О расчете нормируемой величины расходов на оплату труда при изменении в течение года минимальной заработной платы (Выпуск 4, февраль 1996 г.)

     163. Как  правильно  рассчитать  нормируемую  величину  расходов  на
оплату труда,  не  облагаемую  налогом,  при  изменении  в  течение  года
минимальной  заработной  платы:  следует  ли  среднесписочную численность
работающих исчислять нарастающим итогом с  начала  года  в  1995  г.  или
отдельно  за  каждый  период,  в  котором  изменяется  размер минимальной
заработной платы?  Расчет,  выполненный в соответствии с консультацией  в
газете  "Экономика  и  Жизнь",  1995,  N  6 (вариант 1),  ГНИ не приняла,
мотивируя это тем, что это касалось только 1994 г. Вариант 1: (20 500 х 3
х  6  +  34  400 х 1 х 6 + 43 700 х 2 х 6)  х 1322 = 1 453 936 тыс.  руб.
Вариант 2:  (20 500 х 3 х 6 х 1321  +  34 400 х 1 х 6 х 1312 + 43 700 х 2
х 6 х х 1328) = 1 454 649 тыс. руб.

ГАРАНТ:

Согласно Федеральному закону от 25 апреля 1995 г. N 64-ФЗ пункт 13 статьи 2 Закона "О налоге на прибыль предприятий и организаций" с 1 января 1996 года прекратил свое действие. Таким образом, с 1 января 1996 г. отменен налог с превышения расходов на оплату труда работников по сравнению с их нормируемой величиной


Первоначально необходимо уточнить существо вопроса. Так, согласно п.13 ст.2 Закона РФ от 27.12.91 N 2116-1 (редакция от 26.06.95) "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (далее - Закон), нормируемая величина расходов предприятий и организаций на оплату труда определяется исходя из фактической среднемесячной оплаты труда работников, включаемой в себестоимость продукции (работ, услуг), но не выше шестикратного размера минимальной месячной оплаты труда и фактической среднесписочной численности работников. А поскольку в соответствии с п.2 ст.8 Закона расчет налога на превышение нормируемой величины расходов на оплату труда производится нарастающим итогом с начала года, то и среднесписочную численность работников, безусловно, следует исчислять в том же порядке, т. е. нарастающим итогом с начала года.

Фактическая среднемесячная заработная плата представляет собой частное от деления фонда заработной платы на среднесписочную численность работников за соответствующий период. Если бы Законом было установлено не конкретное ограничение указанной величины, а порядок расчета размера фактической нормируемой оплаты труда, то, возможно, имел бы право на существование вариант 2, предложенный Вашей налоговой инспекцией. Однако из Закона следует, что в случае превышения фактической среднемесячной заработной платы шестикратного размера минимальной месячной оплаты труда в расчетах необходимо использовать указанное ограничение. Этому порядку соответствует вариант 1.

Порядок расчета нормируемой величины расходов на оплату, приведенный в пояснении "3" к приложению 4 к инструкции Госналогслужбы РФ от 10.08.95 N 37 (пример исчисления налога с суммы превышения фактических расходов на оплату труда по сравнению с их нормируемой величиной), предусматривает первоначальное умножение величины минимальной месячной оплаты труда на коэффициент кратности, равный 6, и на количество месяцев отчетного периода, а затем уже полученная сумма умножается на среднесписочную численность работников за отчетный период нарастающим итогом с начала года, что противоречит логике расчета Вашей налоговой инспекции. При этом сама форма расчета налога с суммы превышения фактических расходов на оплату труда по сравнению с их нормируемой величиной не содержит необходимых данных для исчисления этой нормируемой величины расходов на оплату труда иным образом.

ГАРАНТ:

Согласно Изменениям и дополнениям N 2 от 12 февраля 1996 г. приложение N 4 к указанной Инструкции исключается


Вероятно, изложенное позволило специалистам Департамента налоговых реформ Минфина РФ в консультации в газете "Экономика и Жизнь", 1995, N 6 прийти к такому же выводу (никаких документов, из которых следовало бы обратное, в 1995 г. не принималось).

А. Зотов

Выпуск 4, февраль 1996 г.





Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".

Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".

Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение