О применении льготы по НДС, касающейся транспорта общественного пользования и запасных частей к нему, ввозимых на территорию РФ (Выпуск 2, февраль 1996 г.)

84. Законом РФ "О налоге на добавленную стоимость" освобождены от уплаты НДС ввозимые на территорию РФ транспорт общественного пользования и запасные части к нему. В развитие данной нормы закона ГТК РФ своим Приказом от 13.04.95 г. N 248 обусловливает применение этой льготы приобретением указанных товаров за счет бюджетных средств и в случае предназначения их для пассажирских перевозок общественного пользования. В нашем случае имеется совместное предприятие, которому поставляются автобусы "Икарус" и запасные части к нему. Учредителями СП являются иностранное предприятие и администрации двух городов. Вправе ли ГТК РФ сужать рамки Федерального закона?


Безусловно, ГТК РФ не имеет права сужать рамки закона, т.е. осуществлять ограничительное толкование его положений. Законом РФ "О налоге на добавленную стоимость" (п.3 ст.10) (далее - Закон) ГТК РФ предоставлено право издавать совместно с ГНС РФ и по согласованию с Минфином РФ инструкции по применению данного Закона, что, однако, не означает возможность установления новых правил для налогоплательщиков. Все правовые акты ГТК РФ должны быть изданы на основании и во исполнение Закона. Это исходное положение. Но на практике, в том числе и арбитражно-судебной, определение пределов допустимого изложения отдельных положений законов в ведомственных нормативных актах является крайне проблематичным.

Проанализируем непосредственно Приказ ГТК РФ от 13.04.95 N 248 (далее - Приказ) и попытаемся определить, допускает ли он ограничительное толкование Закона.

С формальной точки зрения Приказ отвечает всем необходимым требованиям, предъявляемым к ведомственным нормативным актам:

- он согласован с ГНС РФ и Минфином РФ;

- зарегистрирован в Минюсте РФ 24.04.95 N 834.

Таким образом, Приказ является нормативным актом, обязательным для исполнения всеми налогоплательщиками. Далее следует определить правомерность тех его положений, о которых идет речь в вопросе.

Действительно, согласно подп. "щ" п.1 ст.5 Закона, освобождаются ввозимые на территорию РФ транспорт общественного пользования и запасные части к нему. Никаких дополнительных указаний, касающихся порядка применения данной льготы, Закон не содержит.

Ключевым понятием, содержание которого необходимо определить, является "транспорт общественного пользования". Установив, какие виды транспорта, а точнее - автобусы (поскольку вопрос касается именно их), являются транспортом общественного пользования, можно будет сделать вывод о правомерности норм Приказа.

В этой связи обратимся к содержанию Устава автомобильного транспорта РСФСР, утвержденного постановлением СМ РСФСР от 08.01.69 N 12 (далее - Устав). Из анализа пп.4, 26, 28, 29, 74 Устава следует:

1) автобусы относятся к категории "автомобильный транспорт";

2) автобусы могут быть отнесены к автомобильному транспорту общего пользования, если они принадлежат автотранспортным предприятиям и организациям Министерства автомобильного транспорта РСФСР, Главмосавтотранса, а также соответствующим управлениям (ныне - департаментам) органа исполнительной власти г. Москвы, иными словами, находятся в государственной (муниципальной) собственности.

Исходя из изложенного, норму Приказа, указывающую, что товары (в данном случае автобусы) должны быть приобретены за счет бюджетных средств, можно признать правомерной. Ограничительным толкованием, по нашему мнению, являются положения, устанавливающие:

- закрытый и далеко не полный перечень транспортных средств общественного пользования, подлежащих освобождению от НДС при их ввозе (приложение 2 к Приказу);

- отличительный признак данных транспортных средств, а именно: осуществление ими перевозки исключительно граждан (подп."б" п.1 Приказа), что не соответствует п.4 Устава, в котором установлено, что автомобильный транспорт общего пользования осуществляет также перевозку грузов.

Таким образом, Приказ допускает ограничительное толкование нормы Закона, но в ином аспекте, чем тот, который указан в вопросе. В любом случае Ваше предприятие не имеет права на рассмотренную выше льготу по НДС.

М. Воронин

Выпуск 2, февраль 1996 г.




Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".

Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.