154. Является ли деятельность поликлиники по оказанию медицинских услуг в рамках договора добровольного медицинского страхования (ДМС) предпринимательской? Какие налоги мы должны платить?
П.1 ст.2 части первой Гражданского кодекса РФ установлено, что предпринимательской является самостоятельная инициативная деятельность, направленная на систематическое получение прибыли. Определение понятия "добровольное медицинское страхование" дано в ст.1 Закона РФ от 28.06.91 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации". Ст. 24 регламентирует установление тарифов при обязательном и добровольном медицинском страховании, причем подчеркивается, что тарифы ОМС должны обеспечивать рентабельность медицинских услуг, а тарифы ДМС устанавливаются на договорной основе. Таким образом, и при установлении тарифов на медицинское обслуживание по добровольному медицинскому страхованию закладывается определенный уровень рентабельности (а следовательно, и прибыль). В соответствии с вышеизложенным на основании п.1 ст.2 части первой ГК РФ деятельность по оказанию медицинских услуг в рамках ДМС можно отнести к предпринимательской. Это же подтверждено письмом ГНИ по г.Москве от 16.08.95 N 11-13/12774 "Об уплате налога на пользователей автомобильных дорог и налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы", в котором указано, что любая платная деятельность бюджетных организаций является предпринимательской.
В п.8 разъяснений Госналогслужбы РФ от 14.09.93 N ВГ-4-01/145н "Об отдельных вопросах, связанных с применением налогового законодательства о налогообложении прибыли (доходов) юридических лиц" указано, что у бюджетных организаций к предпринимательской относятся все виды деятельности, кроме основной. Данные разъяснения являются нормативным документом, так как согласованы с Минфином РФ и зарегистрированы в Минюсте РФ (30.09.93 N 354) и до настоящего времени официально не отменялись.
Государственные и муниципальные учреждения здравоохранения созданы для оказания населению медицинских услуг в целях обеспечения конституционного права граждан на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь в соответствии со ст.41 части первой Конституции Российской Федерации от 12.12.93. Таким образом, основной для поликлиники является деятельность по оказанию медицинских услуг гражданам при условии, что для получателей эти услуги являются бесплатными. В этом случае Вы вправе руководствоваться вышеназванными разъяснениями ГНС РФ. Однако следует иметь в виду, что приведенные разъяснения даны конкретно по налогу на прибыль.
Добровольное медицинское страхование бесплатным для граждан не является (оплату производят либо граждане, либо предприятия за своих работников и членов их семей), а значит, не может быть отнесено к основной деятельности медицинского учреждения.
Действующим налоговым законодательством установлено, что бюджетные организации являются налогоплательщиками при наличии доходов от предпринимательской деятельности. Конкретные условия по каждому налогу определяются соответствующими нормативными актами:
1) налог на прибыль - на основании п.10 ст.2 Закона РФ от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций";
2) налог с превышения фактического размера фонда оплаты труда по сравнению с его нормируемой величиной - на основании п.13 ст.2 Закона РФ от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций";
Согласно Федеральному закону от 25 апреля 1995 г. N 64-ФЗ пункт 13 статьи 2 Закона "О налоге на прибыль предприятий и организаций" с 1 января 1996 года прекратил свое действие. Таким образом, с 1 января 1996 г. отменен налог с превышения расходов на оплату труда работников по сравнению с их нормируемой величиной
3) налог на имущество - на основании ст.1 Закона РФ от 13.12.91 N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий";
4) налог на пользователей автомобильных дорог - на основании п.1 ст.5 Закона РФ от 18.10.91 N 1759-1 "О дорожных фондах в РФ",
5) налог с владельцев транспортных средств - на основании п.1 ст.6 Закона РФ от 18.10.91 N 1759-1 "О дорожных фондах в РФ";
6) налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы - на основании ст.2 Закона г. Москвы от 16.03.94 N 5-25 "О налоге на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы";
7) сбор на нужды образовательных учреждений - на основании ст.1 Закона г. Москвы от 16.03.94 N 7-27 "О сборе на нужды образовательных учреждений, взимаемом с юридических лиц";
8) взносы в Пенсионный Фонд РФ - на основании п.2.1 Инструкции о порядке уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный Фонд РФ (утверждена постановлением правления Пенсионного Фонда РФ от 11.11.94 N 258);
9) отчисления на государственное социальное страхование, обязательное медицинское страхование, взносы в Фонд занятости населения - на основании статей 1-3 Закона РФ от 25.12.92 N 4230-1 "О страховых тарифах взносов в Фонд социального страхования РФ, в Государственный Фонд занятости населения РФ и на обязательное медицинское страхование граждан на первый квартал 1993 года" (в соответствии с Федеральным Законом РФ от 04.08.94 N 13-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный Фонд РФ, Государственный Фонд занятости населения РФ и в Фонды обязательного медицинского страхования".
Г. Касьянова
Выпуск 4, февраль 1996 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".
Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".