• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

О сроках возврата бюджетной задолженности по НДС (Выпуск 5, март 1996 г.)

191. Наше предприятие осуществляет экспорт услуг. Инструкцией Госналогслужбы РФ "О порядке исчисления и уплаты НДС" установлено, что в случае превышения сумм НДС, фактически уплаченных поставщикам за приобретенные товарно-материальные ресурсы, основные средства и нематериальные активы над суммами налога, исчисленными по реализованным товарам, возникающая разница возмещается из бюджета в десятидневный срок со дня получения расчета за соответствующий период. Просим разъяснить, с какой даты у предприятия возникает право на начисление пени в связи с задержкой возврата задолженности: с даты фактической сдачи расчета, установленного срока сдачи расчета или представления заявления о возврате?


Действительно, в соответствии с п.3 ст.7 Закона РФ от 06.12.91 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" и п.21 инструкции Госналогслужбы РФ от 11.10.95 N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" (до 23.11.95 - п.22 инструкции Госналогслужбы РФ от 09.12.91 N 1) разница, возникающая в случае превышения сумм НДС, фактически уплаченных поставщикам за приобретенные товарно-материальные ресурсы, основные средства и нематериальные активы над суммами налога, исчисленными по реализованным товарам, подлежит зачету в счет предстоящих платежей или возмещению из бюджета по письменному заявлению налогоплательщика в течение 10 дней со дня получения расчета за соответствующий период. Аналогичный порядок применяется для предприятий, осуществляющих экспорт продукции (работ, услуг).

В своей работе должностные лица государственных налоговых инспекций обязаны строго соблюдать законы и другие нормативные акты, права и охраняемые законом интересы предприятий (ст.10 Закона РФ от 21.03.91 N 943-1 "О государственной налоговой службе РСФСР"). При этом следует иметь в виду, что в подобном случае ответственность налоговых органов и их должностных лиц в случае их незаконных действий регулируется не гражданским, а действующим налоговым законодательством РФ, в котором отсутствует возможность взыскания с них (или из государственного бюджета) штрафа в виде пени за несвоевременный возврат налогоплательщику излишне внесенных в бюджет сумм налоговых платежей или превышение установленного срока возмещения из бюджета причитающейся предприятию задолженности. В соответствии со ст.16 Закона РФ от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в РФ" и ст.13 Закона РФ от 21.03.91 N 943-1 "О государственной налоговой службе РСФСР" ответственность налоговых органов в рассматриваемой ситуации ограничена только возможностью в общеустановленном порядке возместить ущерб (включая упущенную выгоду), причиненный налогоплательщику вследствие ненадлежащего осуществления налоговыми органами и их сотрудниками своих обязанностей.

Подобный иск в защиту своих прав и интересов налогоплательщик может предъявить в судебном порядке на основании п.1 ст.127 Основ гражданского законодательства Союза ССР 1991 г. Тогда в случае подтверждения судебным органом факта незаконных действий государственного органа, согласно п.1 ст.126 названных Основ, последнему в соответствии с решением суда надлежит в полном объеме возместить вред, причиненный имуществу юридического лица. Однако в настоящее время механизм определения размера причиненного ущерба (в случае отсутствия реального повреждения или порчи имущества) для рассматриваемого случая ни в методическом, ни в практическом плане не отработан. Отсутствие установленного механизма проведения соответствующих расчетов ведет к достаточно существенному ограничению возможности судебных органов в удовлетворении подобного рода исков.

ГАРАНТ:

Федеральным законом от 26 января 1996 г. N 15-ФЗ установлено, что с 1 марта 1995 года на территории России не применяется раздел III Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик

Об ответственности за вред, причиненный государственными органами см. ст. 1069 ГК РФ


Добиться надлежащего исполнения своих обязанностей работниками налоговых органов предприятие может также путем обжалования действий должностных лиц непосредственно в налоговую инспекцию по подчиненности, а неправомерные решения последней - в вышестоящую организацию. По предложенным альтернативным вариантам исчисления установленного срока возврата средств из бюджета по расчетам по НДС следует отметить, что десятидневный срок со дня получения расчета по контексту указанных выше норм Закона и Инструкции относится к необходимому сроку представления письменного заявления налогоплательщика, на основании которого налоговым органом будет произведено возмещение из бюджета выявленной по расчету задолженности. В случае отсутствия заявления плательщика в течение этого срока рассматриваемая задолженность автоматически засчитывается налоговым органом в счет предстоящих платежей налога.

Возврат платежей из бюджета в соответствии с внутренним нормативным актом Госналогслужбы РФ должен быть произведен не позднее 10 дней со дня получения заявления от налогоплательщика (см. п.4 инструкции Госналогслужбы РФ от 15.04.94 N 26 "О порядке ведения в ГНИ оперативно-бухгалтерского учета налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей").

О.Лапина

Выпуск 5, март 1996 г.





Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".

Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.