет налога с добавленной в процессе производства стоимости вне зависимости от того, где на территории РФ это происходит, а с необходимостью решения местных проблем за счет налогов, поступающих с конкретных местных предприятий. При этом эти налоги являются источником финансирования целевых программ конкретных территорий и поступают в местный бюджет. Выбор объекта налогообложения (выручка от реализации услуг) подразумевает, что предприятие с большими оборотами может и должно в большей степени участвовать в реализации социально-значимых программ территории. Суммы этих налогов относятся предприятием-плательщиком налога или на себестоимость продукции (что в какой-то мере отражается на стоимости услуг), или за счет прибыли предприятия. При этом прямой обязанности у предприятия по взиманию данных налогов с клиентов не установлено, и вопрос включения их в цену услуг решается предприятием самостоятельно в условиях жесткой конкуренции.

О. Лапина

Выпуск 25, октябрь 1995 г.





Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".

Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.