О составе затрат на содержание объектов соцкультбыта и порядке расчета их нормативов (Выпуск 2, февраль 1996 г.)

71. Наше предприятие пользуется льготой по налогу на прибыль и налогу на содержание объектов социально-культурной сферы по затратам находящихся на нашем балансе общежития, детского сада, спорткомплекса и пр. При этом городское финансовое управление исключает из суммы затрат по содержанию этих объектов расходы на воду, канализацию, электроэнергию, газ (по общежитию) и амортизационные отчисления (по спорткомплексу). Существует ли определенный порядок расчетов нормативов на содержание объектов соцкультбыта и какие затраты должны в них включаться?


Действительно, в соответствии с подп. "б" п.1 ст.6 закона РФ от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" налогооблагаемая прибыль предприятия уменьшается на суммы фактических затрат предприятий на содержание находящихся на их балансе объектов социально-культурного назначения и жилищного фонда в соответствии с утвержденными местными органами государственной власти нормативами. При этом единого общего порядка расчета таких нормативов на местах нормативными актами федерального уровня не установлено. В г. Москве, например, данные нормативы установлены кратными официально установленной минимальной месячной заработной плате. Если органом местной государственной власти в установленном порядке был принят документ, регулирующий конкретные размеры нормативов затрат предприятий на содержание объектов соцкультбыта, то на основании статей 2, 12, 13 Закона РФ от 20.02.95 N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" предприятие как потребитель данной информации имеет право на доступ к ней, поскольку такая информация не составляет государственную тайну и не относится к категории конфиденциальной (см. также ст.10, в частности п.3 этого Закона). По данному вопросу предприятию следует обратиться непосредственно в местный орган государственной власти или в специальные организации, ответственные (на основании полученной лицензии) за формирование и использование информационных ресурсов.

Если предприятием из этих инстанций получен официальный ответ об отсутствии постановления местного органа государственной власти о введении в действие (утверждении) таких нормативов, то ему следует применять порядок определения расходов на содержание этих учреждений, действующий для аналогичных учреждений данной территории, подведомственных указанным органам (см. п.4.1.2 инструкции Госналогслужбы РФ от 10.08.95 N 37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций"). Информацию по вопросам своей деятельности (сюда же относится и информация о расходовании бюджетных средств) органы государственной власти обязаны предоставить потребителям в соответствии со статьями 10, 13 Закона РФ N 24-ФЗ.

Предприятиям - потребителям такого рода информации следует иметь в виду, что отказ в доступе к открытой информации может быть обжалован в судебном порядке (см. п.2 ст.13 Закона N 24-ФЗ, а также п.6 письма ВАС РФ от 07.06.95 N С1-7/ОЗ-316).

В отношении льгот по налогу на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы следует отметить следующее. Хотя этот налог относится к местным налогам, положение об исключении расходов на содержание данных объектов по нормам, определяемым местными Советами народных депутатов, установлено Законом РФ от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы РФ" (см. подп. "ч" п.1 ст.21 в редакции Закона РФ от 22.12.92 N 4178-1). Порядок расчета налога в случае отсутствия нормативов должен устанавливаться местными органами государственной власти и может существенно отличаться от порядка, применяемого при расчетах налога на прибыль.

Что касается возможности включения в состав затрат, льготируемых при исчислении рассматриваемых налогов, различных расходов предприятий по содержанию объектов жилищного фонда и социально-культурной сферы, то данный вопрос обособленно нормативными актами не урегулирован и предприятиям следует руководствоваться действующим законодательством.

Хотелось бы обратить внимание, что состав таких расходов не связан с производством и реализацией продукции, а поэтому не регулируется Положением о составе затрат по производству и реализации продукции... (от 05.08.92 N 552 в редакции от 01.07.95). Поскольку при предоставлении льготы речь идет о фактически произведенных предприятием затратах (в том числе и при долевом участии) на содержание находящихся на их балансе социально-бытовых объектов, то амортизационные отчисления по объектам жилищного фонда и социально-культурной сферы совершенно правомерно не подлежат включению в эти затраты.

При решении вопроса об исключении из затрат на содержание общежития расходов на воду, канализацию, электроэнергию и газ городское финансовое управление руководствовалось действующим письмом Минфина РФ от 29.10.93 N 118 "Об отражении в бухгалтерском учете отдельных операций в жилищно-коммунальном хозяйстве", п.10 ст.2 которого предусмотрено покрытие данных расходов за счет платы, взимаемой с пользователей этих услуг организациями, содержащими на своем балансе объекты жилищного фонда.

О. Лапина

Выпуск 2, февраль 1996 г.




Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".

Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".

Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение