749. ГНИ по г.Владивостоку в своих разъяснениях указала на то, что предприятия оптовой торговли обязаны подавать сведения на физических лиц, приобретающих товары оптом у предприятий оптовой торговли. При этом ГНИ ссылается на письмо Госналогслужбы РФ от 20.09.94 N ЮБ-6-03/354.
Правомерны ли данные требования с точки зрения законодательства?
Ваша ГНИ основывается на установке ст. 15 закона РФ от 27.12.91 N 2118 "Об основах налоговой системы в РФ".
Данная статья предусматривает обязанность для банков, кредитных учреждений, бирж и иных предприятий представлять соответствующим налоговым органам данные о финансово-хозяйственных операциях налогоплательщиков - клиентов этих учреждений и предприятий за истекший финансовый год.
Однако статья, вменяя в обязанность представлять сведения, содержит одно существенное уточнение, а именно: сведения представляются, но в порядке, установленном Минфином РФ.
Другими словами, для того чтобы у какого-либо предприятия, учреждения или организации возникла обязанность по представлению в налоговые органы сведений о своих клиентах, недостаточно одной лишь декларативной обязанности, необходимо еще и наличие установленного порядка, в соответствии с которым надлежит подавать такие сведения.
И такой порядок имеется, он изложен в письме Минфина РФ от 17.01.94 N 5 "О порядке представления сведений в налоговые органы". Однако этот порядок установлен только для банков и кредитных учреждений, для иных предприятий соответствующий порядок не разработан.
А поскольку Ваше предприятие не относится к банкам или иным кредитным учреждениям, то, по сути, и не обязано представлять налоговым органам сведения о своих клиентах. Такая обязанность вступит в законную силу только тогда, когда будет разработан соответствующий порядок Министерством финансов РФ.
Другое дело, что на практике налоговые органы зачастую игнорируют положения Закона. В этом случае наиболее вероятно для Вас будет воспользоваться действующим законодательством в области коммерческой тайны, с оформлением соответствующих документов (например, приказа).
Подводя итог вышеизложенному, следует заметить, что действия ГНИ по г. Владивостоку ни в коей мере не согласуются с действующим законодательством.
Относительно же упомянутого Вами письма Госналогслужбы РФ отметим, что оно не является нормативным, оно носит информационный характер. И если даже допустить, что оно является нормативным актом, но противоречит законодательству, то это означает, что Вы имеете возможность оспорить в судебном порядке действия ГНИ, поскольку, согласно ст.120 Конституции РФ от 12.12.93, суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом.
Ю. Чинков
Выпуск 26, октябрь 1995 г.