О штрафных санкциях, примененных на основании Указа Президента РФ от 27. 10. 93 N 1773 "О проведении налоговой амнистии в 1993 г. ", который впоследствии был признан утратившим силу (Выпуск 1, январь 1996 г.)

16. В июле 1994 г. при проверке деятельности нашего предприятия за 1993 г. налоговая инспекция за нарушение налогового законодательства взыскала кроме финансовых санкций, предусмотренных ст.13 Закона РФ "Об основах налоговой системы в РФ", еще и штраф 300% от заниженного налога на основании указа Президента РФ от 27.10.93 N 1773 "О проведении налоговой амнистии в 1993 г.". Затем на основании решения арбитражного суда в апреле 1995 г. о неправомерности применения предусмотренных Указом Президента санкций нам вернули сумму штрафа 300% от суммы заниженного налога. Апелляционной инстанцией 25 июля 1995 г. решение арбитражного суда было отменено, а действия налоговой инспекции признаны правомерными. ГНИ считает, что штраф в размере 300% от суммы налога нам следует вернуть обратно, поскольку был факт уплаты штрафа ранее, т.е. до отмены налоговой амнистии Указом Президента РФ от 21.07.95 N 746. Права ли налоговая инспекция?


Пунктом 8 указа Президента РФ от 21.07.95 N 746 "О первоочередных мерах по совершенствованию налоговой системы РФ" признан утратившим силу указ Президента РФ от 27.10.93 N 1773 "О проведении налоговой амнистии в 1993 году". Согласно разъяснениям Госналогслужбы РФ и Минфина РФ (см. письмо Госналогслужбы РФ от 01.08.95 N ПВ-4-14/42н и Минфина РФ от 28.07.95 N 78), не уплаченные до 25 июля 1995 г. включительно суммы штрафов за нарушения налогового законодательства, начисленные налоговыми органами в соответствии с п.3 указа Президента РФ N 1773 (штраф в доход федерального бюджета в размере 300% сокрытого налога (дохода, прибыли)), подлежат пересчету и уплате в однократном размере сокрытой или заниженной прибыли либо суммы налога за иной сокрытый объект налогообложения вне зависимости от наличия рассрочек или отсрочек по уплате этих штрафов. При этом суммы, уплаченные до указанного срока, возврату не подлежат. Очевидно, что в данном контексте речь идет о суммах, уже находящихся на рассматриваемую дату (25 июля 1995 г.) в распоряжении государственного бюджета, поскольку в ином случае не имело бы смысла положение о возврате уплаченных ранее в бюджет сумм штрафов.

Следует отметить, что в случае использования налоговым органом своего права в соответствии со статьями 116, 117 Арбитражного процессуального кодекса РФ, утвержденного ВС РФ 05.03.92 N 2447-1, на обжалование в порядке кассации (протеста) решения арбитражного суда срок для вступления решения арбитражного суда в силу увеличивался (см. ст.110 АПК РФ 1992 г.), а потому у налогового органа не возникало обязанности возврата оспариваемых сумм до момента вынесения решения кассационной инстанцией, т.е. до 25 июля 1995 г. Таким образом, сумма первоначально перечисленных предприятием (взысканных) по акту штрафов не подлежала бы пересчету.

О. Лапина

Выпуск 1, январь 1996 г.





Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".

Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".

Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение