О документах, необходимых для подтверждения применения льготы по НДС на обороты по реализации научно-исследовательских работ, финансируемых из бюджета (Выпуск 3, февраль 1996 г.)

126. По результатам проверки налоговым органом нашего предприятия за период 1993-1995 гг. нам был доначислен НДС с оборотов по реализации научно-исследовательских работ, финансируемых из бюджета, ввиду отсутствия подтверждающих это документов. При этом налоговый орган ссылался на письмо ГНИ по Московской области от 11.01.95, устанавливающее перечень необходимых документов: договор с указанием источника финансирования (у нас было об этом письмо от заказчика с указанием соответствующего раздела бюджета) и письменное уведомление заказчиком исполнителя о достоверно выделенных ему целевых бюджетных средств. Правомерны ли действия налоговой инспекции? Почему положения письма 1995 г. распространяются на отношения 1993 г.?


В данном случае вопрос предприятия обусловлен некорректной ссылкой в акте проверки на положения письма по налоговой службе Московской области. Нарушение предприятием положений данного документа не может быть признано основанием для применения санкций к предприятию как участнику налоговых отношений, поскольку издание нормативных актов (инструкций и методических указаний, см. ст.25 Закона РФ от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в РФ" в редакции от 21.05.93) по применению налогового законодательства не относится к компетенции областной налоговой инспекции.

При определении правомерности применения льготы предприятием налоговому органу следовало руководствоваться действующим письмом Госналогслужбы РФ от 23.09.93 N ВЗ-4-05/150Н (п.9). В нем определен перечень документов, на основании которых предприятие имеет право воспользоваться предоставленной льготой: договор на выполнение работ с указанием источника финансирования (или другой документ, подтверждающий наличие договорных отношений) и справка финансового органа об открытии финансирования этих работ за счет бюджетных средств. Поскольку данный нормативный акт носил межведомственный характер, он вступил в силу в установленном указом Президента РФ от 21.01.93 N 104 "О нормативных актах центральных органов государственного управления РФ" порядке после регистрации в Минюсте РФ 12.10.93 N 361 и опубликования в газете "Российские вести"(1993. 28 окт.). То есть начиная с оборотов за ноябрь 1993 г. отсутствие у предприятия вышеперечисленных документов было основанием для признания использования предприятием данной льготы неправомерным и применения к нему предусмотренных законодательством санкций.

ГАРАНТ:

Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. N 763 упомянутый Указ признан утратившим силу. С 28 мая 1996 года порядок вступления в силу нормативных актов центральных органов государственного управления Российской Федерации установлен Указом N 763


До указанного периода в соответствии с подп. "м" п.1 ст.5 Закона РФ от 06.12.91 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" научно-исследовательские работы, выполняемые за счет бюджета как головными организациями, так и их соисполнителями, были также освобождены от налога на добавленную стоимость (см. подп. "м" п.13 инструкции Госналогслужбы РФ от 09.12.91 N 1 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на добавленную стоимость"). Однако разъяснений уполномоченных на то органов о порядке предоставления такой льготы издано не было. Поэтому налоговые инспекции предъявляли различные требования к документам, представляемым предприятиями в качестве подтверждения источника финансирования выполняемых ими работ.

По всей видимости, положения рассмотренного документа и лежат в основе письма Московской областной инспекции. При этом установленное налоговой службой условие уведомления заказчиком о достоверно выделенных ему средствах в контексте действующего нормативного акта следует понимать как необходимость подтверждения финансового органа соответствующего уровня об открытии целевого бюджетного финансирования выполняемых работ или предоставления иного документа, содержащего ссылку на открытие соответствующих счетов бюджета для их выполнения.

Таким образом, действия налоговой инспекции можно признать правомерными, если в процессе проверки предприятие не смогло предоставить налоговому органу достаточные доказательства бюджетного финансирования произведенных в 1993 г. научно-исследовательских работ (с ноября 1993 г. по перечню в соответствии с письмом ГНС РФ от 23.09.93 N ВЗ-4-05/150Н).

Однако если вышеперечисленные документы в настоящий момент могут быть предоставлены предприятием, оно может обратиться в арбитражный суд с иском о возврате сумм НДС, взысканных по причине отсутствия у предприятия существовавших на тот момент необходимых документов.

О. Лапина

Выпуск 3, февраль 1996 г.





Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".

Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".

Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.