О бухгалтерском учете и налогообложении общественных организаций (Выпуск 1, январь 1996 г.)

14. Наша организация является некоммерческой организацией и не занимается предпринимательской деятельностью. Все финансово-хозяйственные расходы по уставной деятельности производятся за счет целевых взносов членов организации, произведенных из чистой прибыли последних. При этом стоимость имущества и ряд целевых взносов выражены в иностранной валюте, расходы по такого рода поступлениям также производятся в иностранной валюте. Поскольку наша организация не занимается коммерческой деятельностью и не имеет по уставу счетов "Реализация" и "Прибыли и убытки", мы не начисляем и не уплачиваем такие налоги, как транспортный и налог на имущество предприятий, источником покрытия которых является доход и прибыль соответственно. Мы также не снимаем курсовые разницы со счетов, записи по которым произведены в иностранной валюте. Правильно ли наша организация подходит к решению названных проблем?


На сегодняшний день нет специальной нормативной базы, регулирующей порядок ведения бухгалтерского учета и налогообложения общественных организаций, несмотря на то что условия их деятельности достаточно специфичны. Это приводит к тому, что руководители этих организаций, имея в виду свои отличия от предприятий, осуществляющих коммерческую деятельность, самостоятельно пытаются решить возникающие перед ними проблемы, используя чисто экономический подход, что и приводит к такого рода вопросам.

Общественные организации, созданные в порядке и на условиях, определенных Законом РФ от 19.05.95 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", могут не осуществлять предпринимательской деятельности, формируя свое имущество только на основе вступительных и членских взносов физических и юридических лиц. При этом юридические лица перечисляют общественным организациям средства за счет чистой прибыли (часть прибыли как взносы на благотворительные цели подлежит у перечисляющей стороны льготированию при расчете налога на прибыль на основании подп."г" п.1 ст.6 Закона РФ от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций").

Руководитель общественного объединения, обеспечивая в организации правильное ведение бухгалтерского учета, должен исходить из того, что единые методологические основы бухгалтерского учета и отчетности на территории РФ, установленные Положением о бухгалтерском учете и отчетности в РФ (утверждено приказом Минфина РФ от 26.12.94 N 170), распространяются и на общественные организации в полном объеме. Обязательным для применения для них является также и План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий, утвержденный приказом Минфина РФ от 01.11.91 N 56 (в редакции от 28.12.94), предусматривающий наличие счетов реализации и прибыли и убытков независимо от того, что уставом организации заявлено об их отсутствии. Поэтому закрепленное уставом отсутствие у предприятия источников покрытия обязательных отчислений в бюджет не может служить прямым основанием освобождения общественной организации от налогов, как транспортного, так и налога на имущество.

Однако рассматриваемая организация действительно не является плательщиком налога на имущество. В соответствии с инструкцией Госналогслужбы РФ от 08.06.95 N 33 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий" налогом не облагается имущество общественных объединений, осуществляющих свою деятельность исключительно за счет целевых отчислений предприятий из остающейся в их распоряжении прибыли и не ведущих предпринимательской деятельности. При этом как только общественная организация начнет осуществлять операции, приносящие доход (даже не связанные с реализацией ими продукции (работ, услуг), например сдавать имущество в аренду или размещать средства на депозитных счетах в банках), ей необходимо будет уплачивать налог на имущество в общеустановленном порядке.

Что касается транспортного налога, то в соответствии с подп."б" п.25 указа Президента от 22.12.93 N 2270 "О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней" его уплата является обязательной для общественной организации, у которой формируется фонд оплаты труда (по тем или иным основаниям), поскольку исключений для них законодательным актом не предусмотрено. Порядок исчисления и уплаты транспортного налога определен телеграммой Госналогслужбы РФ N ВГ-6-15/10 и Минфина РФ N 1 от 12.01.94 (см. также письмо ГНИ по г. Москве от 20.01.94 N 11-13/577 "О введении транспортного налога с предприятий, учреждений и организаций (кроме бюджетных)").

Относительно курсовых разниц, возникающих у общественной организации при наличии в ее активах (пассивах) имущества и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте, следует отметить, что в соответствии с Законом РФ от 09.10.92 N 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле" действительными являются только сделки общественной организации по получению целевых взносов, перечисляемых в РФ иностранными юридическими лицами (переводы неторгового характера, п.9 ст.1 Закона). Передача валютных средств юридическими лицами-нерезидентами со своих счетов в уполномоченных банках в РФ Законом не предусмотрена (статьи 7, 8 Закона и разд. 5 письма Госбанка СССР от 24.05.91 N 352); кроме того, на территории РФ запрещены передача и получение валютных ценностей между юридическими лицами-резидентами РФ без специального разрешения ЦБ РФ (ст.6 Закона и разд. 3 письма N 352). Валютные средства, обращающиеся на территории РФ в нарушение положений валютного законодательства, подлежат изъятию у принимающей стороны на основании ст.14 Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле".

Вопросы пересчета стоимости имущества и обязательств общественной организации (как и всех остальных юридических лиц, кроме банков и бюджетных организаций), выраженной в иностранной валюте, регулируются Положением по бухгалтерскому учету "Учет имущества и обязательств организации, стоимость которых выражена в иностранной валюте" (ПБУ 3/95), утвержденным приказом Минфина РФ от 13.06.95 N 50. В нем, в частности, предусмотрено, что стоимость основных средств, нематериальных активов и МБП принимается на баланс в оценке в рублях по курсу ЦБ РФ, действовавшему на дату совершения операции в иностранной валюте, результатом которой стало принятие имущества к бухгалтерскому учету. В дальнейшем пересчет стоимости такого имущества в связи с изменением курса иностранных валют по отношению к рублю не производится (см. пп.3.6, 3.7 Положения ПБУ 3/95).

Проблема учета стоимости денежных знаков в кассе (счет 50/валютный) и средств расчетов в банках (счет 52), а также остатков средств целевого финансирования (счет 96, только по бюджетным средствам и средствам из иностранных источников) достаточно четко отражена в документе Минфина РФ. Они подлежат пересчету на каждую дату проведения валютной операции или дату составления бухгалтерской отчетности с отнесением курсовой разницы на счет "Прибыли и убытки" либо по мере их принятия к бухгалтерскому учету, либо в виде сальдо единовременно в конце отчетного года (п.3.4 Положения ПБУ 3/95). Причем, поскольку общественная организация не ведет предпринимательской деятельности, она в соответствии со ст.1 Закона РФ от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" не является плательщиком налога по полученной в связи с ростом курсов иностранных валют прибыли. Данное положение разъяснено письмом ГНИ по г.Москве от 08.11.94 N 11-13/14340 со ссылкой на письмо Госналогслужбы РФ от 29.09.94 N ЮУ-8-06/391. Было бы логично в конце года отнести выявленную таким образом прибыль на счет 96 "Целевые финансирование и поступления" (а не на счет 88 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" в общеустановленном порядке), тем самым указав источники появления дополнительных средств у организации, что верно отразило бы экономическую суть изменений стоимостной оценки ее баланса. Однако Планом счетов такая проводка не предусмотрена.

Что касается возможности переоценки источников средств, полученных в иностранной валюте от предприятий-резидентов (при наличии разрешения ЦБ РФ), то организации, следуя четко букве Положения, не должны ее производить, поскольку такой переоценке подлежат лишь средства целевого финансирования, полученные из бюджета или из иностранных источников. Поэтому данные средства следует приходовать на баланс организации по курсу иностранной валюты на дату получения без дальнейшего пересчета, что, по нашему мнению, приводит к невозможности заинтересованным пользователям получить достоверную информацию о финансовом состоянии организации.

Приведенные примеры еще раз показывают необходимость разработки нормативной базы бухгалтерского учета в общественных организациях с учетом специфики их деятельности.

О. Лапина

Выпуск 1, январь 1996 г.




Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".

Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".

Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.