О применении контрольно-кассовых машин учреждением почтовой связи, осуществляющим услуги по реализации товаров народного потребления (Выпуск 3, февраль 1996 г.)

101. Права ли налоговая инспекция, обязывая государственное учреждение почтовой связи осуществлять услуги по реализации товаров народного потребления с обязательным применением контрольно-кассовых машин (ККМ)? Почему мы не можем использовать при расчетах с населением квитанции формы 47, утвержденной Госналогслужбой РФ? Почему такие требования не предъявляются к реализации нашим учреждением знаков почтовой оплаты?


По Положению о государственном учреждении почтовой связи, предприятиям почтовой связи разрешено заниматься коммерческой деятельностью, не противоречащей законодательству, в том числе и в области торговли. При этом денежные расчеты с населением должны вестись в учреждении в соответствии с действующим законодательством.

На основании ст.2 Закона РФ от 18.06.93 N 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" Постановлением Совета Министров Правительства РФ от 30.07.93 N 745 определен Перечень отдельных предприятий и учреждений, которые в силу специфики своей деятельности или особенностей месторасположения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения ККМ, с использованием, в частности, в качестве подтверждения произведенного платежа квитанций, путевок, билетов и пр. Во исполнение указанного Постановления Минфин РФ утвердил для предприятий Министерства связи РФ бланки строгой отчетности формы 47 (письмо Минфина РФ от 29.11.93 N 16-16-84 и письмо Госналогслужбы РФ от 30.08.94 N НИ-6-14/320).

Однако предприятиям Министерства связи РФ следует иметь в виду, что возможности использования рассматриваемой формы в качестве расчетного документа ограничены их деятельностью "в части оказания услуг населению" (см. п.1 Перечня, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.07.93 N 745). Торговлю товарами народного потребления нельзя признавать одним из видов оказания услуг населению, поскольку они имеют разные коды в Общесоюзном классификаторе "Отрасли народного хозяйства" (ОКОНХ) (71200 - для розничной торговли, более 71500 - для непроизводственной сферы, в том числе оказания различного рода услуг).

Исключение для учреждений связи, как и для других предприятий, составляет комиссионная торговля товарами в части оказания услуг комитенту -физическому лицу (т.е. населению, сдающему товар на реализацию) по реализации его товара. Формы документов, применяемых при расчетах между комиссионером и комитентом (установлены постановлением Правительства РФ от 26.09.94 N 1090 "Об утверждении правил комиссионной торговли непродовольственными товарами"), не предусматривают использование формы 47. При этом расчеты с покупателями товаров (населением) требуют обязательного применения ККМ в общеустановленном порядке.

Таким образом, требования налоговой инспекции следует признать правомерными.

Денежные расчеты с населением за знаки почтовой оплаты по номинальной стоимости (марки, конверты и открытки с марками, отпечатанными типографским способом) не требуют применения ККМ и выписки квитанций установленных форм, поскольку полученная за них плата является оплатой почтовых услуг, связанных с доставкой почтового отправления адресату (см. п.6 Перечня, утвержденного постановлением Правительства РФ N 745 в редакции от 23.10.95). Здесь же следует отметить, что реализация учреждением связи населению открыток и конвертов с наценкой, а также без марок является торговой операцией и требует применения ККМ, поскольку данная номенклатура товаров не входит в Перечень, определенный постановлением Правительства РФ N 745 в редакции от 23.10.95. Перечень разрешенных для использования моделей ККМ по такого рода операциям приведен в письме Госналогслужбы РФ от 01.12.94 N НИ-6-14/464 "Об изменениях в Государственном реестре контрольно-кассовых машин" и в письме Госналогслужбы РФ от 07.07.95 N ЮБ-6-14/372.

О. Лапина

Выпуск 3, февраль 1996 г.





Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".

Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.